3 июня 2024, понедельник, 08:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 октября 2011, 08:26

Не будет вам и чечевичной похлебки

Говорить он начал не сразу. Равнодушно посмотрев на толпившихся возле телеги эсеров, он вытер ладонью лоб, потом обвел глазами толпу, сложил огромный кулак дулею, выставил его так, чтобы он был всем виден, и спросил спокойно, громко и с издевкою: «А этого вы не видели?»
А. Гайдар. Школа

Ждут – не дождутся новой скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург химчане… Сходненцы и солнечногорцы… Зеленоградцы и менделеевцы…

«Лес не надо рубить, говорите? Дык это ж не мы решаем, мы люди маленькие… У нас своих дел хватает… А тут – хоть одна проблема, транспортная, решится, наконец…».

Вот на этом самом месте и вспоминается мне персонаж, нашедший нужные средства выражения (см. эпиграф) для возвращения к действительности развесившее уши население.

Нет, не решится ваша транспортная проблема, не стройте, граждане, иллюзий. Напрасно вы предали ваши леса.

Начнем с того, что решение транспортной проблемы и строительство новой автодороги – это, вообще говоря, совершенно разные задачи. Это за бугром дороги строят для решения транспортных проблем. А у нас их можно строить для очень разных целей – как декларируемых, так и не очень.

Попробуем разобраться.

Итак, скоростная платная автодорога Москва – Санкт-Петербург (как и Центральная кольцевая автодорога – ЦКАД), придуманная в 2004 г., была внесена в 2006 году в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» (в редакции постановления Правительства РФ от 31 мая 2006 г.), переименованную с 2010 в «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)».

В этой самой Программе, с одной стороны, говорятся вполне правильные вещи:

«Конфигурация сети автомобильных дорог федерального значения имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых автомобильных дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. На европейской территории Российской Федерации радиальная структура автомобильных дорог федерального значения ориентирована на г. Москву, в то время как ряд регионов, например, на северо-востоке, не имеет автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям. Подобная структура сети автомобильных дорог федерального значения показала свою недостаточную эффективность…»

А с другой стороны… Каким же это, интересно, образом способствует изменению описанной ситуации внесение в Программу двух этих дорог, одна из которых – радиальная, ориентированная на Москву, а другая – кольцевая?

Разумеется, никаким. Просто красивые слова пишут специалисты, а реальные проекты под эти слова подставляют совсем другие люди, которым дороги нужны вовсе не для решения транспортных проблем…

Вы же прекрасно знаете, что в путинской России декларируются одни задачи, решаются другие, а результат получается «как всегда»… Или вы думаете, у вас ожидается исключение?

Сейчас я попробую объяснить, почему новая дорога не просто не решит транспортных проблем химчан, сходненцев и далее по списку, но и серьезно их усугубит.

 

***

 

Когда говорят об аферности данного проекта, точнее, его «пилотного» этапа – строительства головного участка 15 – 58 км (от МКАД до границы Солнечногорского района), обычно указывают на траекторию трассы, причудливо изогнутую для максимального размещения на участках Химкинского леса. При этом на 7 км этого отрезка намечены 4 точки доступа, что полностью противоречит понятию «автомагистрали», указывая на то, что данный участок предназначен для обслуживания прилегающих территорий – вопреки законодательному запрету.

Конечно, здесь очевиден традиционный замысел коммерческого освоения практически бесплатных, прилегающих к трассе лесных территорий: ведь их рыночная стоимость, исходя из которой они и будут сдаваться в субаренду, в тысячи раз выше кадастровой… А величина придорожной полосы, где можно размещать объекты «инфраструктуры» – 75-150 метров с каждой стороны… И в результате вместо головного участка скоростной автомагистрали на подходе к Москве возникнет нечто, напоминающее отрезок МКАД... И это еще будет самый благоприятный вариант – если только оставшийся лес не начнут застраивать, присоединив его земли к городу Химки.

«Какое коммерческое освоение? – восклицают лоббисты. – Этот проект возник еще в 70-е годы!» Это же вранье с удовольствием недавно повторил и застройщик-концессионер в лице своего главного менеджера: «Мало кто знает, но его история насчитывает более 40 лет. В таком виде коридор для прохождения первого участка трассы Москва—Санкт-Петербург через Химкинский лес был запланирован еще в 1971 году».

