3 июня 2024, понедельник, 08:26
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Чему не учит география

Мы публикуем резюме регулярного вторничного “Открытого семинара” “Полит.ру” и Института национальной модели экономики, созданного для обсуждения позиции нашего экспертного круга и сообщества. Специальный цикл заседаний семинара, реализуемый также совместно с Государственным университетом – Высшей школой экономики, оказался посвящен проблеме "Чему учат и чему должны учить школьные предметы". Речь идет об обсуждении содержания образовательных программ, той картины мира, которая просматривается за учебниками, учебными планами и учебной деятельностью на уроках. Одно из первых обсуждений в этом цикле было посвящено преподаванию географии. В центре обсуждения оказались сообщения профессора, зам. завкафедрой региональной экономики и экономической географии Факультета экономики ГУ-ВШЭ, доктора географических наук Алексея Скопина и начальника научно-студенческой базы Географического факультета МГУ в Кировске (Хибины) Сергея Коняева. Участники обсуждения (кроме собственно "Полит.ру") – Александр Черкасов, Алексей Песков, Михаил Арсенин, Григорий Глазков, Олег Мудрак.

Среди предметов, составляющих основу обязательного для всех среднего образования, есть более узкий круг дисциплин, ответственных за то, что общество почитает элементарной грамотностью. В последние годы многие отмечают, что уровень грамотности в нашей стране понижается, и падение географической грамотности, наряду с грамотностью в прямом смысле (знанием родного языка) здесь оказывается впереди процесса. В достаточно шатком положении находится и сама география как учебный предмет.

Сложность предмета

Вопрос о том, как преподавать географию, упирается в две ключевые проблемы. С одной стороны, географическое знание невероятно разнородно, обширно и само по себе не структурировано — в каком объеме и в какой последовательности его предлагать детям? С другой стороны, по своим методам и целям география также с трудом приводится к какому-либо общему знаменателю. Географу и любому, кто изучает эту дисциплину, приходится иметь дело с данными физики, математики, биологии, социологии, химии, этнографии. И на выходе мы имеем: физическую географию, социальную географию, экономическую и политическую географию — все это в рамках одного школьного предмета. В лучшем случае, все это разнообразие можно объединить в две дисциплины: естественнонаучную, физическую географию и социальнонаучную географию, выступающую в школе как экономическая (смещенное в сторону части этого блока название отчасти соответствует смещенному содержанию).

Сегодня в шестом классе проходят физическую географию, в седьмом географию материков, в восьмом географию России, в девятом экономгеографию России, в десятом мира.

Место в учебной вертикали

Не вполне понятно, каким образом можно приступать к изучению физической географии в 6-м классе, когда еще не накоплен достаточный багаж знаний по естественным дисциплинам, необходимым для понимания многих упоминаемых в ходе обучения процессов. Учителю географии, скажем, приходится вводить понятие температуры, агрегатного состояния вещества и т.д. К моменту же изучения этих процессов курс физической географии остается далеко позади.

Когда на более позднем этапе совершается переход от физической географии к экономической, базовые знания нередко теряются, поскольку они изначально не имели прочной основы, ни теоретический, ни практической (мало кто из школьников сегодня знакомится с ландшафтом родной страны или хотя бы родного края в ходе поездок и экскурсий). Слабо реализуется внутрипредметная связь между физической и экономической географией.

Внутрипредметный перекос

Проблемы преподавания физической географии могут показаться несущественными по сравнению с тем, что происходит с социально-ориентированными областями этой дисциплины.

Известно традиционное предпочтение, оказывавшееся в Советском Союзе, «стране инженеров», физической географии перед экономической и социальной как одному из предметов естественнонаучного цикла. А сейчас нужно создавать школы для постиндустриального общества, где гуманитарно-социальный компонент был бы не просто выровнен, но, возможно, начал бы преобладать. Оставаясь в индустриальной парадигме образования, мы только увеличиваем отставание от того, что происходит на Западе.

В академических институтах отделы по физической и всеми прочими отраслями географии соотносятся приблизительно как 7/3, что влечет соответствующее распределение средств. В мире достаточно давно соотношение сравнительное внимания к физической и социальной географии является иным: в школе примерно 50 на 50, а в высшей школе и в науке – 3/7. Но нынешнее соотношение воспроизводится и в процессе высшего образования за счет соотношения удельного веса предметов, и в распределении финансирования.

Есть проблема нашего теоретического отставания. Экономическая география сначала только фиксировала факты, но затем появились теоретические модели, которые объясняют их, используя данные взаимодействие наук. Здесь продвинулись далеко американцы. Французы продвинулись в географии городов, немцы в географии размещения промышленности, шведы в диффузии распространения экономических явлений. А наша школа, в силу огромности и необходимости решения задач до недавнего времени занималась по-прежнему освоением пространства и накоплением экономических фактов по пространству. Ресурсное движение на восток ограничивало развитие ресурсов. Физическая география дает информацию о ресурсах, а экономическая потом эту информацию переносит из географии в экономику. Но дальше должно следовать осмысление.

На вопрос о том, что подведомственная ему наука может дать современному российскому обществу, директор академического отвечает, что единственная достойная внимания область — Антарктида. Трудно отказать в чем-либо этому континенту, но все же современная география занимается далеко не только им: ученые по всему миру ищут закономерности в размещении населения, распределении хозяйства и культурных объектов, того, как все это соотносится с состоянием окружающей среды, и другими актуальными для любого общества проблемами.

