Идеалы женской красоты в Западной Африке испокон веков отличались от европейских. Африканские каноны предписывают женскому телу быть крепким, полным – это говорит как о здоровье и физической силе женщины, так и о ее высоком социальном статусе. Однако сегодня, в условиях глобализации, все больше африканских женщин ездят за рубеж, смотрят европейское телевидение, покупают модные журналы, а некоторые из них эмигрируют и постоянно живут в европейской культурной среде. И африканское женское тело оказывается под влиянием двух противоположных тенденций: с одной стороны, на нем сказывается общемировая мода на худобу, а с другой – культурные традиции. «Полит.ру» публикует статью студентки филологического факультета МГУ и Французского университетского колледжа Марии Хачатурьян, в которой автор рассуждает об эволюции африканских эталонов женской красоты.
Материал опубликован в журнале «Теория моды. Одежда. Тело. Культура» (2010. Вып. 16).
И ноги у нее были, как стволы сейбы...
Из сказки народа дан
Дерево сейба, как известно, замечательно толстое; также его ствол часто бывает покрыт большими колючками. Какими же, в таком случае, следует представлять себе идеальные, по мнению западноафриканского народа дан, женские ноги, если их сравнивают со стволами сейб? Видимо, не иначе как толстыми и волосатыми.
Казалось бы, нас, европейцев, никак не касаются идеалы красоты в Западной Африке. Между тем эти самые данские ноги с нетерпением ждут во всех галереях мира. Пабло Пикассо, на волне увлечения африканской скульптурой, написал цикл работ, в числе которых «Авиньонские девушки» (1907). И с тех пор любовь к изображению крупных форм в теле его не оставляла — собственно, по этим крупным формам чаще всего Пикассо и узнают.
Как же африканская скульптура — и сказочные ноги-сейбы — соотносится с реальным женским телом? В действительности она не просто реалистична, она натуралистична. Как пишет исследователь искусства Тропической Африки В. Мириманов, «натурализм таких изобразительных форм выражает стремление воспроизвести, воссоздать предмет (а не отобразить или изобразить его)» (Мириманов 1986). Это не означает, что у всех женщин в народе дан толстые ноги, — все-таки мы имеем дело с искусством, а значит, с некоторым обобщением. Важнейший элемент «примитивной культуры», по мнению философа Мартина Бубера, заключается в следующем: «то, что представляет наибольшее значение для инстинкта самосохранения, и то, что наиболее привлекательно для познавательного инстинкта, выступает на передний план и приобретает самостоятельность» (Бубер 1996: 16–92). Поскольку толщина ног непосредственно связана с физической силой женщины, а значит, с инстинктом самосохранения, а негроидная раса вообще не отличается густотой растительного покрова на теле, то можно считать, что волосы, как колючки сейбы, привлекательны для познавательного инстинкта. Значит, ноги-сейбы — воплощение коллективного образа женственности, идеальной красоты.
Все бы ничего, но глобализация, наряду с изменениями в политике, религии, экономике, неизбежно накладывает отпечаток на африканскую культурную идиллию и на представления об эталоне красоты. Африканские женщины ездят за рубеж, смотрят телевизор; некоторые из них эмигрируют и постоянно живут в европейской культурной среде; и те и другие покупают модные журналы. Поскольку журналы и аудитория работают по принципу двух зеркал, отражающих друг друга, то по текстам статей, темам, которые в них поднимаются, можно сформировать частичное представление о вкусах читающей их публики.
Для начала попытаемся понять, кто именно читает африканские модные журналы. Хотя никаких социологических исследований не проводилось, аудитория вычисляется довольно просто: поскольку журналы стоят от 1000 западноафриканских франков (примерно 60 рублей)[1], в Африке их могут себе позволить только обеспеченные люди — а значит те, кто имеет доступ к европейскому телевидению и, следовательно, вовлечен в глобальный контекст.
Мы имеем сведения о семи журналах, которые предназначены африканкам. Часть из них была куплена на лотке в Абиджане, Кот-д'Ивуар: ежегодный журнал африканской моды LIFA (2010), который издается в Сенегале; журнал Afrikfashion, выходящий под девизом «африканская мода активизируется» (февраль 2010), Femme d’Afrique («Африканская женщина», № 48, февраль–апрель 2010), которые издаются в Кот-д’Ивуаре; журнал Amina (№ 476, 2010) с главной редакцией в Бельгии, но располагающий большим штатом по всему африканскому континенту и за его пределами. Другая часть журналов была куплена в абиджанском аэропорту: издание NewAfricanWoman («Новая африканская женщина», № 3, осень–зима 2009), выходящее в Париже, а также французские BRUNE («Брюнетка», № 32, март–апрель 2010) и Première Dame («Первая леди», № 11, ноябрь–декабрь 2009).
