3 июня 2024, понедельник, 10:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 октября 2010, 08:45

Эд Милибэнд: глобальные перспективы

Избрание нового лидера в национальной политической партии, особенно если эта партия находится в оппозиции, редко имеет большое значение в общем контексте проблем мировой безопасности. Возможно, исключением здесь окажется неожиданная победа сорокалетнего Эда Милибэнда, который стал лидером британской Лейбористской партии.

На парламентских выборах, которые состоялись 6 мая 2010 г., партия потерпела болезненное поражение, и теперь ушла из правительства по меньшей мере на несколько лет; и за это время ей нужно будет решить свои финансовые проблемы и обзавестись свежими идеями. Но у нового лидера есть ряд выгодных черт. Его послужной список невелик, и он не имеет отношения к наиболее одиозным решениям партии, принятым при Тони Блэре и Гордоне Брауне. Далее, многие ожидали, что поражение партии, после того как она тринадцать лет продержалась у власти, станет катастрофой, но в итоге всё оказалось не так страшно, потому что консерваторы, дабы обеспечить себе парламентское большинство, вступили в коалицию с третьей стороной — либерал-демократами. Наконец, правительство подготовило радикальную программу по сокращению государственных расходов, и у лейбористов, таким образом, будет возможность выступить с критикой правительственного проекта.

Конечно, лейбористам не кажется утешительной перспектива сосредоточить большую часть своей деятельности на беднейших представителях общества, которые больше всех пострадают от сокращений, а также на социальном и экономическом инвестировании. Эта задача будет для них особенно трудной, так как общественность стала укрепляться в убеждении, что нынешние экономические затруднения — результат ошибок, которые совершали лейбористы, когда они были у власти.

Но такая трактовка упускает из виду многие факторы — например, то, что кризис восходит к финансовой дерегуляции конца 1980-х гг. (когда у власти были консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер). Она не учитывает даже недавние события — распространение ненадежных финансовых инструментов (кредитно-дефолтных свопов и обеспеченных долговых обязательств), в результате которого начались (и еще не закончились) финансовые потрясения 2008-2010-х гг.

В противовес этому Эд Милибэнд может раскритиковать банковскую систему – начиная с колоссальных долгов, которые она породила (и которые должно оплачивать население), и заканчивая неравенством, которое она воплощает сама по себе (это выражается в огромных зарплатах и бонусах, не сравнимых ни с какими социальными льготами).

За этими частными вопросами, относящимися к политике экономического кризиса, стоит более общая проблема. Следующие парламентские выборы в Великобритании должны состояться в мае 2015 г., и к тому времени главные тенденции глобального масштаба – острые социально-экономические разногласия и экологические затруднения – станут более ощутимыми, а бороться с ними станет еще труднее. Это большой вызов для всех политических лидеров, но для нового лидера этой немного помятой, но тем не менее влиятельной левоцентристской партии здесь представляется редкая возможность внести в ее программу элементы подлинно инновационного мышления, благодаря которому партия сможет подготовить условия для фундаментальных социально-экономических изменений.

                Новая повестка дня

В своей колонке на openDemocracy я постоянно пишу о том, что второе десятилетие XXI в. станет ключевым моментом для перехода к такому мировому порядку, который будет ориентироваться на поддержание экологии. Нет сомнений в том, что перспектива глобального потепления (признаки которого зловеще участились) – это самая серьезная опасность. Правление Джорджа Буша-младшего стало в этом смысле потерянным десятилетием, на Копенгагенском саммите, проходившем в декабре 2009 г., не удалось добиться возвращения к экологически ориентированным принципам, а крупные энергетические магнаты и их сторонники в СМИ намерены удерживать статус-кво.

Если процесс глобального потепления никак не сдерживать, его катастрофическое воздействие скажется, возможно, еще только лет через двадцать или даже позже. Но это значит, что меры по переходу к «низкоуглеродистой экономике» следует предпринять задолго до наступления 2020 года. Такого перехода самого по себе недостаточно, хотя его значение трудно переоценить; он должен стать частью гораздо более масштабного процесса, включающего в себя экономические реформы, благодаря которым равенства станет больше, а экономический рост перестанет быть единственным конвенциональным путем к эмансипации.

