3 июня 2024, понедельник, 05:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 октября 2012, 10:36

Моя Америка. Долина Смерти

10 день, 1 мая

Ранним первомайским утром мы уже покидали фантастический Вегас и направлялись в пустыню Мохаве, а точнее – заповедник в этой бескрайней пустыне, называемый Долина Смерти.
Дыхание настоящей пустыни мы начали ощущать еще в Городе Греха – жара и жажда. Чем ближе мы подбирались к пустыне, тем более завораживающим становился пейзаж за окном автомобиля. Мы ехали по прекрасному шоссе, проложенному прямо через бескрайние пески и кактусовые поля. Я прошу Антона остановить машину – целый сад из разномастных кактусов, полуживая земля, зыбкая дымка от палящего солнца так и просились в фотоаппарат. 
Я вышла на фотоохоту, а Антон остался в машине получше изучить маршрут, который нам предстояло преодолеть сегодня. Посещение пустыни, пусть и окультуренной – дело нешуточное, и мы отнеслись к этому со всей серьезностью. Я была так очарована кактусами, что отсутствовала добрых полчаса.
Вернувшись в машину, обнаружила Антона, обложенного влажными салфетками– жара и переутомление дали себя знать, у него пошла носом кровь. Мы быстро справились с этой неприятностью и приготовились было ехать дальше, но тут заметили в зеркале заднего вида полицейскую машину, непонятно каким образом материализовавшуюся на совершенно пустынном шоссе. «Это к нам...», - сообщил Антон. И он не ошибся.

Чернокожий полицейский в черной форме уже подходил к водительской двери, держа правую руку на поясе, где, как безошибочно подсказало мне чутье, должен был находиться пистолет. Не дожидаясь приглашения, мы опускаем стекло. «Добрый день, такой-то-такой-то, у вас все в порядке?  Вы стоите на обочине уже более двадцати минут», - сообщил коп. Несмотря на всю вежливость и кажущуюся доброжелательность, глаза полицейского, изучив нас, пристально скользили по салону, на секунду долее задерживаясь на навигаторе, видеорегистраторе и прочих девайсах. То же чутье подсказало нам, что, хоть перед нами и американец, улыбку лучше оставить для другого случая, и как можно более вежливо и безмятежно Антон сообщил о причинах нашего стояния на обочине, для пущей убедительности показав на нос. «Это она вас ударила?», - без тени иронии спросил коп. Мы засмеялись и замотали головами, только спустя несколько минут поняв, что вопрос был задан совершенно серьезно, коп рассматривал такой вариант событий и, поддержи Антон его «шутку», мне бы точно не поздоровилось.
Мы объяснили, что виной всему жара, все уже прошло и мы как раз готовились продолжить путь. 
«Едете в Долину Смерти?», - скорее констатировал, а не уточнил страж порядка.  – «Там сейчас еще жарче, чем здесь. Подумайте. У вас есть головной убор?». Мы кивали, улыбались, сгоняли улыбку с лица и не знали, что делать дальше. Еще раз окинув салон пристальным взором, полицейский наконец отходит, садится в свою машину, которая не трогается с места. «А давай-ка поедем-ка», - синхронно посетила нас мысль, и мы поехали восвояси. Полицейская машина осталась на обочине.
Как он узнал, что мы стоим более получаса? Тут что, нельзя долго на обочине стоять? Откуда он вообще взялся? Он что, реально меня заподозрил? У них тут спутник, что ли, пустыню мониторит? Мы общались вопросами, и только через пару секунд обернулись. Полицейская машина исчезла так же внезапно, как появилась ...
После этого случая мы до конца поездки были уверены, что за нами неусыпно следит Большой Брат, и еще у нас появилась неиссякаемая тема для шуток.
Наш путь лежал через город-призрак Риолайт -  заброшенный город старателей, столетие назад добывавших в этих местах серебряную руду. Сейчас одна из частей города, вероятно, центральная, облагорожена для туристов, держащих свой путь в Долину Смерти. Дорога в национальный парк проходит мимо Риолайта. Пропустить этот городок практически невозможно -  призраки старателей (огромные фигуры из белой глины) хорошо видны с дороги. 
Подъезжаем к дому, судя по всему – уцелевшему, а не новострою, на дверях которого висит почтовый ящик и приглашающай войти табличка. Дергаем дверь – закрыто. Не удивляемся.
Перед домом стоит вытащенный на улицу диван, на поверку оказавшийся твердой, обложенной мелкой плиткой скамейкой. 