На самом деле, в генплане 1971 года дорога через Химкинский лес проходила в створе нынешнего Вашутинского шоссе и вовсе не в Ленинград, а в Вологду. А в 1992 году появились «Основные направления развития Москвы и Московской области на период до 2010 года», где одна дорога – «обход Химок» - огибала Химкинский лес слева, другая – на Ленинград – справа. И ни одна – через лес! И только в 2005 году на схемах появился нынешний маршрут. Одновременно НИИ градостроительства Московской области было прекращено финансирование проекта расширения Ленинградки…

 

***

 

Так мы обнаруживаем, что головной участок новой трассы совмещает в себе совершенно различные функции двух ранее планировавшихся: федеральной скоростной трассы (включая скоростной подъезд к Шереметьево) и региональной обходной. Собственно, последнее и обуславливает такое количество развязок на этом участке. А также обязательство государства обеспечить химчанам бесплатный по нему проезд в Москву…

Застраивая высотками дубраву на Левобережной, администрация Химок так и отвечает на вопрос о транспортной ситуации: ездить будете по новой автомагистрали!

Осталось только уточнить – когда и куда?

Лично я верю, что концессионер-застройщик – Северо-Западная концессионная компания (СЗКК) - способен построить за три года мост через канал. Но что из этого следует? А вот что: в 2015 году химчане получат, наконец, счастливую возможность добраться до Бусиновской развязки, а там – и на улицу Дыбенко (съезжать на МКАД вряд ли кому придет в голову). Вот только что они при этом выиграют – большой вопрос. Потому что вместе с ними туда же въедет еще кое-что – соответственно федеральной функции этой автодороги… И куда все это рассосется с улицы Дыбенко – это может вам объяснить только Кельбах (заместитель председателя ГК «Автодор» – заказчика автодороги, прославленный блогерами в образном выражении «врет как Кельбах»).

Что же именно претендует на въезд в Москву по новой трассе – помимо озабоченных транспортной проблемой химчан?

 

***

 

Здесь самое время заглянуть в ту самую ФЦП со словом «модернизация», чтобы узнать, какие же цели новой автотрассы декларируются в ней.

Оказывается, эта дорога появилась в составе новой подпрограммы с говорящим названием «Развитие экспорта транспортных услуг», презентующей себя так:

«В настоящее время у Российской Федерации есть реальная возможность значительно увеличить объем транспортных услуг, оказываемых мировому сообществу, способствуя сбалансированному развитию транспортных связей по оси Европа – Азия и в треугольнике Европа – Азия – Америка.

Целью подпрограммы является обеспечение роста экспорта транспортных услуг на основе эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации».

Эти же грезы об использовании «конкурентных преимуществ» в новой редакции Программы (со словом «развитие») образуют прямо-таки «видения» очень характерного свойства:

«Транспортные услуги превратятся в одну из крупнейших после нефтегазового сырья статью российского экспорта, что в значительной мере снизит риски, связанные с перспективой ухудшения конъюнктуры на мировых рынках сырья».

То есть, граждане, если кто еще не понял: это и есть та самая модернизация, уготованная нам на ближайшие десятилетия. Не какое-то там «нефтегазовое сырье» – а самые что ни на есть высокотехнологичные «транспортные услуги» – то есть возможность развитым странам Севера и Юга возить через Москву грузовыми фурами свои товары и пользоваться по пути нашими выстроенными для них складами…

И вот итоговая картинка.

2018 год, новая автомагистраль пущена в эксплуатацию, запланированные в границах ЦКАД склады и логистические центры построены. Круглые сутки вереницы международных грузовых фур въезжают в Москву, проезжают через Северную рокаду (4-е кольцо) и выходят из Москвы на востоке. К ним добавляется транспорт обслуживания аэропорта Шереметьево, построившего новую взлетно-посадочную полосу, пассажирский аэровокзал, новые грузовые терминалы…

Одновременно по этой же дороге пытаются въехать в Москву жители Химок…

Вы скажете – но ведь новая дорога высвободит для химчан Ленинградку?

Очень сомневаюсь…

Потому что вся эта абсурдная система строящихся радиально-кольцевых дорог к тому моменту уже создаст объекты притяжения нового и весьма значительного экономического и людского потенциала, оголяя, одновременно, остальные регионы страны. И новые, освобожденные от леса территории, неизбежно начнут заселяться… И потекут в Москву по бесплатной Ленинградке новые реки машин…

А защищавшего от этих напастей леса, с которым вы, химчане, так легко согласились расстаться, – у вас не будет уже никогда.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.