20 мая 2024, понедельник, 16:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Бизнес без закошмаривания

Фото: boldsky.com
Фото: boldsky.com

Экономическая амнистия в России все-таки состоится. Силами «Единой России» и эсеров Госдума приняла проект постановления об амнистии. Недовольные, впрочем, нашлись и в самой Думе. Жириновцы и коммунисты выступили против амнистии. По мнению лидера ЛДПР Владимира Жириновского, не следует распространять амнистию на осужденных за мошенничество или подозреваемых в совершении таких преступлений.

Коммунисты решительно осудили саму идею. «Одни считают, что многие предприниматели признаны виновными без вины. Другие полагают, что надлежит освободить бизнесменов, которые будут способствовать оживлению российской экономики. Однако развивать промышленность и сельское хозяйство, используя криминальный опыт, безнравственно и опасно», - заявил Юрий Синельщиков, выступавший в Госдуме по проекту амнистии от фракции КПРФ.

Идея амнистии, в общем. не нова. Давно уже говорят, что бизнесмено­в лучше не сажать пачками. В предвыборн­ой программе Владимира Путина был, в частности,­ и такой пункт: деятельнос­ть правоохран­ительной системы должна быть направлена­ на охрану и поддержку законного предприним­ательства,­ а не на борьбу с ним. То есть, сейчас, видимо, не так, и силовики сажают, в числе прочих, и "законных предприним­ателей".

 
Гарри Минх

Представитель президента в Госдуме Гарри Минх, представляющий проект, в свою очередь рассказал о числе людей, которых коснется амнистия. Так, по данным МВД, в случае объявления амнистии подлежат прекращению 1299 уголовных дел, находящихся в стадии расследования. Число подозреваемых, которые могут быть освобождены по амнистии - 1280 человек. А по данным ФСИН, из исправительных учреждений могут выйти на свободу 180 человек, из следственных изоляторов - 160 человек. Кроме того, амнистия распространится на 1350 человек, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (не приговоренных к лишению свободы).

Иными словами: амнистия коснется примерно трех тысяч предпринимателей (иные наблюдатели говорили о десяти и даже ста тысячах, но из спича представителя президента никаких огромных тысяч вроде бы не получается). Это, конечно, неплохо, если три или даже десять тысяч человек выйдут на волю из российских тюрем. Иное дело, что это очень немного. И даже если с учетом всех-всех-всех (скажем, тех, кто отбыл срок, но все еще поражен в правах) амнистия коснется сотни тысяч — это все равно не будет окончательной победой авторов проекта и развитием инвестиционного климата, подъемом экономики и прочая, и прочая.

 
Борис Титов

Один из идеологов и по большому счету основной лоббист амнистии бизнес-омбудсмен Борис Титов, впрочем, почти торжествует. «Бизнесу хотелось иметь максимально широкий охват статей, которые подлежали бы амнистированию, и не иметь ограничений, например, возмещения ущерба. Но президент, согласившись на амнистию, и так пошел на очень непопулярное решение, которое не поддерживается большинством в обществе. В этом смысле это смелый шаг». - заявил Титов «Коммерсанту». В переводе на русский — пусть хоть так, иначе вообще ничего бы не было.

По поводу тезиса «большинство против амнистии» имеются серьезные сомнения. Сторонники тезиса (в лице тех же коммунистов, а противников в публичном поле практически не наблюдается) ссылаются, прежде всего, на какое-то доопытное и по сути варварское представление о собственном народе. Вроде совкового еще принципа «народ нас не поймет». На деле опрос ВЦИОМ, результатами которого оперируют противники и сторонники амнистии, ничего такого не показывает. 36 процентов, согласно данным социологов, против амнистии (18 из них — категорически против), 33 — за (12 из них — определенно идею поддерживают). Остальные, а это почти треть, «затруднились ответить». Иными словами: треть на треть и на треть. Ни о каком большинстве тут речи идти не может.

Получается, что правительство (не «правительство Медведева, а в широком смысле этого слова) должно тут принимать некое решение, демонстрировать свою волю и идти на политический выбор и принимать риски. Оно же рисует какие-то полумеры, называя их компромиссом. Компромиссом между кем и кем? Горячие противники амнистии, кажется, сидят, по преимуществу, только во власти, и находятся, по преимуществу, среди силовиков. Логика понятна: просто так ведь не сажают.

Есть, конечно, чисто техническая проблема: а кого отпускать? Велик ведь риск, что на свободу выйдут откровенные проходимцы, которым досиживать и досиживать свой срок. Но не все же предприниматели, получившие или получающие срок, на деле проходимцы.

Ведь всем давно известно: сажают и просто так. В этом и есть основная проблема амнистии: государство отпускает предпринимателей только в обмен на признание их вины, но отказывается, последовательно отказывается, признавать вину своих собственных агентов. Рейдеры в погонах никак не отвечают перед законом. 

Мошенники из власти закону не подотчетны. Вот бывший прокурор Игнатенко, проходящий по делу о крышевании подпольных казино в Подмосковье, вышел из СИЗО, потому как истек предельный срок его ареста — это иллюстрация. Как там дело повернется — большой вопрос. Пока уголовное дело вновь возвращено в Следственный комитет на дополнительное расследование и не факт, что оно не развалится вовсе. Да и невозможно было бы это дело без конфликта силовиков. А вот бизнесмены без погон спокойно садятся в тюрьму за куда меньшие прегрешения.

Вместо признания собственных проблем с собственными назначенцами госвласти делают акцент на чрезвычайном характере амнистии. «Эта амнистия идет без всяких юбилеев и без всяких дат. Она привязывается к очень важному моменту — к тому, что в РФ сильно упали темпы роста ВВП, на 30% стали менее прибыльными компании, меньше растет покупательная способность населения. Мы видим реальные экономические проблемы. Вот к этому, по существу, и приурочена амнистия», - считает Титов. То есть — у нас в экономике проблемы, давайте выпустим бизнесменов из тюрем, чтобы они нам помогли их преодолеть.

Это, конечно, в определенной степени лукавство. Титов — не мальчик и не дурачок, просто он понимает, что только такая логика может убедить конкретных ребят из АП и силовых ведомств в том, что вообще кого-то надо отпустить. Им нужен обвинительный уклон, признание бизнесменами под стражей своей вины и так далее. Строго говоря, в данном случае амнистия бесполезна и по той причине, что вышедшие по амнистии будут вынуждены не предпринимательской деятельностью заниматься, а компенсировать ущерб. Да и захотят ли они вообще теперь играть в игры с российским государством (имеем в виду незаконно посаженных предпринимателей) — большой вопрос.

Повторимся: амнистия — это, вероятно, благо. Хотя бы потому, что тюрьма — явно благом не является. Но чрезвычайный характер мер (президентская воля, сильная ревизия условий и сопротивление проекту до последнего) означает, что «кошмарить бизнес» в России никто не перестанет. И что никто, в общем-то, на это и не рассчитывает. Покуда такое представление будет доминировать у российской элиты, никаких надежд на существенное улучшение бизнес-климата нет, какие бы поручения Путин ни давал по поводу 20-го места в рейтинге Doing business. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.