3 июня 2024, понедельник, 10:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 мая 2009, 07:19

Грузинский меловой круг: открытое письмо на Запад

Президент Грузии Михаил Саакашвили, как всегда, очень занят. Только на прошлой неделе (текст впервые опубликован 13 мая – «Полит.ру») он обвинил Россию в поддержке тех, кто пытается свергнуть его правительство, и встретился с политиками из оппозиции, чтобы обсудить пути выхода из внутриполитического тупика. Тот факт, что он выдвинул свое обвинение против Москвы 5 мая 2009 г., накануне запланированных военных учений НАТО в стране, навело некоторых на мысль, что это была уловка грузинского лидера (и его многочисленных западных советников и лоббистов), чтобы отвлечь внимание от продолжающихся антиправительственных демонстраций. Как бы то ни было, после как будто имевшей место попытки переворота 11 мая президент провел ряд переговоров с представителями оппозиции. Переговоры, судя по реакции оппозиционных представителей, никуда не привели. Политический кризис в Грузии продолжается.

Повсеместный кризис, не находящий разрешения, взывает к принятию чрезвычайных мер. В таких обстоятельствах каждый делает то, что может. В данном случае я, будучи человеком, в некотором роде сведущим во внутренней и внешней политике Грузии (начиная с 1990-х гг.), решил написать открытое письмо. Природа такого письма заключается как раз в том, что его может прочесть кто угодно, но я адресуюсь также и лично к тем друзьям и коллегам в Соединенных Штатах и Европе, с которыми я тесно сотрудничал в тяжелые годы, когда Грузия в начале 1990-х гг. получила независимость, - чтобы превратить свою страну в сильное, солидное государство.

Я намеренно сосредоточусь на внутренних проблемах Грузии и не буду затрагивать внешние – в особенности, отношения с нашим крупнейшим северным соседом. Почему? Потому что я уверен, что чем скорее Грузия справится со своим внутриполитическим кризисом и выйдет из тупика, тем проще ей будет отвечать на внешние вызовы и угрозы.

Никто из оппозиции или (уж тем более) из правительства не просил меня написать это письмо. По ряду пунктов я расхожусь и с теми, и с другими; кроме того, мне неизвестны многие детали и нюансы нынешних обстоятельств. Но я знаю достаточно, чтобы быть уверенным в необходимости этого обращения.

Пути революции

Чтобы понять сегодняшнее положение Грузии, нужно оглянуться назад и проследить, как мы попали в этот, казалось бы, невозможный тупик. Начнем с последствий, которые повлекла за собой Революция роз 2003-2004 гг., приведшая к власти новое политическое руководство.

Михаил Саакашвили, новый президент, вступивший в должность 25 января 2004 г., получил в управление слабую, расшатанную страну. Но пытаясь исправить это (а также будучи в революционной эйфории), он и многие другие не обращали внимания ни на положительные, ни на отрицательные тенденции в стране. Некоторые успехи были достигнуты огромной ценой еще в первые годы независимости, последовавшей за падением Советского Союза. Отчасти по невнимательности президент и многие из его окружения занялись тем, что начиная с 1990-х гг. уже стало традиционным грузинским времяпрепровождением, - изобретением велосипеда.

А успехи были, и в значительной степени они были достигнуты благодаря сотрудничеству с западными друзьями Грузии и поддержке с их стороны. Помимо независимости, обретенной в 1990 г., жизненно важны были такие моменты, как: макроэкономическая и финансовая стабилизация, создание проекта новой конституции, введение новой валюты, вывод российских пограничных войск и военных баз с грузинской территории и создание надежной инфраструктуры (например, постройка трубопроводов по всей Грузии). Я уверен, что если бы тогдашние энергетические проекты (один из немногих стратегических интересов Запада в этой части мира) не были осуществлены, то война в августе 2008 г. могла бы иметь еще более трагические последствия, чем сейчас.

Этих успехов Грузия добилась задолго до революции 2003-2004 гг. – несмотря на гражданскую войну, конфликты в Южной Осетии и Абхазии, коррупцию и постепенное ослабление государства. Но есть и еще кое-что. В эти смутные годы в Грузии разрушались пережитки прошлого, институты и установки советской эпохи; и развивалось нечто абсолютно новое, ожидающее рождения (как сказал поэт).

