3 июня 2024, понедельник, 11:24
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 сентября 2006, 22:00

О здоровье, моде и французах

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118;
факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
 

Персона: Ю. Лужков

Четырнадцать лет Юрий Лужков руководит жизнью российской столицы, и трижды за это время высокий уровень доверия к нему со стороны москвичей подтверждался выборами. А какого мнения о московском градоначальнике придерживаются жители других городов и сел?

Уровень известности Ю. Лужкова высок: 90% опрошенных правильно ответили на вопрос о том, кто является московским мэром, еще до детального разговора о нем. При этом относительно немногие – 16% участников опроса – заявляют, что им ничего не известно о деятельности Ю. Лужкова. Те же, кто слышал о его работе, оценивают ее преимущественно позитивно. 44% опрошенных считают, что на счету московского мэра достижений заметно больше, чем неудач. Полагают, что неудач в работе Ю. Лужкова было больше, всего 4% респондентов. На взгляд 18% опрошенных, достижений и неудач было примерно поровну. Соотношение ответов на этот вопрос среди москвичей примерно такое же, как и в среднем по России (с поправкой на отсутствие неосведомленных о деятельности мэра и меньшую долю затруднившихся): 60%, 6% и 30% соответственно.

Если говорить об отношении россиян лично к Ю. Лужкову, то здесь мы также видим значительное преобладание позитивных мнений над негативными. 42% опрошенных относятся к Ю. Лужкову положительно, и только 5% – отрицательно (39% – безразлично).

Последний раз вопрос об отношении россиян к Ю. Лужкову мы задавали более пяти лет назад, весной 2001 года, и тогда 26% респондентов, по их словам, относились к мэру хорошо, а 19% – плохо (редакция вопроса немного отличалась от нынешней – респондентам предлагалась более дробная шкала ответов, – но на соотношении позитивных и негативных оценок это отличие сказаться не могло). Таким образом, мы видим, что общее отношение россиян к московскому мэру заметно улучшилось.

На открытый вопрос о положительных качествах Ю. Лужкова ответили более половины опрошенных. 14% участников опроса говорили о заботе мэра о москвичах – прежде всего о материальном положении пенсионеров, 6% – о его отзывчивости, близости к народу в целом. 10% респондентов упоминали о мероприятиях Ю. Лужкова по улучшению облика столицы и ее инфраструктуры – жилья, дорог. Заметим, что подавляющее большинство таких высказываний принадлежит отнюдь не жителям столицы (их доля в выборке соответствует доле москвичей в населении России).

Многие россияне отмечают хозяйственность Ю. Лужкова, его деловые качества – работоспособность, организаторский талант (23% от всех опрошенных).

На открытый вопрос об отрицательных качествах столичного мэра ответил примерно каждый пятый участник опроса. Чаще всего Ю. Лужкова обвиняли во взяточничестве (4%). Кроме того, некоторые говорят о грубости и высокомерии Ю. Лужкова (2%), а некоторые – упрекают его в том, что он заботится только о москвичах за счет других россиян (2%).

Еще 2% опрошенных выражают недовольство конкретными действиями московского мэра – сносом исторических памятников, событиями в Южном Бутове и др.

В 2001 году опрос, посвященный Ю. Лужкову, проводился на фоне слияния ОВР и "Единой России", когда столичный градоначальник активно заявлял себя как политик федерального масштаба. Однако, судя по ответам на открытый вопрос, забота о городе и людях, находящихся в непосредственной сфере ответственности московского мэра, в большей степени способствует его популярности за пределами столицы.

Петр Бавин

Гигиена и здоровье

Большинство россиян (68%) разделяют точку зрения, согласно которой уберечься от инфекционных заболеваний – при соблюдении необходимых мер предосторожности – можно. Чаще других такую позицию занимают молодые люди (от 18 до 35 лет), москвичи и жители больших городов (по 74%). Противоположной точки зрения придерживаются 22% опрошенных: от инфекционных заболеваний, считают они, уберечься нельзя, даже если принимать меры предосторожности. Затруднились ответить на этот вопрос 10%.

