3 июня 2024, понедельник, 11:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 сентября 2012, 22:57

Пассивы Путина

Иллюстрация: Сергей Елкин
Иллюстрация: Сергей Елкин
Рейтинги Путина колеблются на уровне начала 2000-х годов. Но неприятность не в этом, а в том, что за группа поддержки у действующего президента. Из опроса ВЦИОМ выясняется, что сторонник Путина - «малообразованный селянин, женщина-единоросс». Это серьезно: теперь перед Путиным стоит задача вернуть активное путинское большинство или забыть о развитии страны вообще.

Рейтинги Владимира Путина стабильны. Так бы сказал откровенный провластный пропагандист, потому как рейтинги сейчас на уровне начала первого путинского срока. И ладно бы об этом говорили противники действующего президента — так нет, это фиксирует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). То есть контора, ко власти и к Путину лично, мягко говоря, толерантная.

В 2001 году, по данным опросов ВЦИОМ, «в основном благоприятное» отношение к Путину испытывали 66 процентов опрошенных. Теперь — даже меньше — 59 процентов. Действия Путина на посту президента в 2001 году поддерживали 61 процент, теперь — те же 59. При этом число «неблагоприятно относящихся» и «неподдерживающих» выросло с тех пор с 10 и 13 до 22 и 23 процентов соответственно.

2002 год, к которому апеллирует в пресс-релизе ВЦИОМ, давал Владимиру Путину куда более оптимистичные показатели. Однако и это показательно:

в начале 2000-х рейтинг Путина рос. Россияне были очарованы молодым, бодрым и уверенным в себе президентом.Теперь от того очарования не осталось ничего. Можно утешать себя тем, что рейтинг запредельно, по каким-нибудь американским меркам, высок. Но, по сути, получается очень неприятный тренд под названием «утрата доверия».

Те же примерно показатели фиксируют и иные социологические службы. «Левада-центр» и вовсе в ходе августовского опроса выяснил, что благоприятное впечатление о Путине имеется только у 48 процентов опрошенных (см. "Раскол по Путину"). И это тоже минимум с 2001 года. Разницу в 10 процентов между «Левада-центром» и ВЦИОМом можно объяснить, скажем, выборкой или степенью близости ко власти, но то, что у Путина минимум доверия, который не фиксировался никогда, — объяснить уже сложнее.

 

Плохо для Владимира Путина — в таких обстоятельствах надо либо верить в собственную богоизбранность и не обращать внимания более ни на кого (и лучше бы подготовиться к силовому подавлению инакомыслящих), либо готовиться передавать власть. Возможность следующего срока Путина не на штыках и не кровавым тираном или безвольным кремлевским старцем в таких обстоятельствах превращается почти в утопию.

Нет, рейтинг высок. Но разве не был он высок и у Каддафи, Мубарака или Бен Али?

Сложно сравнить, разумеется, российского президента с североафриканскими авторитарными вождями, но больно уж сравнение выходит показательное. Многолетняя несменяемость власти, неработающие демократические процедуры, подконтрольный суд, де-факто контролируемая узкой группой лиц экономика и так далее — чем не Северная Африка?

 

Есть и еще одна неприятность для Владимира Путина. «Положительные эмоции к президенту испытывают, как правило, единороссы (88%), женщины (65%), малообразованные (69%) и селяне (64%)», - так пишут социологи из ВЦИОМа. То есть: группа поддержки российского президента преимущественно социально пассивна.

Больше среднего Путина поддерживают люди, жаждущие, чтобы ничего ни в коем случае не менялось. Остальные условные (ведь среди сторонников «Единой России» есть женщины и малообразованные и так далее) социальные страты, стало быть, поддерживают Путина меньше среднего. Иными словами: идеальный образ противника Путина и его системы власти — образованный мужчина из крупного города, как бы говорят нам социологи. Каковых людей мы и наблюдали в массе на столичных протестных мероприятиях.

И тут возникает проблема для Владимира  Путина. Поддерживающее его большинство требует социальной справедливости, неизменного, пусть весьма относительного, благополучия, не может принять ничего нового. И на эту целевую аудиторию российский президент работает блестяще. Его команда на тезисах именно для этой аудитории построила всю последнюю президентскую кампанию. Путин получается на сегодня патриархальным лидером сельской общины, а не президентом страны 21-го века. Однако остальных граждан такая стратегия (по факту это отсутствие стратегии) не устраивает и даже пугает. И чем дальше, тем больше.

Главный вызов третьего президентского срока Владимира Путина заключается ровно в том, что он сможет предложить не «малообразованному селянину-единороссу», а успешному человеку из города и относящемуся к власти никак или скептически. Хотя бы потому, что именно от этого человека зависит развитие российской экономики.

Российский президент пока никак не демонстрировал намерений по возвращению «путинского большинства». Но вернуть его Путину необходимо: не для себя, так для страны. Валовыми цифрами про масштабную поддержку приятно бравировать, но есть большие сомнения, что «малообразованный селянин-единоросс» сможет вытащить экономику России на постиндустриальные рельсы.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.