3 июня 2024, понедельник, 09:23
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 ноября 2006, 08:42

Продовольствие без министра

Федеральная статистическая служба подвела итоги текущего сельскохозяйственного года. Сенсации не получилось: российское аграрное производство выдало в закрома Родины почти то же количество зерновых, картофеля и овощных культур, что и год назад, поэтому голода у нас этой зимой и весной будущего года не будет.

И это при том, что во время прошедшего сельскохозяйственного года были все предпосылки для снижения урожайности или даже полной гибели посевов – январские и февральские морозы могли погубить озимые культуры, так что по весне на полях мало что бы выросло. Но все обошлось, озимые взопрели и заколосились, вслед за ними пошли яровые, так что голода не будет, хотя этого многим бы хотелось, начиная, вероятно, с руководителей отрасли и кончая иностранными конкурентами наших сельхозпроизводителей.

Интерес государственных чиновников от сельского хозяйства к недороду понятен – если в стране будут сложности со снабжением продовольствием, то тогда резко повысится значимость их министерства, оно станет основным поставщиком новостей и главным потребителем бюджетных ресурсов. Ну, а если с продовольственным обеспечением все нормально, то тогда может возникнуть вопрос – а зачем, собственно, нужно это ведомство, когда аграрное производство и так обеспечивает нас всем необходимым? Зачем это министерство, штат чиновников и тому подобные вещи, обременяющие бюджет и мешающие свободной игре рыночных сил?

Интерес иностранных конкурентов к плохому урожаю тоже понятен – для них Россия, еще с печально известных времен советского зернового импорта, казалась ничем не ограниченным рынком сбыта, на котором, как они тогда считали, можно будет паразитировать вечно: пока наша страна поставляет на внешние рынки нефть и газ, встречный поток пищевой продукции ей практически гарантирован.

Но не тут-то было. Проведя аграрные реформы, пусть и куцые, российский агропромышленный комплекс смог показать себя с лучшей стороны. Страна не только полностью обеспечивает себя зерновыми, но и экспортирует их в достаточно больших масштабах, несмотря на все природные катаклизмы. И поэтому иностранным производителям этой продукции на наших внутренних продовольственных рынках делать стало совершенно нечего.

Данные о валовом сборе основных сельскохозяйственных культур приведены в следующей таблице (млн тонн).

 
2000 год
2001 год
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
Зерно (в весе после доработки)
65,5
85,2
86,6
67,2
78,1
78,2
76,0
Сахарная свекла (фабричная)
14,1
14,6
15,7
19,4
21,8
21,4
25,6
Семена подсолнечника
 3,9
2,7 
 3,7
4,9 
 4,8
6,0 
6,2

Из приведенных в таблице данных хорошо видно, что производство зерновых стабилизировалось приблизительно на уровне в 75-80 млн тонн, чего вполне достаточно и для внутреннего потребления, и для экспорта. А вот урожаи сахарной свеклы и подсолнечника серьезно возросли, и эти показатели, судя по всему – еще не предел. Как-то так получилось, что эти культуры хорошо растут именно на наших полях, поэтому их надо теперь рассматривать как своего рода сверхтоварную культуру, объем производства которой будет определяться не столько потребностями внутреннего рынка, сколько ценовой ситуацией на мировых рынках сахара и масла. Пока мы эти культуры не экспортируем (по сахару много импорта сырца, по подсолнечному маслу – немного экспорта), но в недалеком будущем, судя по всему, ситуация поменяется, и эти культуры тоже станут экспортными, как и зерно.

Данные об экспорте зерна приведены в следующей таблице

 
2001
2002
2003
2004
2005
Зерно, млн тонн
7,1
18,5
7,3
9,1
11,6

Таким образом, в нынешней благополучной ситуации сомнения в необходимости Министерства сельского хозяйства и вообще государственного вмешательства в аграрное производство только усиливаются. Очевидно, да и информация зерновых компаний это подтверждает, что размеры производства в секторе уже давно зависят от спроса, внутреннего и внешнего, а не от погодных условий, наличия техники на полях, доступности дизельного топлива и удобрений. А вот на размеры спроса аграрное министерство никак не влияет, поэтому оно, собственно говоря, и не нужно.

Впрочем, это вопросы пусть и недалекого, но будущего, так как поднять руку на священную корову сельхозчиновничества сейчас вряд ли кто осмелится.

А что нас может ожидать прямо сейчас, когда урожай уже убран, обмолочен и надежно упакован в элеваторы? Мы можем надеяться на большую или меньшую стабильность цен на пищевые продукты. Пусть и не на все, но хотя бы на те, при производстве которых используется зерно или сахар: хлеб и кондитерские изделия, макароны и манная крупа, спирт и водка, еще что-то по мелочи. Это сейчас особенно важно, так как все время идущая и постоянно проигрываемая борьба с инфляцией во многом зависит от издержек производства и цен на первичные (или сырьевые) продукты. Про цены на такие первичные продукты, как нефть и газ, сейчас точно ничего сказать нельзя, но того, что хотя бы цены на первичные продовольственные товары могут быть стабильными (в той степени, в которой на них не влияют цены, скажем, на дизельное топливо), уже не мало.

Да и всю первичную пищевую продукцию, после того как она уже находится в хранилищах, надо будет переработать и продать. А это означает, что длинная цепочка производителей, переработчиков и сбытовиков будет функционировать, давая работу и доход миллионам людей. Что по теперешним временам тоже важный фактор экономической стабильности.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.