21 мая 2024, вторник, 00:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Небесный союз

American Airlines
American Airlines

Похоже, что долгая история слияния двух крупнейших американских авиаперевозчиков American Airlines и US Airways наконец-то близится к завершению. Слухи об объединении компаний появились еще в декабре 2011 года, и с тех пор аналитики строили разные гипотезы о возможности такого союза. Однако в эту среду новая «утечка информации», которая в подобной ситуации не может быть случайной, ясно дала понять: необходимые договоренности достигнуты и слияние состоится.

Американская пресса иронизирует по поводу «долгих свиданий» авиаперевозчиков и «счастливого брака», о котором стало известно в канун Дня святого Валентина. А эксперты, тем временем, строят предположения о последствиях сделки. Основными поводами для беспокойства стали перспективы американского рынка воздушных перевозок, будущее мелких авиакомпаний, а также цены на билеты и уровень обслуживания пассажиров.

Главный вывод специалистов можно назвать вполне однозначным — рынок «сжимается». За последние семь лет в США произошла целая серия крупных слияний и поглощений авиакомпаний. C 2005 по 2012 гг. America West Airlines объединилась с US Airways (под брендом последней), Delta Air Lines поглотила Northwest Airlines, United Airlines присоединил Continental Airlines, а крупнейший американский лоукостер Southwest Airlines приобрел активы конкурента AirTran Airways.

Совершенно очевидно, что появление целой плеяды компаний-гигантов вовсе не означает бурного развития рынка воздушных перевозок. Напротив, появление крупных перевозчиков, вынужденных бороться за клиентов, неизбежно влечет монополизацию рынка, о которой постоянно говорят экономисты. Так, слухи о нынешней сделке между American Airlines и US Airways вызвали активный протест экспертов Американского Антитрастового Института, занимающегося проблемами рыночной конкуренции в Соединенных Штатах.

Организация опубликовала на своем сайте пространный доклад, в котором отмечается, что слияние компаний «серьезно сокращает конкуренцию по ряду маршрутов», а также может создать региональные монополии и поставить местное население в зависимость от ценовой политики объединенного авиаперевозчика. Кроме того, мелкие компании, стремясь компенсировать убытки от присутствия крупного конкурента, могут последовать его примеру и поднять цены на билеты. «Имеются серьезные опасения, что планируемое слияние может стать событием, которое безвозвратно изменит этот рынок, сделав его принципиально иным», - считают эксперты Американского Антитрастового Института.

Доклад уже направлен в американское Министерство юстиции. Именно это ведомство, совместно с Министерством транспорта США, должно решить судьбу сделки, рассмотрев аргументы руководства компаний и антимонополистов.

Помимо этого, свое мнение по вопросу слияния должен высказать и Суд по делам о банкротствах. Дело в том, что с ноября 2011 года AMR Corporation, компания-владелец American Airlines, находится «под защитой от банкротства». В отношении AMR принято судебное решение, временно защищающее компанию от «агрессивных действий кредиторов», что позволяет руководству пересмотреть финансовую политику и принять меры для повышения доходности.

Согласно отчетам компании, с 2001 по 2010 гг. AMR потеряла около 12 миллиардов долларов. Топ-менеджеры винили во всем политику федеральных властей в сфере оплаты труда наемных работников. Однако за два года, прошедшие со времени решения о судебной защите, компания не смогла самостоятельно справиться с финансовыми проблемами и понесла новые убытки в размере 2,8 миллиарда долларов. На этом фоне и появились слухи о возможном слиянии. Вероятными партнерами American Airlines пресса называла авиакомпании JetBlue, Alaska Airlines или Virgin America. Однако наиболее вероятным кандидатом с самого начала считалась US Airways — пятый по величине американский авиаперевозчик.

US Airways за последние десять лет тоже испытывала серьезные финансовые трудности и дважды объявляла о банкротстве. Ситуацию спасли государственные займы, но руководство компании было вынуждено пойти на серьезное сокращение расходов, вплоть до отмены бесплатного питания на внутренних рейсах.

