3 июня 2024, понедельник, 03:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 марта 2007, 11:47

Легко ли в России стать "настоящим инвестором" - 2

Управляющая компания «Финам-Менеджмент» объявила о завершении первого этапа акции «Золотой пай». Самое время подвести его первые итоги.

Акция, которая будет идти весь 2007 год, стартовала 8 февраля с выхода февральского выпуска журнала Forbes, куда были вложены специальные купоны с изображением золотых слитков. Впоследствии эти купоны можно было обменять в центральном офисе УК «Финам-Менеджмент» на настоящий пай паевого фонда «Финам Первый». Однако менеджеры управляющей компании совершили ошибку, в результате чего обмен купона на пай до 21 февраля обходился компании в 10 раз дороже (3000 рублей вместо 300 рублей), чем предполагалось изначально. (Подробнее о схеме обмена и ошибке в «Полит.ру» рассказывалось здесь)

В период первого этапа акции – кстати, изначально никаких этапов у акции «Золотой пай» не было, они появились после того, как стало известно об ошибке менеджеров, – приток инвесторов в центральном офисе УК «Финам-Менеджмент» увеличился в 10 раз по сравнению с показателем до начала акции. К такому в управляющей компании не были готовы. (Подробнее о последствиях такой неготовности «Полит.ру» рассказывал здесь) Тем не менее, за 14 дней первого этапа заявки на получение паев фонда «Финам Первый» оформили более 500 человек. Таким образом, компания рассталась примерно с 1,5 млн. рублей, из которых «незапланированными» были где-то 1,3 млн. рублей (примерно $50 тыс.). Конечно, это неприятная потеря, но вряд ли эта сумма станет критической для УК «Финам-Менеджмент», в чьем управлении  находится около $15 млн. Зато рекламный эффект оказался гораздо больше, чем предполагали в УК «Финам-Менеджмент»: об управляющей компании и ее ПИФе узнали читатели не только Forbes, но и других печатных изданий, а так же завсегдатаи интернет-сайтов, форумов и блогов.

И хотя очень может быть, что обсуждение акции «Золотой пай» в СМИ и интернете принесло УК «Финам-Менеджмент» в итоге больше пользы, но новость об ошибке менеджеров вряд ли может положительно сказаться на репутации управляющей компании – факторе, который очень важен на рынке доверительного управления. Тем не менее, по словам руководителя пресс-службы управляющей компании Владислава Кочеткова, после завершения первого этапа ежедневно 30-40 человек приходят, чтобы обменять купоны на паи ПИФа «Финам Первый». Так же господин Кочетков утверждает, что во время первого этапа акции и в первые дни после его завершения отток пайщиков не наблюдался. И даже если это на самом деле так, то рядового пайщика УК «Финам-Менеджмент» точно не могло порадовать сообщение о менеджерской ошибке в организации, которой он доверил управление своими деньгами.

В выигрыше точно остались издатели журнала Forbes. Так, по сведениям газеты «Ведомости», они заработали на размещении купонов от УК «Финам-Менеджмент» около $10 тыс. К тому же у них точно не было проблем со сбытом февральского номера, который с 16 февраля (Почему именно с 16го, «Полит.ру» рассказывал здесь) расходился, как горячие пирожки на морозе. Тем не менее, в редакции Forbes сообщили, что акция УК «Финам-Менеджмент» не отразилась на продажах журнала, так как «продажи зависят от содержания журнала, а не от рекламных компаний». Конечно, русский Forbes оказался в эпицентре довольно скандальной истории, но все-таки сам журнал непосредственно в скандале не участвовал. Так что очень мала вероятность того, что постоянные читатели Forbes откажутся от журнала в связи с проведением акции «Золотой пай». А вот новые поклонники делового издания, которые раньше не были знакомы с его содержанием, в ходе акции появиться очень даже могли.

Еще одной выигравшей стороной стали «настоящие инвесторы» - все те, кто купил журнал Forbes и получил купон с изображением золотых слитков. Хотя далеко не все, кто хотел, смогли обменять купон на 3000 рублей, даже 300 рублей – сумма, превышающая стоимость номера Forbes – в среднем 120 рублей - в два с половиной раза. То есть доходность от покупки февральского выпуска журнала составила примерно 150 процентов. И это за несколько дней. Не каждая управляющая компания может похвастаться, что зарабатывает столько для своих пайщиков.

Пожалуй, по-настоящему проигравший был только один. Первый этап акции «Золотой пай» негативно отразился на рынке доверительного управления в частности и фондовом рынке в целом. Для многих россиян – потенциальных инвесторов, между прочим, у которых «в матрасах» лежит от нескольких десятков до 100 миллиардов долларов – слова «пай», «ПИФ» и «управляющая компания» по-прежнему остаются котом в мешке. Зато слова «очередь», «список», «ошибка менеджеров», которые, благодаря плохо продуманной маркетинговой кампании УК «Финам-Менеджмент», стали ассоциироваться с паем и ПИФом, им вполне понятны и вряд ли добавят желания приобретать у управляющей компании доли в паевом фонде. По словам аналитика Национальной Лиги Управляющих Антона Кузина, акция «Золотой пай» УК "Финам-Менеджмент" оставила неприятное впечатление о компании и рынке ПИФов в целом в у граждан, которые впервые решили стать пайщиками». И хотя господин Кузин признает, что подобные оригинальные PR-проекты привлекают внимание россиян к фондовому рынку и доверительному управлению, он отмечает, что необходимо лучше продумывать проведение таких кампаний.

Тем временем, «учитывая большой интерес региональных инвесторов к этому мероприятию [акции «Золотой пай» - прим. Д.Смирнова], «ФИНАМ» в 2007 году планирует реализовать целый ряд аналогичных проектов в регионах». В таких условиях Федеральная Служба по Финансовым Рынкам, старающаяся взрастить российского настоящего инвестора, демонстрирует железную выдержку. На вопрос о том, какое влияние кампания «Золотой пай» от УК «Финам-Менеджмент» оказала на фондовый рынок, в пресс-службе ФСФР ответили, что «не проводили такой аналитики».

См. также

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.