С другой стороны – старый велосипед, над которым склонилась одетая в саван фигура.
 

Замечаем поблизости длиннующу палку с фигурой наверху, где зад, где перед – не понять... Распятие...
 
Невдалеке расположился целый ряд призраков, тех самых, что мы заприметили с дороги. Фотографируемся среди них. Жара и безлюдность, искривленное пространство... Где мы? Что это? Непостоянство памяти...
Направляемся на поиски еще одной известной достопримечательности города – домика, сложенного из пустых пивных бутылок. Говорят, что дом был построен местным сумасшедшим Томом Келли из бутылок, которые оставались от посетителей местной пивнушки. 
Пивной домик не такой уж маленький, нормальный дачный сарайчик, образующие его бутылки намертво скреплены цементом.  Дом огорожен, близко не подойти, но получается заглянуть в окно и увидеть разбросанную по полу утварь. Жил ли здесь стрина Келли? Мы, к сожалению, не знаем, но оригинальный домик впечатлил очень сильно. 
Недалеко от бутылочного дома стоит заброшенный, вросший в землю автомобиль. Стоит уже столетие... Я прикрываю глаза и представляю, как раньше, когда Риолайт был живым и шумным (население города составляло 16 тысяч человек), один из шахтеров ездил на этом автомобиле по этим улицам. 
Возможно, он отвозил своих детей в школу, полуразвалившееся деревянное здание которой видно неподалеку. Возможно, ездил на вокзал, который мы тоже видели. Здание вокзала  - каменное, и сохранилось оно прекрасно. Сохранились здания банка и даже тюрьмы, а вот деревянные домики обитателей города, ставшего ныне призраком, практически полностью истлели. 
Я бы еще долго бродила по Риолайту, который, уверяю, до сих пор сохранил свой характер и энергию населявших его людей, но нам, как всегда, пора двигаться дальше. Мы хотели добраться до каньона Титус по дороге, идущей в горах Виноградной Лозы.
Как мы поняли из путеводителя (как потом выснилось, ошибочно), накатанная дорога на Титус должна была начаться чуть подальше, но на одном из ответвлений основной дороги замечаем указатель: Каньон Титус, рекомендовано передвижение на полноприводных автомобилях. «Что мы, не на джипе что ли», - говорит Антон, и мы сворачивем в неизвестность. 

Дорога узкая, очень сильно петляет и еще сильнее трясет. Сначала я пыталась соотнестись с путеводителем на предмет правильности направления. Пыталась посчитать, проехали ли мы 18 миль, и похоже ли то, что мы видим, на развилку, которую через 18 миль обещал нам путеводитель. Но вскоре оставила эту затею. Мы уверенно приближались к знакомым горным развалам, и не менее уверенно въехали на уводящую в горы тропу.
Виды вокруг были умопомрачительные, даже несмотря на то, что мы, смею сказать, уже многое повидали в национальных парках Невады и Аризоны. Довольно круто забирающая вверх дорога была узкой и я бы никогда в жизни не отважилась сесть здесь за руль.
Мобильный перестал  принимать сигнал, ни впереди, ни позади (а просматривалась дорога в обе стороны неплохо) не было ни единой машины. Я была абсолютно уверена, что мы едем не туда,  случись что с машиной – непонятно, откуда ждать помощи. Правда, случай с возникшими из воздуха полицейскими немного придавал уверенности. Утешало одно – дорога была грейдерная, значит, ее специально тут прокладывали, и значит, она обязательно должны была вывести нас из каньона на шоссе. 