Анализ содержания этих журналов позволяет сделать любопытные выводы. Во французских журналах практически нет фотографий полных женщин — как среди моделей, так и среди авторов и героинь статей; даже на фотографиях из фотобанков изображены чаще всего худые женщины. В журнале NewAfricanWoman полными оказались только первая леди Конго и три девушки, чьи фотографии иллюстрировали статью про незамужних 30‑летних. Там же нашлась единственная статья про похудание, но и в ней девушка на иллюстрации, похоже, не страдает излишним весом — вполне в традиции европейских дамских журналов, где изображается скорее девушка после диеты, нежели до. В журнале Première Dame, на обложке которого красуется Наоми Кэмпбелл, тоже не много полных женщин: это фотографии лауреатки Гонкурской премии Мари Ндьяй (которая своими заслугами, очевидно, завоевала себе право на любое телосложение), девушки в статье про гуманитарную помощь и женщины в статье, пропагандирующей использование презервативов (обеих можно связать с образом Матери). В журнале BRUNE, самом качественном из всех журналов, обнаружено несколько полных женщин в репортажах и одна полненькая девушка-врач на иллюстрации. В этом же журнале содержится статья про эпиляцию, называется она «Роза без шипов». Там же сфотографирована самая худая из всех негритянка-модель, но зато на рекламе интернет-сайта на рисованной картинке изображена одна довольно полная барышня (в компании трех худышек). Ни в одном журнале нет статей про фитнес и здоровый образ жизни.
Зато в африканских журналах почти нет худых девушек: худы только модели с дефиле, да и то не все. Фотомодели же телосложения от среднего до полного, причем это в порядке вещей: ни диет, ни тем более занятий спортом читательницам не предлагается. Более того, в африканских журналах появляются в качестве моделей дамы бальзаковского возраста (не худенькие, естественно). И это объяснимо: как раз такие женщины составляют внушительную долю целевой аудитории, поскольку они обладают большей платежеспособностью, чем молодые.
Может быть, до Африки медленно доходят мировые тенденции? Вряд ли: африканский высший свет летает в самолетах с дорожными сумками Louis Vuitton (не исключено, что настоящими), журналы пестрят рекламами косметики и духов Bvlgari, статьями о путешествиях —в основном, по Африке же, — а вот худеть африканки почему-то упорно отказываются. В чем же дело?
Дело в том, что тело отражает социальный статус человека, и эволюция репрезентации женского тела в Европе наглядно это демонстрирует. И в Европе не всегда была модна худоба. Почему же она стала модной и какие социальные изменения этому поспособствовали?
Мода на худое тело распространилась во второй половине XIX века. Часто это связывают с модой на романтику и мертвенные образы (вспомним чахоточную «Даму с камелиями», а также привычку глотать уксус у дам высшего света). Однако причина моды на худобу глубже и дальше и относится, скорее, к рубежу XVIII–XIX веков — к буржуазной революции и становлению буржуазии как класса. Как пишет в конце XIX века американский социолог и экономист Т. Веблен, женский идеал обеспеченных слоев индустриальных обществ — это женщина «немощная, полупрозрачная и опасно утонченная», чье тело демонстрирует, что оно не является рабочим инструментом, и подчеркивает таким образом, что финансовые возможности ее «хозяина и обладателя» позволяют содержать ее в праздности (Веблен 1984). Тело обеспеченной женщины противопоставляется «вульгарному» телу, крепкому, даже толстому, которое, в свою очередь, служит рабочим инструментом (нередко единственным, как у проституток, чьи презренные «толстые ляжки» служили стигматами их рода деятельности и принадлежности к самым низким слоям общества (там же)) и которому для поддержания физических сил нужна тяжелая — мясная и жирная — пища.
И в наше время это утверждение во многом верно: хотя женщины и работают, в наиболее престижных профессиях тело не является инструментом. Кроме того, из требования отличаться от «вульгарных», низких слоев сегодня выводится требование постоянной работы над собой — makeover culture, «культуры самомоделирования» (Jones 2008), поскольку, как только пропадает необходимость в теле как силе, появляется возможность работать над телом как формой. В результате мы имеем моду на диеты и фитнес (и анорексию у подростков), а также статистику: при том же возрасте и росте разница в весе между женщинами, занимающими высшие должности в интеллектуальной сфере, и рабочими составляет 5,6 кг (Darmon 2006).
