Если
бы Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров отняли бы чужой бизнес, отмывали бы деньги,
строили бы дороги по цене золота за 1 метр, брали бы взятки в особо крупных
размерах, калечили бы солдат в армии, насиловали бы малолетних мальчиков –
тогда они были бы совершенно «нашими», унтер-советскими, людьми. А если были бы
членами, или лучше – номенклатурой, «Единой России» – тут «запретное искусство»
автоматически оказалось бы незапретным. Но – они всего лишь частные лица,
простые граждане, и хоть Андрей Ерофеев – уважаемый в арт-мире куратор, что РФ
до мира?! Она оплакивает советскую цензуру и то, как хорошо было, когда
государство устанавливало ГОСТы на искусство, литературу и вообще на всё,
поэтому всего незапретного было так мало.
То, что мы покупаем испорченные продукты, то, что отправляя детей в лагерь или в армию, получаем назад цинковые гробы, это не беда, с кем не случается, но есть и святое – церковь. Нет, речь отнюдь не о христианстве как таковом: возлюби ближнего, в ком нет греха, пусть первым бросит камень. Я разговаривала с немалым количеством истовых православных, обвесившихся иконками с головы до ног, они не читали ни Ветхого, ни Нового Завета, они знают о том, что грех, а что – нет, не оттуда, а потому что батюшка сказал или пресловутый ОБС (одна баба сказала), или в газете, или по телевизору. Особенно это забавно в глубинке, где сочетается культ Ленина (памятников везде осталось немеренно) с культом церкви. Теперь, благодаря усиленной госпропаганде, добавился культ Путина и «Единой России».
Христианство для них – это не жизненная философия, не цивилизационная доктрина, на которой была построена Европа и Америка, это – иконка-оберег (от автомобильных аварий, разные от разных болезней), это за определенную плату отпущение грехов убийце и насильнику, и благословение, если нужно. Вот против этого, а заодно и против исламского фундаментализма и направлена была выставка «Запретное искусство». Против лицемерия, идолопоклонства, продажности церкви, и против невинного вавилонского столпотворения в голове, когда Микки-Маус, Иисус Христос, газета «Известия» и прочие бренды и символы варятся в бульоне, где забыты десять заповедей, где заповедь и вовсе одна: «Не попадись!». «Против» – даже не то слово, выставка карикатурная (в пандан к датским карикатурам на Мухаммеда), а не назидательная.
Иногда я слышу то, что доносится из телевизора (добровольно не смотрю) – имею в виду российские программы, сериалы, фильмы – и не могу этого слышать. Я понимаю, что значит, «оскорблять чувства»: из телевизора, как из помойной ямы звучат ругательства, озлобленные крики, хорошие парни мочат плохих парней, а плохие хороших, кровь рекой, Сталин – наш рулевой, перемежающиеся хихиканьем – бесконечные юморины ниже пояса. Ну, телевиденье как считает нужным, так и делает. Не нравится – не смотри. При понимании, что большинство смотреть будет, что дают. Потому что большинству этому смотреть больше нечего, не все в Москве живут. Так отчего ж выставка, локальная экспозиция всего лишь в одном зале, оказалась самым грандиозным событием, повлекшим уголовное осуждение кураторов? Ее посмотрели, может быть, сто человек – интересующиеся контемпорари-артом. Остальные, не будь суда, ведать бы о ней не ведали.
Вероятно, в Греции такая выставка была бы невозможна: там православие является государственной доктриной, но во всех официально светских государствах искусство делает свое дело, церковь свое, госуправленцы свое, суды свое. У нас всё едино, всё – единороссийно, по «сигналам из Кремля» (советский термин). И «общественные организации» (наши, молодогвардейцы, народный собор – сколько их там?) правильно понимают сигнал. И самое главное, люди, уже лишившиеся мифологии самого большого, закрытого, а потому лучшего в мире государства воинствующего атеизма, уже согласились воспринимать все эти расправы как должное. Синявский – он же за границей напечатался, это же преступление! Сысоев (художник-карикатурист, сидевший за свои антисоветские карикатуры, объявленные порнографией) – там же голые бабы присутствуют, это ж порнография, на нары его! Хранение валюты – это же страшно! Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст! Вот это все возвращается, только в виде унтер (то есть «под», «ниже», «недо-»), и чтоб это унтерство как-то компенсировать, долго искали национальную идею, а потом решили не париться и объявить таковой церковь.
Илья Кабаков (самый известный в мире российский – или советский? художник) сказал в интервью по поводу суда над Ерофеевым и Самодуровым: «за этим стоят определенные процессы, страшные удары по цивилизованному существованию этой страны, которые сотрясают ее на протяжении уже огромного времени. Как всегда, никто в силу глупости не просчитывает последствия этого процесса – это определенное неумение видеть исторические прецеденты. Все сегодня взаимосвязано, и эта мелкая гадость валит, полностью разрушает огромную программу международных перспектив развития».
Но
в эйфории самости практически невозможно понять, что утер-советская вдова сама
себя вычеркивает из мирового контекста, как было невозможно это понять и в
эпоху «я Пастернака не читал, но скажу», в эпоху суда над тунеядцем Бродским и
выставки, раздавленной бульдозером. А как же готовящийся безвизовый режим с
Европой? Не с Ираном ведь, не с Северной Кореей почему-то хочется сблизиться. И
тогда, в сверхдержавную пору, официальными друзьями СССР были самые неразвитые
страны, а граждане мечтали о «запретных» Европе и Америке, посмеиваясь на
московских кухнях над идеями чучхе и «сосисками сраными».
См. также:
- «Мы считаем уголовное преследование организаторов выставки «Запретное искусство»… неправомерным и незаконным»
- Андрей Зорин. Покушение на будущее
- Борис Долгин: процесс над «Запретным искусством» напоминает о необходимости кардинального пересмотра 282 статьи УК
- "Мемориал". "Действия следствия и обвинения в данном процессе позорят Россию, создают ей имидж не светского, а фундаменталистского государства"
- "Мемориал". К процессу по делу о выставке «Запретное искусство»