Президент Саакашвили внес огромный вклад в обновление; он использовал телевидение для продвижения своей антикоррупционной деятельности, восстанавливал налоговую систему и вооруженные силы и принимал меры по демократизации страны, так что президент Джордж Буш-младший назвал Грузию «региональным светочем демократии». Эта фраза относилась, скорее, к тому, что Грузия уже сделала большие успехи и ей еще предстоит долгий путь реформ, чтобы стать эффективным государством. Но Саакашвили и его окружение истолковали ее как поздравление с окончательной победой.

Отчасти из-за этого неверного понимания либеральный радикализм Революции роз превратился в антилиберальный, радикальный троцкизм, последствия которого оказались гораздо хуже, чем кто-либо ожидал.

Порочные круги

Вопреки демократической риторике, подход президента Саакашвили к перестройке государства со временем стал напоминать модель, которая по всему постсоветскому пространству, и особенно в России, представлялась авторитарной. На первых после революции парламентских выборах большинство мест досталось сторонникам Саакашвили; президент изменил конституцию таким образом, что многие полномочия перешли от законодательной власти к исполнительной. Он также значительно уменьшил роль Верховного суда и урезал его независимость. В результате получилось некое «суперпрезидентство».

Со временем этот новый режим ограничил также свободу СМИ и возможности гражданского общества, то есть важнейшие составляющие любой демократии (которые не в последнюю очередь обусловили собой Революцию роз). В результате пострадали политические права и права человека (особенно право частной собственности); стало больше нарушений и убийств на политической почве (многие из которых так и остались нераскрытыми).

В ноябре 2007 г. полиция по распоряжению правительства силой подавила массовые демонстрации оппозиционеров. Затем были проведены внеочередные президентские (январь 2008 г.) и парламентские (май 2008 г.) выборы, которые усилили личную власть Саакашвили за счет других частей власти и общества (а не сбалансировали их, вопреки ожиданиям Евросоюза и ОБСЕ). Эта тенденция означает, что страна, которая в 2003-2004 г. была светочем демократии, скатилась в сумеречную зону авторитаризма и плохого управления.

Ситуация ухудшалась в течение 2008 г., а после разрушительной и опустошительной августовской войны люди вновь стали протестовать на улицах – начиная как раз с важнейшей годовщины, 9 апреля 2009 г., двадцать лет спустя после резни, устроенной советскими войсками в Тбилиси. Всё больше грузин считают, что отставка президента Саакашвили – единственный способ выхода из кризиса.

Эти последние события касаются не только грузин. С одной стороны, то, что происходит в Грузии, неизбежно бросит тень на события по всему Южному Кавказу, а также испортит репутацию региона в глазах Запада и особенно Соединенных Штатов, которые столько вложили в «проект “Грузия”». С другой стороны, опыт периода с 1990 г. показывает, что грузинам нужно активное вмешательство их друзей, таких, как США, если только мы все – я подчеркиваю, все, то есть и оппоненты Грузии, и даже ее враги, а также друзья и союзники – хотим вырваться из порочного круга.

Было бы прекрасно, если бы мы, грузины, смогли самостоятельно найти выход из тупика, в который зашли отношения президента Саакашвили и грузинской оппозиции. Но, боюсь, без вашей помощи мы не сможем разрешить эту ситуацию; а кризис будет только углубляться, и его последствия – для нас, для региона, наконец, для вас самих – станут еще неприятнее. Кроме того, я уверен, что Запад может выступить примиряющим посредником в отношениях между конфликтующими сторонами в Тбилиси, и нам не придется вновь изобретать велосипед.

Серьезные проблемы

При всём этом я прекрасно понимаю, что Грузия сейчас не входит в число приоритетов американской и европейской политики. Но ситуация быстро меняется, когда речь идет о такой стране, как моя, - находящейся в состоянии хрупкого равновесия и опасного раскола. Следовательно, важно не поддаваться искушению и не считать, что если активность демонстрантов уменьшается, значит, всё уладится само собой, без участия Запада.

Нам всем следует помнить, что в подобных ситуациях важно не число демонстрантов, а проблемы, недовольство и разочарование, которые заставляют законопослушных и достойных граждан Грузии выходить на улицы.

В конце концов, когда «революционеры» в ноябре 2003 г. штурмовали парламент, на улицах Тбилиси было не более 20 000 – 25 000 демонстрантов. Это напоминает нам о том, что иногда мы слишком много внимания уделяем механизмам демократии (результатам выборов, которые в нашей части света нередко бывают «загадочными», или проценту сторонников того или иного лидера) и слишком мало – собственно демократическому процессу. Только во втором случае выборы и их результаты могут быть началом нескончаемого процесса совершенствования и трансформации, - а в этом и заключается демократия.