Впрочем, принимающих, по их словам, те или иные меры, чтобы уберечься от инфекционных заболеваний, несколько меньше, чем признающих, что такие меры могут защитить от болезни, – 63%. Более предусмотрительными выглядят женщины – 69% (против 58% мужчины); люди со средним специальным (69%) и высшим (74%) образованием; москвичи (72%). Примерно треть опрошенных (31%) мер предосторожности не принимают.

Респондентов, принимающих меры предосторожности, попросили рассказать – какие именно. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, участники опроса чаще всего говорили, что соблюдают правила личной гигиены ("личная гигиена – придя с улицы мою руки") – 26%. Сказали, что делают прививки, 12% респондентов, что тщательно проверяют и обрабатывают продукты, не едят что попало – 6% ("стараюсь покупать свежие продукты, тщательно мою все, смотрю даты на продуктах"). Столько же говорят о витаминах и биологически активных добавках. Богатую витаминами пищу в этой связи упоминают 5% ("чеснок, мед, лук"). Столько же – сказали, что стараются избегать мест скопления людей, особенно во время эпидемий. Еще 5% опрошенных заявили, что пьют только кипяченую, отфильтрованную, обеззараженную воду, 4% – что делают прививки, пьют лекарства с целью профилактики. Столько же сказали, что ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом.

Большинство респондентов охарактеризовали себя как людей, строго соблюдающих правила гигиены (81%). Признали, что иногда пренебрегают этими правилами, 15% опрошенных.

Что касается среды обитания, то респонденты оценивают ее в этом плане совершенно иначе. Россиян спросили: "Если говорить в целом, как Вам кажется, Ваш город (село) чистый, ухоженный или грязный, неухоженный?" Ответы разделились почти поровну: "чистый, ухоженный" – 45%, "грязный, неухоженный" – 51%. Грязными, неухоженными чаще называют свои города те, кто живет в мегаполисах (помимо Москвы, где таковых только 24%) и других больших городах, – 60 и 72% соответственно.

Чистота, ухоженность населенного пункта во многом определяется чистотой публичных мест. Наиболее благополучная ситуация в этом отношении, судя по данным опроса, в предприятиях общественного питания: 40% респондентов сказали, что в столовых, кафе, чайных в их населенных пунктах чисто, 10% – что грязно (прочие либо заявили, что предприятий общепита в их населенных пунктах нет, либо затруднились оценить их гигиеническое состояние).

Считают чистыми рынки в своих городах и селах 36% опрошенных, грязными – 37%. Общественные туалеты назвали чистыми 16% респондентов, а грязными – 24%. Наиболее же ощутимым перевес негативных оценок над позитивными становится тогда, когда речь заходит об общественных пляжах: чистыми их считают только 9% опрошенных, грязными – 25%.

Следует подчеркнуть, что гигиеническое состояние публичных мест во всех случаях оценивается как сравнительно благополучное, с одной стороны, в Москве, а с другой – в малых городах и селах. В мегаполисах и других больших городах дела, судя по оценкам их жителей, обстоят намного хуже.

Светлана Климова

Мода и манера одеваться

Вольно или невольно, большинство людей обращают внимание на то, как одеты окружающие. Очевидно, что женщинам это свойственно в большей степени, нежели мужчинам. Неслучайно на вопрос "Нравится Вам или нет, как одевается большинство людей, которых Вы видите на улицах, в транспорте, магазинах, прочих общественных местах?" затруднился ответить каждый третий мужчина и лишь каждая пятая женщина. В целом половине россиян (51%) внешний вид их соотечественников нравится, четвертой части (23%) – не нравится, примерно столько же (26%) затруднились ответить на этот вопрос.