К африканским женщинам все эти модели не относятся по одной простой причине: «вульгарное» тело в современной Африке продолжает испытывать чувство голода[2], вдоволь ест очень редко и не отличается особенной корпулентностью. Таким образом, обеспеченным африканцам для демонстрации социального статуса необходимо и достаточно побольше есть и толстеть. По этой модели существуют не только африканцы, живущие в Африке, во многом она продолжает влиять и на африканцев, эмигрировавших в Европу и Америку, поскольку они продолжают жить довольно тесными коммунами и поддерживают контакт с «большой землей». Недаром «Мисс Франция — Конго 2009», не самая, кстати, худенькая девушка, в интервью журналу Première Dame с гордостью заявила, что привязана к Конго всей душой и частенько общается с родственниками.
Африканское женское тело сейчас находится в ситуации, когда его увлекают противоположные тенденции. С одной стороны, на нем сказывается общемировая мода на худобу, существующая со второй половины XIX века и подкрепленная индустриальным и постиндустриальным социальным устройством в Европе. С другой стороны, культурные традиции африканцев предписывают телу быть крепким, даже полным; к этому прибавляется то, что испокон веков полное тело означало высокий социальный статус, плюс физиологические особенности негроидной расы: увеличенные, по сравнению с европеоидной расой, жировые отложения в области груди и ягодиц (стеатопигия), которые также затрудняют похудание. Мы можем проследить по современным журналам для африканок следующую закономерность: чем дальше редакция и целевая аудитория от Европы, тем сильнее вторая тенденция и тем полнее тела моделей. Исключением из этой закономерности являются только изображения моделей на подиуме, которые, по всей видимости, больше подвержены унификации. При этом западная идея о необходимости моделировать себя и работать с телом не отражается даже в европейских журналах для африканок. Хотя многие мировые тенденции, в том числе моду на путешествия, африканки перенимают с легкостью, усвоение европейской модели женского тела идет медленно. Это служит хорошей иллюстрацией того, как процесс культурной интеграции затрудняется в случае противоречий между традиционной и усваиваемой культурными моделями.
Литература
Бубер 1995 — Бубер М. Два образа веры. М., 1995. psylib.org.ua/books/buber01/index.htm.
Веблен 1984 — Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
Мириманов 1986 — Мириманов В. Искусство тропической Африки. Москва: Искусство, 1986. artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st021.shtml.
Тутуола 2002 — Тутуола А. Моя жизнь в лесу духов. СПб.: Амфора, 2002.
Darmon 2006 — Darmon M. Variations corporelles. L’anorexie au prisme des sociologies du corps // Adolescence. 2006. Vol. 2, Tome 24. Pp. 437–452. www.cairn.info/article.php?ID_REVUE=ADO&ID_NUMPUBLIE=ADO_056&ID_ARTICLE=ADO_056_0437.
Dumestre & Tour 1998 — Dumestre G., Touré S. Chroniques amoureuses au Mali. Karthala, 1998.
Jones 2008 — Jones M. Skintight. An anatomy of Cosmetic Surgery. Oxford; N.Y.: Berg Publihers, 2008.
[1]Для того чтобы читатели лучше представляли себе западноафриканские цены, приведем цитату из книги «Любовные хроники в Мали», собранной из реальных рассказов жителей и жительниц этой страны: «Э! Ты сказала, пара обуви, нет? Ты очень хорошо знаешь, что это дорого стоит! Это не должно быть дороже 1500 франков; если получится больше, ты добавишь. Женская обувь бывает за 750 франков, бывает за 1250, если я дам тебе 1500 франков, должно хватить» (Dumestre & Toureé1998).
[2] В книге «Моя жизнь в лесу духов» современного африканского писателя Амоса Тулуолы герой раздобыл волшебное яйцо, которое по его приказанию могло доставлять продукты питания в неограниченном количестве. На мир в тот момент «навалился голод», и герой решил накормить с помощью яйца всех страждущих. Но он не рассчитал, сколько будет этих страждущих: «теперь все люди узнали про яйцо, и вот они приходили к моему дому кормиться: одни по утрам, другие вечерами, некоторые — в два часа пополуночи, а некоторые приводили с собой детей и стариков». И, что примечательно: «короли всех царств приходили тоже» — значит, совсем худо дело было (Тутуола 2002: 5–111). Очевидно, что, хотя события несколько преувеличены, голод остается реальностью для большинства африканских стран.