В свете этого, нынешнее недовольство и разочарование в грузинской системе и методах управления (в конечном итоге приведших к событиям августа 2008 г.) – это, по сути, и есть сегодняшний кризис демократии в Грузии. Я уверен, что внутренние разногласия и правительственные ошибки, о которых я говорил, усугубили тяжесть поражения и раскола в стране. Я могу с негодованием заявить, что все наши усилия, которые мы прилагали с 1990 г., чтобы убедить Запад в стратегической значимости Грузии и в ее правах, из-за этих событий пошли насмарку. В нашем стратегическом пространстве Грузия снова стала малой частью «российской проблемы»: как раз это мы стремились предотвратить. Это также следует понять мировому сообществу.

С тяжелой ситуацией, вынудившей людей в Тбилиси протестовать, никто не борется: не существует механизмов и «правил игры», которые могли бы стать основанием для сотрудничества в поисках ответов.

К числу серьезных проблем, которые необходимо решить, относятся: конституционные и избирательные вопросы, правовое регулирование, эффективное управление, экономика, согласованность деятельности учреждений, политические и социальные разногласия, судебная независимость, решение болезненных вопросов о праве частной собственности, правопорядок в целом, свобода СМИ (в особенности телерадиовещания), реформа избирательной комиссии и избирательного кодекса, разделение правоохранительных структур и местных властей (так называемого «административного ресурса»), оперативное уничтожение так называемых «замаскированных уличных банд», которые выслеживают и избивают десятки протестующих в Тбилиси. Это только начало; в этом списке много самых разных проблем.

Упущенные возможности

Я с облегчением замечаю, что Евросоюз и другие международные институты активно вовлекаются в процесс разрешения нынешней патовой ситуации в Грузии; они убеждают обе стороны (включая лидеров оппозиции) проявить больше реализма и гибкости. И всё же я хочу задать своим друзьям в ЕС (и не только там) вопрос, пусть даже риторический: разве вы не знали о существовании вышеуказанных политических проблем в Грузии до того, как начались массовые демонстрации? Или вы узнали о них только когда митинги и политический кризис достигли теперешних масштабов? Так что же еще должно произойти в Грузии, чтобы вы, наконец, уделили ей подобающее внимание?

После того, как президент Буш побывал в Тбилиси, и отрицательные тенденции и методы управления стали более или менее заметны, я задал этот самый вопрос одному из своих наиболее компетентных друзей в Вашингтоне. Он ответил без колебаний: «Разве в Грузии что-то рушится, Тедо? У нас и так много проблем и вопросов, не терпящих отлагательства; Грузия и события в том регионе сейчас не в числе главных пунктов нашей повестки».

Со своей стороны, президент Грузии не предпринимает реалистичных мер для решения этих многочисленных насущных проблем. Конечно, сейчас много говорят о «диалоге» - слишком много, гораздо больше, чем действуют; тем самым было скомпрометировано само понятие диалога. Это неправильный способ заложить основу для честного разговора. Нынешний подход может, наоборот, привести к еще большей поляризации с оппозицией и к усилению недовольства Михаилом Саакашвили и недоверия к нему.

Очевидно, что нынешнее грузинское правительство само по себе не даст Грузии ни стабильности, ни мира, ни демократии. Я уверен, что если бы не эти демонстрации, оно бы так и продолжало действовать «революционными», квази-троцкистскими методами. Оно показало свое нежелание прислушиваться к другим, управлять без дискриминации; оно не допускает и мысли, что где-либо вне правительственных кругов (в частности, среди оппозиционеров) можно найти нечто ценное для Грузии – возможно, даже более ценное, чем то, что они сегодня предлагают грузинскому народу. Я считаю, что такой подход неизбежно приведет к еще большей нестабильности, конфликтам и хаосу.

Ложные друзья

Договориться о правилах игры и выйти из нынешнего тупика, чтобы сосредоточиться на многочисленных важных проблемах, - это именно то, что нужно Грузии, и то, в чем вы, мои американские и европейские друзья, можете нам помочь.

Когда за рубежом начинают говорить (между собой или адресуясь к Грузии), что Грузия – страна «достаточно демократическая» или что Михаил Саакашвили недостаточно авторитарен, - это не способствует решению проблем. На самом деле, Грузию нельзя назвать ни полностью демократической, ни полностью авторитарной: на данный момент мы не способны быть ни тем, ни другим. Вместо этого моя страна представляет собой «квази-демократическое» или «квази-авторитарное» государство (я бы даже сказал - «манипулятивную демократию»).

