3 июня 2024, понедельник, 07:30
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Требуем уважения

Концепция внешней политики Российской Федерации, подготовленная Министерством иностранных дел, в очередной раз показала, что в числе основных целей, которых страна намерена добиваться на международной арене, значатся восстановление «равноправия» и «уважения», утраченных вместе с распадом СССР.

«Глобальная система», по мнению российского МИД, становится «децентрализованной», и среди терминов, описывающих ее формирование, вариации слова «равноправие», встречаются особенно часто (16 раз).

В преамбуле документа отмечается, что нынешняя концепция основана на положениях указа Владимира Путина «О мерах по реализации внешнеполитического курса», подписанного 7 мая 2012 года, в день инаугурации, а также на Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, принятой еще в 2009 году.

К этим документам стоит добавить и программную статью Путина «Россия и меняющийся мир», которая была опубликована перед президентскими выборами. Статья содержала рассуждение о «мягкой силе» и критериях допустимости ее применения. Владимир Путин определил этот термин как «комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия».

Данный подход, который можно назвать традиционным для западных стран, был учтен и российским Министерством иностранных дел. Дипломаты в тексте концепции пообещали развивать и применять этот «инструментарий решения внешнеполитических задач», однако осудили использование «мягкой силы» в целях оказания «политического давления на суверенные государства». Для чего еще может использоваться этот «инструментарий», кроме оказания воздействия на международное сообщество и его субъекты, представители ведомства не объяснили.

В любом случае, для освоения подобных методов стране необходим высокий уровень авторитета. Именно по этой причине МИД особо подчеркивает намерение «работать над созданием положительного образа России, соответствующего авторитету ее культуры, образования, науки, спорта, уровню развития гражданского общества» .

Среди конкретных целей в сфере международной политики особо отмечены развитие отношений со странами СНГ, расширение взаимодействие с ЕС и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, нормализация отношений с НАТО и Соединенными Штатами.

Судя по тексту концепции, приоритетом для России является выстраивание партнерских отношений с бывшими советскими республиками. Ключевыми вопросами в этой сфере названы «противодействие международному терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной преступности, незаконной миграции».

Фото: Алексей Дитякин/Итоги

Отдельно упомянуто сотрудничество с Белоруссией и Казахстаном в рамках Таможенного союза, и с Украиной - «приоритетным партнером в СНГ». Что касается Грузии, то здесь речь идет пока лишь о «нормализации отношений» в тех сферах, «в которых к этому готова грузинская сторона».

Россия претендует на роль ключевого звена, обеспечивающего интеграцию не только на постсоветском пространстве, но и на большей части континента. В частности, задачей страны названо «продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана». Для этого особое внимание авторы документа уделяют развитию сотрудничества с Китаем, Индией (в том числе, в Совете Безопасности ООН, а также в рамках «Группе двадцати», БРИКС и других международных объединений) и странами Евросоюза.

Главный вопрос в отношениях с ЕС — отмена визового режима. Этот вопрос представители МИД в очередной раз назвали серьезным препятствием на пути интеграции России и Европы. «Особое место в отношениях России и Европейского союза занимает задача взаимной отмены виз для краткосрочных поездок граждан. Визовый режим остается одним из основных барьеров на пути развития человеческих и экономических контактов между Россией и Европейским союзом. Его отмена станет мощным импульсом для реальной интеграции России и Европейского союза», - сказано в тексте концепции.

Проблемными вопросами международного сотрудничества остаются отношения с НАТО и Соединенными Штатами. Тезис об отношениях с Североатлантическим альянсом практически дословно повторяет соответствующее утверждение Концепции внешней политики 2008 года. Здесь ключевой проблемой вновь стало «равноправие»: «Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права».

Этот же вопрос является камнем преткновения и в отношениях с США. Авторы концепции много говорят о необходимости расширения экономического и научно-технического сотрудничества двух стран, которое должно «придать отношениям большую стабильность и предсказуемость, укрепить двустороннее взаимодействие на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения взаимных интересов».

Отдельный пункт посвящен проблеме вмешательства США «во внутренние дела других государств», который, вероятно, появился в связи с «актом Магнитского». «Россия ожидает, что американская сторона в своих действиях на мировой арене будет строго руководствоваться нормами международного права, включая принцип невмешательства во внутренние дела других государств», - говорится в тексте документа.

Штаб-квартира НАТО

Впрочем, проблемы отношений с НАТО и США, которым в концепции даны довольно жесткие оценки, можно назвать традиционными для российской международной политики. О них в начале февраля на Мюнхенской конференции говорил министр иностранных дел Сергей Лавров. Практически те же формулировки можно наблюдать и в концепции международных отношений пятилетней давности, и в Стратегии национальной безопасности России.

«Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века... восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений», - так в общем виде сформулирована позиция государства в тексте стратегии.

Основным тезисом в подобных документах раз за разом становятся требования о «соблюдении интересов» страны и признании ее роли в качестве «уравновешивающей и стабилизирующей силы» в международной политике. Будем надяться, что в ближайшие годы станет понятно, чем именно именно Россия собирается подтвердить свое право на подобную самооценку.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.