3 июня 2024, понедельник, 05:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 июня 2011, 20:22

Свобода для заложников?

Завершился судебный процесс по делу о разгроме администрации подмосковного города Химки, ответчиками по которому выступили антифашисты Алексей Гаскаров и Максим Солопов. Оба в прошлом году провели три месяца в СИЗО. И не смотря на то, что им обоим было выдвинуто одно и то же обвинение, Гаскарова оправдали, а Солопова приговорили к двум годам условно.

Вечером 28 июля 2010 года несколько сотен антифашистов и анархистов атаковали химкинскую администрацию. Таким образом молодежь протестовала против вырубки Химкинского леса. Через сутки милиция задержала Максима Солопова и Алексей Гаскарова, которые были известны как активисты антифа.

«Нас просто позвали поговорить, а в результате мы оказались в СИЗО», — рассказывал Солопов спустя три месяца.

Ему и Гаскарову предъявили обвинения по ст.213 УК (хулиганство), предусматривающей до 7 лет тюрьмы. Каждый месяц, начиная с августа, им продлевали арест, пока в октябре внезапно не отпустили. За это время следователи успели опросить более ста человек, среди которых были и журналисты, находившиеся во время погрома в Химках.

О работе по этому делу следует поговорить отдельно. Блогера Виталия Шушкевича 30 июля химкинский ОМОН взял прямо у стен Кремля. Там, на набережной Москвы-реки, Шушкевич с товарищами журналистами отмечал собственный день рождения.

«Мы даже не успели ничего понять, услышали только «Мордой в пол, работает ОМОН!» — и вот уже 20 человек лежит, уткнувшись носом в доски причала», — рассказывал заместитель главного редактора «Полит.ру» Михаил Захаров, ненароком оказавшийся на дне рождения блогера. Через три часа всех отпустили, кроме самого виновника торжества, который «потерялся» почти на сутки. Пока журналисты пытались найти Шушкевича, в его доме провели обыск и только к вечеру 31 июля блогера отпустили. Впоследствии его показания никак не фигурировали в деле.

Так, фотограф Анастасия Кривошанова и ее муж Сергей Смирнов провели в ОВД Химки более 10 часов.

Как рассказала позже сама Кривошанова, ее вынудили дать показания против Солопова, с которым она находилась в приятельских отношениях. По ее словам, ей угрожали расправой над ней и ее мужем, которого допрашивали в другой комнате и угрожали примерно тем же.

«Нас водили по бесчисленному количеству кабинетов, долгое время не давали воды», — говорила Кривошанова. Позже супруги обратились в прокуратуру с жалобой на действия сотрудников милиции, однако в ведомстве не нашли причин для проверки.

Журналист «Газеты.ru» Григорий Туманов был неприятно удивлен, когда сотрудники милиции пытались вызвать на допрос его мать, на которую был зарегистрирован мобильный телефон журналиста. В газету «Коммерсантъ» и на телеканал «Дождь» милиционеры приходили с выемкой.

Судебные разбирательства по делу атаки на администрацию растянулись почти на год. Обнаружилось, что у обвинения имеются свои свидетели. Один из ключевых свидетелей Алексей Питель рассказал, например, что Гаскарова запомнил по чертам лица, а Солопова по фигуре и росту. Правда на заседании он не узнал ни одного, ни второго.

«Я давал показания. Если можно, зачитайте их мне», — сказал Питель. К слову, он и дальше «плавал» в показаниях. Он даже не смог вспомнить, видел ли он раньше Солопова, хотя должен был хотя бы во время очной ставки.

Приговор должен был быть озвучен еще 17 июня, однако судья Неонила Зепалова, по непонятным причинам, перенесла его на 24 июня. Во время оглашения приговора Зепалова сначала зачитала свои выводы относительно вины Максима Солопова.

Показания свидетелей обвинения, Пителя и других, она признала несостоятельными. А вот первоначальные показания Кривошановой, в которых фотограф говорила об участии Солопова в разгроме администрации, она засчитала, несмотря на то, что на одном из заседаний свидетельница рассказала ей о жестком прессинге со стороны сотрудников милиции. Показания ее супруга Смирнова, равно как и журналиста Павла Никулина, судья во внимание не приняла.

«Суд считает, что Никулин дал свои показания из чувства сострадания», — заявила Зепалова.

Основываясь на показаниях фотокорреспондента, а также на видеозаписях и фотографиях, изъятых из редакций СМИ, Зепалова решила, что Солопов принимал участие в атаке на администрацию. Смягчающим обстоятельством для Зепаловой оказалось то, что ранее Соллопов судим не был и имеет положительные характеристики с места учебы. Он, в результате, был приговорен к двум годам условного заключения.

Алексея Гаскарова полностью оправдали за отсутствием доказательств его вины. Подтверждением его невиновности стали слова журналистов, допрошенных по этому делу, а также фотографии, на которых Гаскаров стоял в стороне от толпы антифашистов. Гаскаров говорит, что рад такому решению, однако за Максима ему все равно обидно. Адвокат последнего, Юрий Еронин обещает обжаловать решение Зепаловой в Московском областном суде.

Несмотря на то, что приговор Солопову и Гаскарову зачитан, вопрос о выбитых стеклах в здании администрации все еще актуален. В настоящее время в украинском СИЗО находится брат Максима Солопова Денис. Его также считают причастным к атаке на здание в Химках.

В городской администрации Химок давать комментарии по поводу приговора отказались, сославшись на то, что человек, который уполномочен давать комментарии, находится на больничном.

Следователь Денис Ермышкин, отрабатывающий дело Гаскарова-Солопова, говорит, что «по-человечески рад за Гаскарова».

«Ну, я рад за Лешу. Он парень молодой, красивый, конечно, я за него рад. Но прокуратура все-таки подаст на обжалование. Сами понимаете, работа такая», — сказал следователь Ермышкин.  

Остается неясно, когда многочисленным свидетелям вернут изъятую технику: ноутбуки, фотоаппараты, жесткие диски и «флешки». С этим вопросом «Полит.ру» порекомендовали обратиться в суд.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.