В ходе таких преобразований придется осознать, что лихорадочная нефтедобыча, сокращение биоразнообразия и другие экологические крайности – это части единой проблемы, которая состоит в повсеместном истощении экосистемы. Людей на планете становится всё больше, а господствующая в человеческом сообществе экономическая модель способствует его саморазрушению.

Может показаться, что эта общая проблема далека от внутриполитической повестки Эда Милибэнда. Но с ней неизбежно придется столкнуться. Некоторые организации (например, New Economics Foundation и Oxford Research Group) разрабатывают инновационные способы ее решения. Но их идеи станут влиятельными только в том случае, если серьезные политические лидеры включат их в свои программы.

                Смена парадигмы

Именно здесь у Эда Милибэнда главное преимущество. У него есть время как минимум до следующих парламентских выборов, чтобы занять ведущее положение в дискуссии (если только политический кризис не приведет к распаду коалиции еще до этого срока). В течение этого периода он и его команда смогут – помимо необходимого решения насущных политических проблем – поддерживать и поощрять новаторские идеи, а также способствовать их развитию.

Во многом их вклад в этой области будет косвенным. Но его потенциал увеличится, если действия в этом направлении будут сочетаться с открытой борьбой за поддержание экологической стабильности и социальную справедливость. В краткосрочной перспективе это не приведет ни к возрастанию, ни к потере избирательных симпатий, но году в 2013-2015 (то есть к следующим выборам) этот подход, возможно, покажется избирателям наиболее предусмотрительным, приемлемым и даже привлекательным. Вполне возможно, что к 2014 г. общественность осознает, какие угрозы для биосферы таит в себе нынешняя экономическая система, особенно когда дело касается изменения климата.

В этом случае та политическая команда, которая систематически обращается к радикальному и прогрессивному анализу глобальной безопасности, станет одной из ведущих политических партий в мире, потому что она сможет руководить так, как это будет нужно следующему поколению.

Трудно переоценить объем работы, необходимой для того, чтобы преодолеть нарастающую глобальную проблему. Конечно, в этом должны принимать участие далеко не только политические партии и истеблишмент. Огромный вклад здесь могут сделать активисты и представители самых разнообразных движений, прогрессивные мозговые тресты, а также те немногочисленные университеты, которые не культивируют интеллектуальную ограниченность.

Но здесь также необходимо серьезное, целенаправленное и исключительно энергичное политическое руководство. В этом отношении Эд Милибэнд еще себя не проявил. Но он уже показал себя с лучшей стороны во время Копенгагенского саммита, а его поведение во время борьбы за руководство партией свидетельствовало о такой решительности и смелости, которой большинство аналитиков от него не ожидало.

Сейчас его главное преимущество состоит в том, что у него есть время и возможности, чтобы разработать новую политическую парадигму. Если его советники подойдут к этому с умом, результат может превзойти ожидания. Британия – это маленькая постимпериалистическая страна, население которой составляет в лучшем случае 1% от численности людей во всем мире. Но у нее есть некоторые полезные связи (с европейскими и атлантическими странами; кроме того, она входит в состав Совета безопасности ООН). Благодаря этому у нее есть такие рычаги воздействия, каких у большинства стран нет.

У Эда Милибэнда есть время, чтобы создать модель государственной программы, которая будет основываться на принципах мировой экологической безопасности, а в XXI в. это необходимо. За следующие два года мы увидим, как далеко он и его партия смогут продвинуться в этом жизненно важном направлении.

Пол Роджерс (Paul Rogers) – профессор факультета проблем мира Брэдфордского университета в Северной Англии. Консультант Оксфордской исследовательской группы. С 26 сентября 2001 ведет еженедельную колонку по мировой безопасности на OpenDemocracy. Пол Роджерс также пишет ежемесячный брифинг по мировой безопасности для Оксфордской исследовательской группы. Автор книг Why We're Losing the War on Terror («Почему мы проигрываем войну против террора») (Polity, 2007), где он анализирует стратегические ошибки эпохи после 11 сентября и обосновывает необходимость новой парадигмы международной безопасности, и Losing Control: Global Security in the 21st Century («Потеря контроля: глобальная безопасность в XXI веке») (Pluto Press, 2009). Редактор раздела по международной безопасности в интернет-издании openDemocracy.

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.