По всей видимости, наиболее вероятная цель предстоящего объединения — конкуренция с Delta Air Lines, которая в настоящее время является одним из мировых лидеров по совокупному объему пассажирских перевозок и размеру флота (вместе с дочерними компаниями - более тысячи самолетов).

Компании American Airlines и US Airways, которые, скорее всего, объединятся под именем American Airlines, получат приблизительно такой же парк самолетов. Чтобы превзойти Delta Air Lines, они попытаются завоевать более крупную долю рынка внутренних перевозок. Однако пока не совсем ясно, какие меры будут предприняты новым менеджментом для достижения этой цели.

Дуг Паркер

Руководителем объединенной компании, рыночная капитализация которой может составить около 11 миллиардов долларов, по всей вероятности станет исполнительный директор US Airways Дуг Паркер. Акционеры US Airways получат 28% акций, а владельцы прежней American Airlines — 72%.

 

Многочисленные предположения о том, как будет выглядеть новый рынок перевозок, и на какую долю смогут рассчитывать авиакомпании в нынешней ситуации, являются весьма противоречивыми. Поэтому пока стоит прислушаться лишь к самым общим прогнозам, которые касаются главным образом изменений цен на билеты.

Аналитики Businessweek, рассмотрев динамику цен за последние 10 лет, пришли к выводу, что подорожание билетов значительно обгоняет инфляцию. Повышения цен стоит ждать и от обновленной American Airlines, для которой проблема увеличения доходов станет жизненно важной.

Эксперты The Wall Street Journal считают, что в обозримом будущем гражданину Соединенных Штатов в большинстве случаев придется иметь дело с четырьмя перевозчиками: American Airlines, United Airlines, Delta Air Lines и Southwest Airlines. Вероятно, именно они и будут определять ценовую политику, с поправкой на соответствующие ограничения федерального правительства.

В свою очередь, аналитик рынка туристических услуг Джо Брэнкэтелли в своей колонке в Chicago Business Journal обратил внимание, что делать выводы по поводу последнего решения о слиянии еще слишком рано. Сделка может вообще сорваться, если ее не одобрит Министерство юстиции. Кроме того, прежде чем потребители ощутят реальный экономический эффект от появления объединенной American Airlines, пройдут долгие месяцы — процесс объединения активов в таком сложном бизнесе не может происходить быстро.

Небесный союз. Фото: americanairlines.com

А вот в ходе слияния, по мнению Брэнкэтелли, могут возникать серьезные трудности с расписанием, бронированием билетов и координацией маршрутов. Именно с такими проблемами столкнулись пассажиры US Airways при объединении с America West Airlines.

Однако самое радикальное суждение относительно происходящих событий высказал Джеффри Пфеффер — специалист в сфере менеджмента и организации бизнеса из Стэнфордского университета. По его словам, объединение American Airlines и US Airways в принципе не может быть успешным из-за того, что крупные компании не в состоянии предоставить высокий уровень сервиса и уделить должное внимание каждому клиенту. В подтверждение своих слов он приводит различные рейтинги популярности американских авиакомпаний, основанные на мнениях пассажиров. Согласно приведенным данным, американцы гораздо выше оценивают уровень обслуживания малых компаний — AirTran, Hawaiian, Jet Blue, Alaska. Крупные перевозчики оказываются в рейтингах «удовлетворенности сервисом» гораздо ниже.

Исходя из этого, можно заключить, что после того, как ресурсы для «экстенсивного развития» авиакомпаний (увеличение флота и расширение географии полетов) будут исчерпаны, основная борьба за клиента будет происходить в сфере сервиса. И самой успешной из крупных компаний станет та, которая помимо низких цен и скорости перелета сможет обеспечить американским потребителям еще и благоприятные впечатления о путешествии.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.