Многие «демократические бюрократы» в Тбилиси научились говорить, «как демократы», так что наши западные друзья не осознают – или предпочитают не осознавать, – насколько они далеки от демократии. Поэтому новоиспеченных демократов сейчас гораздо больше, чем собственно демократии, а нынешняя Грузия напоминает какую-то «демократуру», где решения принимают лично президент и кружок его приближенных помощников.

Один мой американский друг недавно сказал мне: «Грузинская демократия находится где-то на пересечении миров Джонатана Свифта и Джорджа Оруэлла: нынешний грузинский министр по тюрьмам и исправительной системе ведет с оппозицией диалог о “демократическом обновлении”, а министра обороны президент Саакашвили объявил “стержнем грузинского общества”. Как и везде, где Свифт и Оруэлл объединяются, здесь больше слёз, чем смеха».

Что нужно сделать? Нам необходимо расширить круг, чтобы включить в него не только грузин, но также и вас, мои друзья. Вам следует оказать давление, чтобы стороны, наконец, встретились. Президенту Саакашвили следует сказать, что он должен провести серьезные изменения, включая обнародование нового избирательного кодекса, - чтобы обновить систему и методы управления. И эту трансформацию он должен увенчать проведением честных, по-настоящему демократических выборов (или провести референдум, как предписано конституцией, в случае, если патовая ситуация в политике затянется). Оппозиции следует сказать, что она должна действовать в рамках системы, но только если ныне изуродованная система будет основательно отрегулирована.

Очевидно, что каждая из сторон примет эти ограничения, только если они будут сопровождаться гарантиями Запада. Если стороны продолжат переговоры и сойдутся на реалистичном решении, Западу всё равно нужно будет следить за осуществлением каждой договоренности. Западное вмешательство, в любом случае, имеет ключевое значение – не в последнюю очередь из-за грузинской политической тенденции договариваться и тут же передумывать.

Если Соединенные Штаты и Евросоюз всё же вмешаются, им нужно будет проявить большую осторожность в выборе посредника. Это должен быть человек, который знает Грузию, но не имеет тесных связей ни с прежними администрациями, ни с президентом Саакашвили. Иначе его обращение просто проигнорируют. К счастью, ни в Вашингтоне, ни в столицах Евросоюза нет недостатка в людях, которые знают Грузию и в то же время больше заинтересованы в развитии демократии в стране, нежели в сохранении позиций того или иного лидера. Я лично был свидетелем таких делегаций высокого уровня, приезжавших в Грузию накануне Революции роз.

Очевидный выбор

Важно действовать быстро. Я боюсь, что без подобного давления нынешние напряженные отношения между президентом Саакашвили и оппозицией могут выйти из-под контроля и привести либо к анархическому хаосу, либо к авторитаризму. Я убедительно прошу Соединенные Штаты и Европу серьезно отнестись к этому призыву, и я предлагаю первым делом прислать в Тбилиси группу компетентных наблюдателей, чтобы они выяснили, что можно сделать.

Результативность попыток Грузии стать «нормальной страной» - включая вступление в НАТО и/или Евросоюз а обозримом будущем – в значительной мере зависит от того, каких успехов страна достигнет в демократизации и, параллельно с этим, в наращивании потенциала. Любое торможение или регресс на этих фронтах может задержать развитие страны и даже перечеркнуть уже достигнутое за годы независимости.

С помощью благоразумных решений и поддержки Запада, о которой я здесь писал, а также при условии некоторого везения (это всегда требуется в жизни), я уверен, мы можем рассчитывать на то, что Грузия станет стабильной, демократической страной, которая займет почетное место в международной жизни. Без этих составляющих – а особенно если люди на Западе будут и дальше полагать, что ситуация в Грузии разрешится сама, без четких и действенных решений, - положение дел, несомненно, только ухудшится, став ограничением как нашей, так и вашей свободы.

Этот текст посвящается памяти Левана Микеладзе (1957-2009 гг.)

Тедо Джапаридзе – грузинский политик и дипломат. Был председателем Совета национальной безопасности Грузии; послом в Соединенных Штатах, Канаде и Мексике; министром иностранных дел (с ноября 2004 г. по апрель 2005 г.). После ухода с государственной службы он был генеральным секретарем Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.