3 июня 2024, понедельник, 11:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 марта 2011, 15:13

По словам мозга

15 марта в Политехнический пришло особенно много людей – всех взволновала тема публичной беседы («Языки мозга»). Хотелось понять, как же работает собственный мозг, и заодно послушать нового пианиста Вячеслава Рязанцева. Выяснилось, что ученые Татьяна Владимировна Черниговская и Константин Владимирович Анохин точно не знают ответ на главный вопрос. Но есть догадки.

Завязку беседе дал Олег Бяхов, руководитель телекоммуникационного сектора IBM EE/А. Он рассказал, что, между прочим, на днях гигантский компьютер, созданный в IBM, обыграл человека в Jeopardy – аналог нашей «Своей игры». В нем 3000 ядер, 15 терабайт памяти, и информация, равная миллиону книг. По итогам игры, компьютер выиграл 70000$, два других игрока – всего по 20000$ и 3000$. Еще Олег удивил всех такими цифрами: для моделирования коры мозга крысы был построен компьютер из 32000 ядер, 8 терабайт и 55 млн. искусственных нейронов. Эта мощность позволила ему проработать одну секунду.

Сразу же завязалась дискуссия. Решили, что компьютерам нужна принципиально другая архитектура, чтобы догнать человеческий мозг. Ведь как мы рассуждаем? Шахматист может взять и сказать «А пойду—ка я так!» и выиграть. Никакой последовательности – человеческое мышление на 80-90% нелогично. А как оно все-таки устроено? Анохин сказал, что даже нобелевские лауреаты понятия не имеют.

На этой грустной ноте веселая Черниговская вдруг сравнила искусственный интеллект с зомби – популярным художественным образом в современном кино. Они вроде бы с виду как нормальные, «но ведь дело в не том, что ты выполняешь, а в том, что происходит, когда ты это выполняешь». Она тут же процитировала знакомого профессора: «Сознание – это как ветер, увидеть его нельзя, но можно увидеть результаты его деятельности». Татьяна Черниговская спросила всех присутствующих – вот что надо сделать компьютеру, чтобы мы поняли, что он все понимает, что у него есть сознание? Вопрос повис в воздухе.

Татьяна Черниговская, Татьяна Малкина и Константин Анохин. Фото Наташи Четвериковой

Татьяна Черниговская, Татьяна Малкина и Константин Анохин. Фото Наташи Четвериковой

Зато Константин Анохин ответил на вопрос Татьяны Малкиной, почему он занимается этой сферой науки. Потому что мозг – величайшая интеллектуальная загадка 21 века.

Заговорили про математику и инстинкт.

— У насекомых идет анализ онлайн, а где у них этот мозг? Вы его видели? – Татьяна Владимировна рассказывала о непонятных для науки фактах, которые она называет «неприятностями». Например, таракан идет кругами, когда ищет пищу, а обратно идет по прямой, как умный. А один нобелевский лауреат в своей лаборатории выяснил, что крысы ведут себя странно: их мозг репетирует реакцию на новую обстановку до того, как ученый их туда помещает.

— Это загадка! – согласилась Татьяна Малкина.

— Это кошмар! – возразила ей Черниговская.

— Это головоломка, а не кошмар, — рассудительно сказал Анохин. – Это ужас, но не ужас—ужас.

Татьяна Владимировна стала рассказывать странные факты о пчелах. Во-первых, они различают человеческие лица. Во-вторых, они танцуют, и их танец являет собой набор символов. Они говорят друг другу, куда лететь, как они себя чувствуют – в танце закодирован даже угол по отношению к солнцу!

— Где у нее есть место для этого? – взмолилась Татьяна Владимировна.

— Грибовидные тела! – безапелляционно сказал Анохин и смешно оговорился. – У нее 200000 клеток, и она делает это тем, что в ноготке человеческого мозга.

Подошли к теме Бога.

— Первый глоток знаний делает из нас атеистов, но на дне стакана нас встречает Бог, — проиллюстрировала Татьяна Владимировна свою точку зрения.

— Это проявление слабости, — обобщил свою позицию материалист Константин Владимирович.

Его собеседница стала размышлять вслух, зачем только природе понадобились мыслящие существа, а Константин Владимирович отвечал, что это неправильный вопрос, правильный вопрос – почему? Потому что идет эволюция. Развитие нервной системы способствовало выживанию. Пользуясь случаем, он пригласил всех присутствующих на II Фестиваль популярной науки. По его мнению, стоит посмотреть картины Стива Поттера, нарисованные механической рукой, которая работает от искусственных нейронов.

Тогда пришло время обсудить этику – ведь уже можно просканировать мозг подозреваемого, чтобы выяснить, узнает ли он определенные места с той или иной фотографии. А еще детям можно давать витамины памяти, и как тогда оценивать их успеваемость по сравнению с остальными учениками? Оказывается, уже существуют комиссии по нейроэтике. Но по мнению Черниговской, человечество к этому всему не готово.

Лекторы стали отвечать на вопросы зрителей.

— Что бы вы сделали, если бы узнали, как устроен мозг? – зачитала Малкина один из них.

— Ой… — вдохнула Черниговская. Она сомневалась, что это возможно.

— На мою жизнь хватит, — согласился с ней Анохин.

— Что бы вы сделали, если бы узнали, что тайна разума раскрыта? – не унимался слушатель.

— Я бы пошла к психиатру! – твердо сказала Черниговская.

Официальная часть закончилась, но зрители не расходились, а взяли в плотное кольцо Константина Анохина.

— Разве у пчел есть мозг? У них же нервные узлы! – допытывался у лектора взъерошенный школьник.

— Это такой мозг, не волнуйтесь, — успокаивал его Константин Владимирович. – Он просто маленький и не похож на то, что вы называете мозгом у человека. Гены, которые их делают, одинаковые.

— Но подождите, как же получается, у них же несколько разных узлов!

— У нас тоже полно ганглий. Мозг пчелы возник очень давно, и наш мозг является его потомком. Она этим мозгом делает то же самое, что мы – синтезирует, ставит цели, выполняет решения.

Затем спросил студент – он хотел узнать, не напоминает ли случайно Константину интернет нейронную сеть?

— Это похоже на вопрос, может ли знание рождаться в сети, а не в отдельных мозгах. Новые идеи могут появиться только на физическом носителе мозга. В воздухе это не рождается, — разъяснил Анохин.

Подошел мужчина с подозрительно блестящими глазами и спросил, где взять витамины памяти. Но оказалось, что они еще не продаются, новые вещества выходят на рынок через 10-15 лет после изобретения. Мужчина обрадовался – ждать осталось недолго.

— Но перспективы есть?

— Перспективы есть!

Затем вопрос задал дедушка-интеллектуал.

— Когда мы рождаемся, по тривиальным законам оптики, хрусталик проецирует все перевернутым, у котенка тоже, каким образом все переворачивается обратно у взрослого человека? – спросил он лектора.

— Для того, чтобы узнать, как все воспринимает новорожденный ребенок, надо спросить у него.

— Не надо. – возразил дедушка. — Для этого нужно поставить линзу и увидеть, что камера обскура переворачивает изображение.

— Мозг сразу устроен так, чтобы декодировать изображение правильно, — попытался разубедить его Анохин.

— Вы придерживаетесь такой точки зрения, но это же, наверное, не совсем доказано! – стоял на своем упрямый интеллектуал.

Лектор не нашелся, чем крыть, и решил отвечать на другие вопросы – никто не хотел расходиться.

PS: Стенограмма публичной беседы «Языки мозга» с Татьяной Черниговской и Константином Анохиным будет опубликована в ближайшие часы. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.