Пока мы все отдыхали на майских праздниках, правительство продолжало работать. В том числе, над совершенствованием защиты наших с вами персональных данных и порадовало нас изменениями в законодательстве. Но начнем мы не с них, а с закона, вышедшего месяц назад и незаслуженно обойденного пристальным вниманием общественности.
А именно - № 43-ФЗ от 5 апреля 2013 года «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве Территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Закон вносит изменения в две статьи. Прежняя редакция этой статьи гласила:
«Обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг».
И возражений в общем такая формулировка не вызывала. Пользуемся услугой - должны зарегистрироваться и предоставить о себе данные в объеме, необходимом для получения услуги. Все понятно.
А вот новая редакция:
«Обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг».
Почти то же самое, да? Толь зачем-то перечислены органы власти. Чтобы понять происходящее, следует ознакомиться с не существовавшим ранее пунктом 4 статьи 25:
«Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, юридическими лицами, физическими лицами при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, регулируются настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
А это, следует отметить, существенно иной подход. Почему? Да потому, что до момента введения этого пункта закон о персональных данных был обязательным для всех. Задача защиты персональных данных провозглашалось максимально приоритетной – если персональные данные не требовались, скажем, при расследовании преступлений – но и тут их защита должна была быть на высоте.
Теперь же, благодаря новой редакции, защита персональных данных объявляется менее приоритетной, чем задачи, возникающие при присоединении к Москве новых земель. Если мы заглянем в упомянутый закон, то он во многом посвящен решению земельных вопросов, в том числе изъятию земельных участков и иной собственности. Защита, наших с вами личных данных, говоря проще, поставлена на второе место после имущественных проблем государства.
Есть ли здесь повод протестовать? Мне кажется, что да.
Но не все у нас так ужасно. На праздники нас, например, порадовали. Вступил в силу федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных”»). Изменений, внесенных в различные документы, там достаточно много, но особенно хочется отметить одно. Теперь согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации «иски о защите прав субъекта персональных данных, в том числе о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда» могут подаваться не только по местонахождению ответчика, но и по месту жительства истца.
Это существенный плюс для многих, поскольку в нашем глобализованном мире ответчик может находиться где угодно, а многие не столь богаты, чтобы потратиться на дальние поездки и длительные проживания. Непонятно лишь одно, почему для таких разумных изменений нам понадобилась Конвенция Совета Европы.