3 июня 2024, понедельник, 08:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Интернет-независимость РФ. Часть 3

Фото: isiqiri-multi-touch.com
Фото: isiqiri-multi-touch.com

(часть первая, часть вторая)

Советский Союз мог реализовывать проекты любой степени сложности – плановая экономика давала возможность вести проекты в течение десятилетий. Сейчас другие времена. Каждая смена министров вызывает отмену всего намеченного и переделку уже сделанного. Как быть, если нужно в текущих условиях реализовать нечто, требующее десятилетий разработки и поддержки?

Для обеспечения государственных нужд за рубежом используют технологии управления единым циклом планирования, размещения и исполнения государственных контрактов (контрактные системы). Характерной особенностью является широкое применение методик планирования обеспечения государственных нужд, мониторинга цен, библиотек типовых контрактов, механизмов контроля исполнения контрактов, процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов, наличие специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.

Наиболее богатая страна мира – США –  реализует и наибольшее количество проектов. 500 миллиардов долларов госзаказа. 160 тысяч коммерческих организаций – подрядчиков. Координирует деятельность федеральной контрактной системы специальное учреждение – Офис государственного заказа США - структурное подразделение Административно-бюджетного управления (OMB) США при президенте США

При планировании государственных закупок составляются прогнозные планы, и для каждого министерства и ведомства определяются свои пороговые значения. Помимо стандартных разделов, в федеральный контракт включаются положения экономической, промышленной, внешнеторговой политики федерального правительства. Например, положения трудового законодательства или ограничения по приобретению комплектующих в отдельных странах, или обязательства приобретения отдельных комплектующих и материалов у особо определенных поставщиков. Тендеры в США есть – но никто не доводит требования о тендерном проведении закупок до идиотизма – если есть необходимость, то требования рыночной конкуренции и участия в ВТО уступают место экономической или политической целесообразности.

А как избежать в этом случае распилов? Каждое федеральное ведомство Америки обязано вести компьютерную базу данных, содержащую несекретные сведения по всем контрактам единичной стоимостью свыше 25 тыс. долл. за пять последних финансовых лет. Для предоставления сведений по контрактам федеральные ведомства используют стандартные формы документов и унифицированные форматы данных. В дополнение к представленному перечню ведомства должны иметь в электронном виде данные, идентифицирующие субконтракты по контрактам на общую сумму 5 млн долл. и более.

Офис собирает информацию о федеральных государственных контрактах. Доступ к Федеральному банку данных полностью компьютеризирован. Право доступа к данным имеют не только Конгресс, Счетная палата и исполнительные органы государственной власти, но и широкая общественность, которая может контролировать расходы правительства и через своих представителей – депутатов, вносить запросы в конгресс, где всегда есть желающие разобраться в том, почему народные деньги уходят не туда, куда нужно. При этом специалист Центральной информационной системы поможет при индивидуальном запросе любого клиента в разработке требуемой структуры отчета. Срок подготовки документа – пять-семь рабочих дней. Стоимость специального поиска в основном банке данных по одному году составляет приблизительно 400 долл., сведения по каждому дополнительному году – еще 100 долл. Отчеты, списки и рассылки передаются как в бумажном виде, так и на магнитном носителе

Показательна система планирования, программирования и бюджетирования, принятая для проведения закупок в системе министерства обороны США. На этапе планирования основной акцент делается на операционные вопросы. На этапе программирования проект разбивается на составные части и увязывается с шестилетним финансовым планом министерства обороны США (а сколько проклятий было вылито на голову Госплана СССР и принцип пятилетнего планирования!), известным как план обороны на предстоящие годы (Future Years Defense Plan, FYDP). На этапе бюджетирования финансисты осуществляют привязку отдельных элементов плана обороны к бюджетным планам министерства, которые в агрегированной форме направляются президенту, а затем утверждаются Конгрессом США

А что у нас? Откроем тот же доклад Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации:

«Основные проблемы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, обусловленные управлением государственными программами

  • Отсутствуют или не в полной мере укомплектованы структуры, обеспечивающие функции управления государственными программами.
  • Недостаточно развита система повышения квалификации менеджеров и специалистов, отвечающих за разработку, мониторинг и оценку государственных программ и проектов.
  • Экспертно-аналитическое сопровождение управления государственными программами является скорее исключением, чем нормой.
  • Органы исполнительной власти недостаточно обеспечены информационно-аналитическими инструментами.
  • Институт мониторинга государственных программ и проектов на региональном и федеральном уровнях находится в стадии становления.
  • Механизмы оценки ожидаемых результатов и социально значимых конечных эффектов в подавляющем большинстве не включены в проектный цикл.
  • Вопросы управления рисками как основополагающий подход для минимизации ущербов рассматриваются редко.»

Не убавить, не прибавить – диагноз поставлен исключительно точно. И, естественно, предлагаются меры по исправлению ситуации:

  • создать единый консалтинговый центр по внедрению и поддержке программно-информационных средств для управления государственными программами в субъектах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти;
  • создать центр подготовки кадров, разработать учебные курсы для работы в системе управления государственными программами  при органах государственной, региональной власти.
  • разработать методическое обеспечение новой системы управления государственными программами.

По сути это предполагает начало работ по подготовке кадров. Цель правильная. Но сроки реальными не выглядят.

Уже в 2013 году не только в центре, но и на местах предполагается создать офисы управления программами с высоким уровнем готовности. Учитывая крайний дефицит управленцев и специалистов высокой квалификации, готовых работать в регионах на имеющихся ставках… Посмотрим.

А пока в качестве примеров текущего состояния в области управления можно заглянуть на сайты dkp31.ru  и admchern.ru (http://admchern.ru/project-management/projects-2012) и еще раз задуматься.

P.S.

Традиционно красивый факт, на этот раз характеризующий подход руководства страны к реализации любых проектов, прилетел под конец.

Вот он на закуску: Минкомсвязи уже разработало комплекс мер по переустройству портала Правительства и пяти министерств. Конкретно тех, на которые ООН обращает внимание, составляя «рейтинг электронного правительства».

Как объяснил первый замминистра связи Олег Пак, в связи с необходимостью повысить место России в международном рейтинге ООН по электронному правительству и к 2015 г. войти в двадцатку стран по уровню развития электронного правительства принято решение модернизировать сайты Правительства, Минфина, Минздрава, Минобрнауки, Минтруда и Минприроды в соответствии с критериями оценки рейтинга развития электронного правительства ООН.

И снова (оставим в стороне модернизационную избирательность), сама цель не вызывает возражений, так как модернизация предусматривают размещение аудио и видео информации, реализацию функции предоставления электронных услуг в удобном виде,  унификацию интерфейсов и сервисов и использование инструментов для вовлечения граждан в принятие решений. Все это однозначно нужно. Вот только заявляение было сделано 19 апреля, а подготовка рейтинга ООН начнется уже в мае. Хотя, в принципе, какой студент, желающий сдать экзамен, не может выучить китайский за ночь, да?

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.