В пятницу состоится экстренное заседание Синода, на нем будет избран порядок отпевания и похорон патриарха Алексия Второго. Вполне вероятно, что сегодня или завтра будет избран местоблюститель патриаршего престола. О вероятных кандидатах на пост местоблюстителя, равно как и о вероятных преемниках предстоятеля Русской Церкви, официальные источники не сообщают.
Согласно новому уставу РПЦ МП кандидаты в патриархи должны быть заранее выдвинуты на Архиерейском соборе.
Собор пока не созывался, тем не менее, мы можем заранее сделать ряд предположений по поводу того, из каких кандидатов будут выбирать. В Московском Патриархате как организации – много различных должностей, однако на высший административный пост обычно попадают только с нескольких.
Во-первых, это пост митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского - в советские времена эта же должность именовалась – митрополит Ленинградский. Ленинградским митрополитом был Пимен до интронизации, а вслед за Пименом – Алексий.
Сейчас Санкт-Петербургскую и Ладожскую Епархию возглавляет митрополит Владимир (Котляров). Ровесник почившего патриарха, Владимир – старейший епископ среди членов Синода. И по Уставу РПЦ, он вероятнее всего станет местоблюстителем патриаршего престола. Он же в пятницу председательствует на экстренном синодальном заседании.
Имеет смысл говорить, что митрополит Владимир может стать реальным кандидатом на пост Патриарха. В РПЦ он пользуется уважением, как строгий монах и справедливый архиерей.
Впрочем нужно отметить, что местоблюститель – это в самом прямом смысле временная должность. И епископ, занимающий не всегда становится патриархом. В девяностые, как известно, после смерти Пимена, местоблюстителем был назначен Филарет (Денисенко) (ныне – глава раскольничьего Киевского Патриархата), но избрали все равно Алексия. К тому же, митрополит Владимир уже просился в 2004 году на покой, но Синод попросил его остаться.
И есть сопоставимый по значению пост – управляющий делами Московской Патриархии
Его в разное время занимали тот же Алексий Второй, тот же Пимен, а также предшественник Пимена Алексий I.
Сейчас эту должность занимает митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). О нем известно немного, СМИ говорят, что Климент это, прежде всего кабинетный работник. С его именем не связано никаких скандалов, а по его немногим заявлениям для прессы, можно с уверенностью судить, что это традиционалист, от которого не стоит ожидать каких-то радикальных реформ или решительных действий, а также что это человек, настроенный на близкую работу с государством.
И, наконец, митрополит Кирилл (Гундяев), глава Отдела Внешних Церковных Связей – на текущий момент это самый вероятный кандидат. Самый молодой, самый энергичный и самый популярный среди паствы. Но следует помнить, что патриарха выбирает на паства, а архиереи – монахи, а в монашеском сообществе уже который год ходят страшилки о том, что владыко – тайный католик – просто из-за его участия в экуменической деятельности. И консервативное монашество может уже только от таких слухов отказаться голосовать за митр. Кирилла. Тем не менее шансы стать патриархом у него есть – если он решит вступить в борьбу и задействовать колоссальные ресурсы ОВЦС. Именно при митр. Кирилле этот отдел значительно расширился, увеличился и круг его полномочий – теперь эта организация ведает не только взаимодействием со СМИ, но и вопросами организации паломницества, туризма, и хозяйственным управлением епархиями РПЦ МП, а также миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями в зарубежье. И митрополит обладает полной властью в ОВЦС, и его влияния может хватить, для того, чтобы многим захотелось проголосовать именно за Кирилла.
Итак, вероятнее всего, архиереи будут выбирать из этих трех кандидатур.
За митр. Кирилла будут те, кто мечтает о переменах, о межрелигиозных контактах, о мире с католиками, о сильной и самостоятельной Церкви.
За митр. Климента – те, кто задумывается о византийской симфонии – о максимальном сращении властей духовной и светской.
И митр. Владимир, в данном случае, это компромиссная фигура, за него отдадут голоса все те, кто хочет спокойной церковной жизни без резких перемен и потрясений, те, кто ратует за то, чтобы сохранялся традиционный уклад.