19 июня китайский космический корабль «Шэньчжоу-9» доставил на китайскую космическую станцию «Тяньгун-1» трех тайконавтов, в числе которых была одна женщина.
Китайских космонавтов зовут Цзин Хайпэн, Лю Ван и Лю Ян, причем первый из них уже побывал в космосе на «Шэньчжоу-7» в 2008 году.
В планах экспедиции - проведение одной автоматической (уже выполнено успешно) и одной ручной стыковки со станцией, оценка возможности жизни и работы в лаборатории.
Некоторые сравнивают первую китайскую космонавтку Лю Ян с Валентиной Терешковой, что не совсем верно. Более правильно сравнить ее со Светланой Савицкой, которая, во-первых, была крайне опытным летчиком (против авиашколы у Терешковой), во-вторых - была первой женщиной в мире, посетившей орбитальную станцию.
Родилась Лю Ян в октябре 1978 г. в г.Линьчжоу провинции Хэнань. Образование высшее (бакалавр). В рядах НОАК с августа 1997, воинское звание - майор, была заместителем командира эскадрильи N-ского полка N-ской дивизии ВВС НОАК. Налет - 1680 часов, летчик 2-го класса. Член КПК с мая 2001. В мае 2010 зачислена в отряд космонавтов в составе второго набора. Закончила общекосмическую подготовку, изучив в течение двух лет восемь дисциплин и успешно сдав экзамены. Космонавт 4-го класса.
«Спасибо отчизне и народу за доверие, я чувствую безграничную гордость за то, что мне доверено представлять сотни миллионов китайских женщин в космосе», - сказала Лю Ян на встрече с журналистами.
Заметим, что Китай одним махом убил несколько длинноухих - стыковался пилотируемо в первый раз с орбитальной станцией и одновременно доставил в космос первую женщину.
«Тяньгун-1» (в переводе - «небесный дворец») создан на базе корабля «Шэньчжоу», но существенно от него отличается. Модуль состоит из двух секций разного диаметра, общей массой 8,5 тонны. На месте спускаемого аппарата и бытового отсека (орбитального модуля) установлен лабораторный отсек диаметром 3,4 м, выполненный в форме цилиндра.
В передней части отсека (и всего модуля) установлен андрогинно-периферийный стыковочный агрегат типа АПАС-89, аналогичный тем, что были установлены на модуле «Кристалл» орбитальной станции «Мир», а также стоят на гермоадаптерах американского сегмента МКС, на модуле «Заря» (ФГБ) обращенном к АС МКС, были установлены на кораблях системы спейс-шаттл.
Отметим, что андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС) был разработан еще в СССР под руководством известного специалиста по стыковочным узлам Владимира Сыромятникова.
Также интересно, что масса первой китайской станции более чем в два раза меньше массы запущенной еще в 1971 году советской станции «Салют-1», первой в мире, что определяется, в первую очередь, мощностью ракеты-носителя.
Как известно, первые орбитальные станции, как у нас, так и у американцев, создавались практически полностью под военные цели. Например станция «Алмаз», летавшая как «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5», предназначалась для ведения фотографической и радиотехнической разведки и управления с орбиты наземными военными средствами.
Впрочем, очень быстро выяснилось, что человек на борту целям разведки только мешает, в результате чего еще два «Алмаза» полетели уже в автоматическом режиме. С тех пор вся космическая разведка ведется только автоматами.
Сейчас на орбитальных станциях осталась только «наука» (подробнее см. «Конец эпохи героического космоса»). Вот только возникает вопрос - есть ли у китайской науки такие задачи, ради которых стоит не участвовать в общей программе МКС, а строить свою частную станцию?
Кроме, конечно же, того, чтобы доказать, в очередной раз свой статус космической сверхдержавы.
Скорее всего, хоть Китай и заявляет, что Лю Ян будет проводить научные эксперименты, речь идет об отработке самого процесса проживания космонавтов, что необходимо для совершения более длительных полетов.
Астронавты США там уже были, советские и российские космонавты пока что не долетели, и не очень понятно, полетят ли вообще. В российском обществе очень сильно мнение о том, что просто «тупо повторять» за американцами - совершенно непрестижно.
А в Китае таких «интеллигентских шатаний» нет.