3 июня 2024, понедельник, 04:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 октября 2007, 09:11

Прерванный воскресник

7 октября в 18 часов на Троицкой площади, у Соловецкого камня, состоялся петербургский митинг памяти Анны Политковской.

Организаторы митинга – Санкт-Петербургское отделение партии «Яблоко» и Правозащитный совет Санкт-Петербурга – подали уведомление о его проведении 24 сентября. Власти Петербурга согласовать проведение митинга отказались. В качестве «живого щита» на пути городской общественности в этот раз был использован Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Администрации Санкт-Петербурга. Именно на вечер воскресенья в сквере на Троицкой площади были запланированы образцово-показательные работы по уборке территории. Кому-то вдруг понадобилось срочно убрать именно там опавшую листву, вскопать и выровнять газоны. И ничем не сдерживаемое агрессивное недовольство работниц садово-паркового хозяйства объяснялось скорее внеурочным вызовом на работу, чем наличием толпы потенциальных топтателей газонов и метателей окурков. В других местах города в этот день подобного рвения не наблюдалось.

Вся служба садово-паркового хозяйства Петроградского (а, возможно, и не только Петроградского) района, изрядно вооруженная специальной уборочной техникой (больше десяти минитракторов), была дислоцирована в сквере вокруг Соловецкого камня. Работу озеленителей охраняли подразделения ДНД, ОМОНа, постовой службы, УБОПа, внутренних войск, несколько старших офицеров МВД и люди в штатском. Никогда ранее садово-парковое хозяйство в таком внушительном количестве здесь замечено не было. При этом с самого Соловецкого камня, памятника «узникам Гулага» и «борцам за свободу», следы нацистских надписей, появившихся тут в конце августа и частично затертых самими мемориальцами, до сих пор до конца не отчищены, несмотря на обращения «Мемориала» с просьбой провести пескоструйные работы.

Что именно предотвратило силовой разгон митинга, неизвестно. В отсутствие команды силовики в происходящее не вмешивались и рассредоточились в сквере по всему его периметру и на прилегающих участках, вплоть до Александровского сада и метро «Горьковская». Ничего подобного московскому или «марш-несогласному» ограждению с рамками-металлоискателям тут установлено также не было.

В прошлом году после убийства Анны Политковской здесь удалось провести три митинга подряд - все без уведомлений, и никто не был разогнан. Но в этом году, после запрета властями форума памяти Политковской в Нижнем Новгороде, после появления информации в петербургской прессе об увольнении воспитательницы детского сада за объявление о митинге, все ожидали худшего. Однако собралось не менее трехсот человек, предварительно заявленных в уведомлении организаторов. Казалось бы, ничтожно мало для Петербурга, но, приди сюда человек пятьдесят, территорию, скорее всего, без особого шума смогли бы «зачистить».

В отличие от Москвы, в Петербурге на митинг памяти Анны Политковской люди пришли в большинстве своем без партийных и корпоративных знаков различия, за исключением разве что общества «Мемориал». Держали в руках свечи, цветы и портреты убитой журналистки - самодельные и даже стилизованные под икону и глянцевые, типографские, изданные Центром экстремальной журналистики. Раздавали специальный выпуск газеты, посвященный ее памяти. После небольшой заминки митинг удалось начать.

Таков был антураж, теперь о содержании. Вели митинг Наталья Евдокимова, секретарь Правозащитного совета Петербурга, экс-депутат ЗакСа, и Даниил Коцюбинский, историк, обозреватель газеты «Дело», инициатор создания демфракции в партии «Яблоко».

Двенадцать ораторов вспоминали Анну Политковскую как «мужественного человека, искреннюю женщину, журналистку, которой гордится страна» (Н.Евдокимова), «говорившую правду о преступлениях» (Сергей Хахаев, «Мемориал») и обладавшую «верой в людей и готовностью помогать им, давшей нам урок несгибаемости» (Михаил Амосов, экс-депутат ЗакС). Причиной ее гибели так или иначе была названа  существующая в стране государственная система. «Мы полным ходом идем к однопартийной системе» (Наталья Евдокимова), «система, основанная на насилии, боится правды, все эти годы она вела борьбу с независимыми журналистами, политиками, общественными организациями» (Даниил Коцюбинский), «раскрытия этого подлого убийства не будет при этой власти» (Ольга Курносова, ОГФ).

Дмитрий Мачинский (НИЦ «Мемориал») сказал, что «Анна не ушла, она на всех уровнях осталась с нами». «Она освятила своим уходом этот день и всю вакханалию, которая происходила и происходит в этот день, когда десять тысяч молодых особей вышли на улицы Москвы поздравлять президента с днем рождения. Ее смерть в этот день и свет, который Анна оставила, не позволят сползать ему в черную пропасть и позор, потому что несколько сот человек всегда будут отмечать его как день ее светлой памяти. Очень хотелось бы, чтобы это было закреплено на разных уровнях, вплоть до законодательного».

Говорили не только о причинах происходящего, но и об ответственности каждого. Звучали слова о том, что «мы сами сдали страну хунте чекистов» (Татьяна Додорова), и о «короткой исторической памяти, которая ненадолго очнулась в конце 1980-х» (Д.Коцюбинский), о «создании нового учебника, в котором Сталин выступает успешным менеджером, одобренного в 70-летнюю годовщину Большого террора» (Сергей Хахаев), и о девальвации понятия «патриотизм» («Патриот тот, кто смело говорит о недостатках. Патриот не тот, кто вводит войска в Афганистан, а тот, кто их выводит оттуда, кто думает том, чтобы в Чечне, Дагестане и Ингушетии погибало меньше наших солдат и мирных жителей». М.Амосов).

Выступающие призвали «быть достойными памяти Анны Политковской и, как она, служить правде, стране и своему народу» (М.Амосов), «продолжать говорить, что «король гол» до тех пор, пока «нам рот не забили глиной»» (Д.Коцюбинский). «Если даже десять, сто, тысяча человек слышат тебя и понимают, - должен говорить правду» (М.Амосов). «Теперь на каждом из нас лежит частичка того креста, который несла Анна Степановна Политковская. Не нужно оценивать шансы, все время считать, когда же наступит победа. Нужно делать, что должен, и будь, что будет» (Максим Резник, СПб. «Яблоко»)

Пока участники митинга ставили свои свечи и цветы у портрета журналистки, пятерым из шести организаторов (Михаилу Амосову, Даниилу Коцюбинскому, Максиму Резнику, Ольге Цепиловой и Александру Шуршеву) сотрудники Петроградского РУВД предъявили протоколы об административном правонарушении – «проведении несанкционированного митинга» - и повестки на судебное заседание, назначенное на вторник, 9 октября.

Вскоре раздраженные озеленители, наконец, смогли продолжить приостановленный на полчаса воскресник по возделыванию газонов вокруг Соловецкого камня.

Обсудить статью

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.