А мы все поднимались и поднимались, не забывая делать неописуемые фотографии. Внезапно скальная порода окрасилась в бордовый цвет, это бросилось в глаза. Мы притормозили. Бордовые скалы, бордовая пыль.. Красный перевал! О нем говорилось в путеводителе! Ура, мы на правильном пути! С чувстом глубокого облегчения (говорю за себя) продолжаем нелегкий путь по трясучей дороге, которая пошла на спуск.
Конца каньону и узкой дороге не было и в помине. Я кошусь на стрелку, показывающую количество бензина (едем довольно медленно, трясемся и дергаемся, кондиционер работает на всю катушку), мертвый телефон и совершенно безлюдное (безмашинное) пространство. Погруженная в тревожные мысли, замечаю дом, одиноко стоящий прямо среди горных  выступов.  Я не знаю как объяснить, почему это было прекрасно. Развалившая хибара среди мертвых скал. Но это было невыносимо прекрасно!  Тормозим около таблички «Лидфилд, мертвый город». 

Заложенный в 1926 году Лидфилд просуществоал не более полугода – руда, обнаруженная здесь старателями, оказалась непригодной для использования. Крошечный городок опустел так же стремительно, как и появился. Несколько мертвых домов, сохранившихся до наших дней, обреченно темнеют на фоне скал. От ближайшего до дальнего домика ведет тропинка, можно дойти. Также виднеются несколько сохранившихся штолен. Я бы с удовольствием, да  пора в путь. Мы пока не можем оценить,  сколько еще нам петлять и трястить по узкой скошенной дороге, ведущей к каньону Титус.
Мы все спускаемся вниз, машинка довольно бойко крадется по грейдеру, объежает стоящие прямо на пути валуны.. Откуда свалились? А главное - когда? И вот – он! Долгожданный указатель! TITUS!  Мы спустились на автомобиле на самое дно каньона! Пусть мы не побродили по дну неприступного Гранда, да и Брайс посмотрели по верхушке, но зато мы съехали на автомобиле на дно каньона, находящего в самом жарком месте на Земле. Забываю тревоги и переживания – мы сделали это... 

Наконец мы поехали по ровной дороге - не взбираться наверх, не спускаться вниз. Правда, прибавилось ощущение, что мы находимся в огромном колодце - стены Титуса выросли и сплотились, встав плечом к плечу и стараясь закрыть небо. Воодушевленные удачей, посмотриваем по сторонам - пейзаж ранее невиданный и потому оторвать глаз от него невозможно.  И вдруг –о чудо! – замечаем на дороге впереди медленно ползущий Форд! Люди!!
Ровная дорога и приближающийся конец пути прибавили нам уверенности, и мы решили остановиться и немного прогуляться в поисках петроглифов, которые в этом месте обещал путеводитель. К тому же Форд тащился так медленно, что мы решили отпустить его вперед — все равно потом нагоним, как обычно показывала практика. Едем гуськом по узкой дороге, слева возникает небольшая площадочка, и Форд сворачивает туда, уступая нам. Ну ладно. Обгоняем, отрываемся, и тормозим через какое-то время около очень красивого склона горы, на котором растут кактусы.
 

Самые красивые - наверху, и мы решаем совершить небольшое восхождение, полюбоваться и опять же дать Форду возможность оторваться. Но не тут то было! Машинка подъезжает, останавливается, из нее выходит американская пара в возрасте. Как бы далеко вперед ни просматривалась дорога, мы не видели их автомобиля. Остается только гадать, с какой скоростью и как долго они тащились по неприветливой и сложной горной тропе. 
Судя по их лицам, видеть нас они были очень рады. Хотя с другой стороны, кто разберет этих всегда приветливых американцев... Мы немного пошутили на тему, какой черт их занес на эти галеры и не спутали ли они дорогу, и залюбовались кактусами. 

Петроглифов мы, к сожалению, нигде не нашли. Леди, задрав голову, посмотрела на нас и на кактусы, погладила рукой огромный плоский камень, видимо в надежде нащупать на нем петроглиф, и Форд запылил в сторону выезда из каньона. Мы сфоторгафировали все кактусы, погуляли, отдохнули, поискали наскальные рисунки и наконец тронулись в путь. Первое, что мы увидели за поворотом, была идущая задом леди, видимо, прокладывающая дорогу опасающемуся делать повороты в неизвестность джентельмену за рулем. 
На наше счастье возникла еще одна площадочка, на этот раз справа от дороги, и Форд снова посторонился. Мы лихо выруливаем и не менее лихо проделываем оставшийся путь по дну каньона Титус. Вот и выезд. Горы разомкнулись и стала видна дорога на шоссе, а также саму Долину. Мы снова остановились, зашли в туалет – одинокое строение среди пустыни, который даже здесь был образцов и показателен, полистали путеводитель, полюбовались каньоном, из самовольного плена которого все-таки выбрались, попили воды, потупили... Из каньона выполз знакомый Форд и без остановки направился в сторону шоссе. Мы с улыбкой посмотрели друг на друга, а когда обернулись, увидели только задние фары, уверенно стремящиеся в сторону цивилизации. Догнать его мы уже не смогли... 

