20 мая 2024, понедельник, 22:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 августа 2013, 17:10

Взрыв на «Морском великане»

INS Sindhurakshak
INS Sindhurakshak

На пришвартованной в порту Мумбаи дизель-электрической подводной лодке российского производства «Синдуракшак» («Морской великан»), принадлежащей военно-морским силам Индии, в среду, 14 августа, прогремел взрыв, после чего она затонула.

По данным местной прессы, на борту подлодки находились18 человек. Министр обороны Индии Куриен Энтони заявил, что все члены экипажа погибли, и назвал произошедшее «величайшей трагедией за последнее время».

Власти Индии уже сформировали специальную комиссию, которая будет расследовать причины взрыва на субмарине «Синдаракшак». Руководить комиссией будет главнокомандующий военно-морскими силами Индии адмирал Девендра Кумар Джоши.

ВМС уже опубликовал хронологию произошедшего. 14 августа вскоре после полуночи на борту «Синдуракшака» произошел взрыв, а затем начался крупный пожар. Несмотря на то, что пожарные прибыли на место немедленно и в течение нескольких часов потушили огонь, лодка затонула на месте своей швартовки, теперь из воды торчит только ее верхняя часть.

По данным источника телеканала NDTV в министерстве обороны страны, лодка в момент взрыва не была на боевом дежурстве, однако было полностью вооружена — а значит, пожар мог привести к детонации торпед и ракет на ее борту.

По данным телеканала Zee News, повреждения получила и лодка «Синдуратна» — также произведенная в России субмарина, которая была пришвартована неподалеку.

Особой пикантности истории со взрывом индийской субмарины придает то, что она совсем недавно проходила модернизацию в северодвинском судоремонтном центре «Звездочка».

Подводная лодка «Синдаракшак» относится к проекту 877 ЭКМ, экспортной модификации проекта «Палтус», по классификации НАТО — Kilo. Корабль был заложен на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в 1995 году по заказу военно-морского флота Индии. Спущена на воду подлодка была через два года, в 1997 году.

В 2010 году Индия заказала проведение среднего ремонта и модернизации подлодки на заводе «Звездочка» в Северодвинске. В 2013 году ремонт был завершен, и 29 января лодка в сопровождении российских специалистов отправилась через Суэцкий канал в Индию.

«Путь субмарины пролегал через Белое, Баренцево, Норвежское, Северное, Средиземное, Красное моря, Атлантический и Индийский океаны. По маршруту корабль заходил в порты Тромсе, Портсмут, Картахену, Александрию, Суэц, Джибути. Всего за три месяца корабль преодолел около 10000 морских миль. В походе вместе с индийским экипажем участвовала гарантийная группа российской стороны в составе семи человек. По докладу ответственного сдатчика корабля Леонида Бибика, переход выполнен в соответствии с установленным графиком. Материальная часть корабля исправна, замечания, полученные в ходе перехода, устранены, субмарина готова к вступлению в строй», — говорилось в официальном сообщении «Звездочки» и также анонсировалось, что субмарину посетит премьер-министр Индии Манмохан Сингх.

В составе военно-морского флота Индии находятся девять подводных лодок проекта 877 ЭКМ. «Синдуракшак», при этом, самая новая, а самая старая - «Синдугош», спущена на воду в 1985 году. На сайте «Звездочки» утверждается, что «Синдуракшак» — первая из пяти модернизированных на «Звездочке» индийских субмарин.

Российская гарантийная группа из восьми человек все еще находится в Мумбаи, однако никто из россиян не пострадал — вся группа в момент происшествия находилась в гостинице.

Известно, что в ходе модернизации на «Звездочке» субмарина «Синдуракшак» была оборудована некоторыми новыми узлами нероссийского производства, в том числе и индийского — системы навигации и связи, холодильная установка и аккумуляторы. Однако установленные комплексы ракетного оружия Club-S, на которых, по некоторым данным, и произошел взрыв, являются чисто отечественной разработкой и произведены в России.

О причинах взрыва и пожара пока официально ничего не сообщается. Одно из предположений — работа террористов — было отвергнуто Министерством обороны Индии, хотя трагедия произошла ровно за сутки до главного государственного праздника страны — Дня независимости. Однако, несмотря на официальные заверения о непричастности террористов, охрана всех военно-морских баз и кораблей Индии была усилена.

В Северодвинске на заводе «Звездочка» собираются провести экстренное совещание, посвященное трагедии в Индии. Центр судоремонта готов оказать полное содействие в расследовании и установлении причин ЧП, отметили в пресс-службе завода, однако российских специалистов пока не допускают до расследования причин взрыва на подводной лодке.

Пожар на подлодке, даже в порту, не такое редкое явление. Так, ровно за день до трагедии в индийском порту Мумбаи власти Соединенных Штатов приняли непростое решение отказаться от восстановления атомной подводной лодки «Майами».

23 мая 2012 года, когда подлодка проходила плановый ремонт, один из рабочих решил закончить свой трудовой день пораньше и придумал для реализации своей затеи хитрый план: он решил поджечь корабль, в результате чего всех выгонят из доков для тушения пожара. Только все пошло не совсем так, как задумал Кейси Фури.

Огонь слишком быстро распространился по подводной лодке, так что пожарные тушили его около 12 часов. Семеро пожарных получили различные травмы, например, один из них провалился в открытый люк, в результате чего получил переломы ребер.

Командный пост подводной лодки сгорел дотла, также был уничтожен торпедный отсек. Километры трубопроводов на нижней палубе можно было разве что сдавать на металлолом: из-за высокой температуры в металле образовались микротрещины, в результате чего он потерял прочность.

Ремонт подводной лодки был оценен в 450 миллионов долларов и мог бы растянуться, по крайней мере, на два года. Ситуацию не спасло бы даже использование запасных частей со снятой с вооружения однотипной подводной лодки. В результате командование приняло решение списать подводную лодку «Майами», которая находилась в строю почти тридцать лет.

На рабочего Кейси Фури следствию удалось выйти только после того, как он устроил поджег в другом цеху. На этот раз обошлось без последствий, но полиция смогла легко вычислить человека, который работал во время обоих возгораний. Суд признал его виновным и отправил в тюрьму на 17 лет, а также приговорил к штрафу в 400 миллионов долларов — вряд ли Фури или кто-то из его потомков когда-либо сможет его выплатить.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.