В каждой стране может и должна быть своя специфика. В Испании, например, география совмещена с туризмом. Есть факультет туризма, там и читают все предметы, которые читают на географическом факультете. У американцев больше интеграция с бизнесом, у них идет оценка рынков сбыта, демография. В Австралии развита виртуальная, модельная география: они создают новое пространство в виртуальной реальности. Такую модель можно использовать для анализа любой реальной ситуации.

Трансформация объекта и развитие предмета

География — по-своему уникальный предмет, поскольку он практически недоступен преподавателям старой закалки, на которых продолжает держаться средняя школа. За последние двадцать лет с точки зрения структуры хозяйства и расселения радикально поменялись и Россия, и мир в целом. Необходимо воспитание нового поколения учителей, к чему, кроме по-прежнему непереносимо низких зарплат, есть и концептуальные препятствия.

При этом моделей, которые бы более или менее адекватно описывали процессы, происходящие в России, пока не существует: свои не выработаны, а западные не полностью адекватны нашим условиям.

Учителя жалуются на то, что не хватает новых учебников, использовать приходится в основном старые, не отражающие реальной картины, из-за чего школьники теряют всякий интерес к предмету, и так далеко не самому престижному в школьном курсе. Вузы переводят западные учебники, но их необходимо еще адаптировать.

Кроме того, как и в случае с другими предметами, не совсем ясно, в какой мере эти учебники соответствуют требованиям, которые предъявляет к учащимся ЕГЭ и каким образом необходимо школьников к нему готовить.

Задачи географии

География суммирует многие знания других наук физическая должна быть интегратором физики, химии, биологии и т.д., экономическая – истории, основ экономики, социологии, демографии, в той степени в которой они оказываются доступны школьнику.

В отношении любой дисциплины можно выделить три уровня: грамотность, кругозор и предпрофессиональная подготовка. Человек должен иметь знания о том месте, где он живет. Одним из важнейших результатов преподавания географии должно быть то, что человек ориентируется в пространстве, в котором он находится. Географическая грамотность это как раз понимание близлежащего пространства. Она должна преподаваться на основе знаний о местности. В 4-м и 5-м классе, когда идет природоведение, эта идея как раз и реализуется. Потом, с 6-го по 9-й классы идет наращивание кругозора. Школьник узнает основы физической, экономической и т.д. географии. А потом, исходя из своих предпочтений, он может двигаться по одному из направлений географии, проходя предпрофессиональную подготовку.

Если же говорить о прикладном смысле предмета, то они очень широки. Так, Вторая мировая война показала, что тот, у кого лучшие военные карты, одерживает в конце концов победу. И после этого военная климатология и география перешли в область, которая доступна очень узкому кругу лиц. Сейчас самые лучшие карты делаются для крылатых ракет, потому что они должны попасть с точностью до метра. Принципиально важные сферы применения географии экономика и формирование текущей политики государства.

Факт и закономерность

География, как и многие другие дисциплины, часто представляется совокупностью огромного количества фактов, которые надо запомнить. Но не менее, а скорее более важно понимание закономерностей и знание, где и как можно получить первичную информацию (умение пользоваться картами, бумажными и электронными справочниками и т.д.). Задача в том, чтобы по мере необходимости можно было оперативно получить первичную информацию о географическом объекте, осознать, как в отношении него должны работать изученные закономерности, а отсюда вывести его более общие свойства.

Тренировкой для такого рода навыков могут служить например задачи, используемые в учебниках географа Михаила Розанова. Школьникам предлагается рассмотреть, что будет, скажем, с климатом на Земле, если изменить угол наклона земной оси к плоскости.

Возможности модернизации

Как решать проблемы с географией, не очевидно на всех уровнях. На уровне методическом не ясно, как можно было бы поставить изучение физической географии после изучения соответствующих разделов физики, химии, биологии, поскольку вслед за физической и активно опираясь на нее должна идти социальная, необходимая для понимания новейшей истории и опирающаяся на эту историю.

Может быть, стоит четче разделить природоведение и физическую географию. Может быть, сместить всю экономическую географию в 10 – 11 класс. Хотя возникает вопрос, как это соотнесется с концентричностью и профилизацией.

Есть вопросы и со стандартизацией преподавания, учитывая, что наша страна находится в разных природных зонах. Это, вероятно, должно отражаться и в подготовке преподавателей и в отсутствии синхронизации при прохождении одних и тех же тем, связанных с демонстрацией природных явлений.

Очевидна сложная цепочка взаимозависимостей: постановка обществом задачи, какая именно география входит в необходимый минимум знаний – подготовка программ и учителей – преподавание. Отсутствие четкого социального заказа, а также хронически недостаточное финансирование, невозможность осуществлять качественную подготовку учителей приводят к тому, что даже тот материал, который сейчас доступен, не преподается в достаточном объеме; в результате страдает и общая картина, и региональный компонент, в рамках которого учащиеся могут познакомиться с тем регионом, где они живут, и соотнести полученные знания с реальным ландшафтом.

Обществу только предстоит сформулировать, что же мы собственно хотим от преподавания географии, какую роль она должна выполнять в системе образования и в процессе формирования гражданина.

Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”

Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции, если об этом специально не сказано. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.