Попрощавшись с Титусом, подарившим нам столько ярких впечатлений, мы направились смотреть поющие дюны Долины Смерти. 

Долина Смерти (Death Valley) – самый большой национальный парк на территории США, расположенный в пустыне Мохаве. Самая низкая точка Долины, озеро Бэдвотер ( Badwater), расположена  на глубине 86 м ниже уровня моря. Зафиксированный здесь абсолютный максимум температуры воздуха составляет 56,7 C, песок прогревается до 95 градусов. Название связано с гибелью в этом месте от жажды группы золотоискателей.
Въезд в Долину предварен табличкой «Опасность! Рекомендовано использовать только машины 4Х4». Подъезжаем и выходим из машины, не глуша ее и не выключая кондиционер. В пустыне - никак иначе, чувствуется жара и сухость, хоть до раскаленного пекла, случающегося здесь летом, еще больше месяца. Отсюда Долина Смерти не похожа на «бескрайнюю пустыню» - за спиной проходит шоссе, высится каньон, в стороне виден поворот на живописные пик Данте и Забриски поинт. 

На горячем песке, который ветер украсил барашками, как море, иногда встречаются слабые тусклые растения. Вот она, жажда жизни. B вот она — жажда! Далеко отходить от машины не хочется, высоко пылающее солнце маревом застилает глаза, количество песка вокруг, кажется, увеличивается с каждой минутой. Солнце стремится к закату, и на песок ложатся длинные тени, прекрасно вплетаясь в пейзаж как безмолвные обитатели этих песков. 

За наше недолгое путешествие мы успели повидать немало интересных и необычных мест, но пустыня... это пустыня. Ноги вязнут в иссушенном песке, но дюны манят, как будто затягивают. Я надвигаю панаму на самые глаза и вглядываюсь вдаль, как будто желая разглядеть мираж. Я прислушиваюсь, но не слышу песни дюн, хоть и было обещано, что под воздействием ветра пески звенят натянутыми струнами.
 

Антон возвращает меня в реальность и зовет вернуться с машину. Очнувшись, с удовольствием ныряю в кондиционированный рай. 
Осмотреть все достопримечательности национального парка мы не успеваем, и долго выбирая между дьявольским полем для гольфа, романтичным пиком Данте, воспетым Забриски поинт и самой низкой точкой пустыни - озером «Плохая вода», выбираем последнее. Картинки в путеводителе и интернете обещали очередной неземной пейзаж – дно высыхающего летом озера представляет собой соляную корку, разделенную на чешуйки опять же под воздействием ветра. Ехать до Бэдвотера оказалось намного дальше, чем мы прикидывали. По пути замечаем с правой стороны дороги  воду.. озеро? Мираж??
 

Махнув рукой на время, тормозим и бежим к воде... Это было огромное пространство, покрытое солью. Соленый песок, соленые растения. Кое-где  мелкими лужицами блестит вода.
 

Видимо зимой здесь действительно разливается озеро. Но это – не Бэдвотер, до него еще нужно добраться.
По пути мелькают указатели на долину художников, пик Путеводная звезда, Золотой каньон... Закрываем глаза, чтобы избежать соблазна, и едем дальше. А вот и Бэдвотер.
 

Увы, не такой живописный и неземной, как на картинках. Из всего обещанного здесь присутствует только сильнейший ветер. Озеро уже высохло, но оставшаяся соль – грязноватая, без рельефных узоров. Солнце и ветер не успели потрудиться на славу, они создадут здесь волшебный пейзаж для тех отважных, кто приедет сюда адским летом.
Давно пора возвращаться в Вегас, рано утром у нас вылет в Сан-Франциско. Дикая природа Америки, так гостеприимно показавшаяся нам во всей своей красе, махала на прощание ветвями невиданных кактусов...
 

Продолжение следует

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.