Удовлетворенность экипировкой окружающих чаще других выражают люди обеспеченные (со среднемесячным доходом на члена семьи от 4000 руб. – 60%), а также жители больших городов (58%). Реже всего такой ответ дают жители сел (44%), среди них высока и доля тех, кого этот вопрос поставил в тупик (35%).

Те, кому нравится внешний вид окружающих, отмечали (в ответ на открытый вопрос), что люди одеты красиво (10%), стильно, со вкусом (9%), модно (8%), ярко (6%) и разнообразно (5%). Ряд респондентов (6%) аргументировали свой ответ сравнением с прошлыми временами: "народ стал одеваться лучше" (при этом для одних точкой отсчета были советские годы, для других – 90-ые). Некоторые респонденты с удовлетворением отмечали чистоту, опрятность, аккуратный внешний вид окружающих (3%), удобство и практичность современной одежды (3%), ее добротность, хорошее качество (2%), а также то обстоятельство, что люди носят явно дорогие вещи (2%).

Те, кому не нравится, как одеты люди вокруг, прежде всего недовольны молодежной модой, которая раздражает их подчеркнутой сексуальностью ("разврат полнейший молодежи в одежде, никакая не мода, а просто разврат"; "девушки слишком голые"; "молодежь агрессивно одета, оголена"; "молодые все пузо свое напоказ – это плохо, пупы видны" – 11%). Порядка 3% опрошенных считают, что люди одеты безвкусно (отдельные респонденты приводили даже конкретные пункты, по которым их вкусы расходятся со вкусами окружающих: "с брюками носят мужчины кроссовки – это мне совсем не нравится"). Примерно такое же количество опрошенных заявляли, что население одето бедно (3%), однообразно (2%), что в одежде преобладает "ширпотреб" (2%). Любопытно, что некоторые до сих пор негодуют по поводу женских брюк ("женщины ходят в брюках – все у них забрали, у мужиков"; "все бабки идут в штанах – это что такое? Даже в церковь" – 1%).

Оценивая собственный внешний облик, 39% участников опроса заявили, что они одеваются модно, современно. Подобный ответ доминирует лишь среди молодых людей от 18 до 35 лет (64%). Немногим большая доля россиян (44%) заявили, что они одеваются немодно. В этом убеждены две трети пожилых людей и половина (49%) россиян в возрасте от 35 до 54 лет. Между распределениями ответов мужчин и женщин нет статистически значимых различий.

Каждый второй россиянин хотел бы одеваться более модно, современно, нежели он одевается сейчас. Это желание гораздо чаще присуще женщинам (60%, среди мужчин – 37%) и молодежи (61%). Часто (в 54% случаев) его выражали и люди среднего возраста (напомним, что в этой возрастной группе лишь 34% оценивают свой внешний вид как отвечающий требованиям моды).

Подавляющее большинство отвечавших на открытый вопрос, почему они не могут осуществить свое желание одеваться более модно, ссылались на недостаток средств (42% от общего числа опрошенных). Все остальные причины – ограниченность ассортимента, нехватка времени на приобретение модных вещей, возраст и пр. – назывались крайне редко (1–2%).

Одна из важнейших функций одежды – "маркирующая": по тому, как одет человек, можно, с той или иной степенью точности, определить его социальный статус и некоторые личностные установки ("по одежке – встречают"). Показательно, что по мнению половины россиян (51%), "для культурного человека обязательно быть модно, современно одетым". Каждый третий не считает модную, современную одежду обязательным атрибутом культурного человека; затруднились ответить на этот вопрос 16%.

Одежда отличает людей – и в то же время делает их похожими. Большинство наших сограждан (61%) заявили, что они предпочитают одеваться так, чтобы не слишком выделяться на фоне окружающих. Противоположной установке – одеваться так, чтобы быть непохожими на других, – следуют 24% россиян. Чаще других ее разделяют молодые люди (38%), но и среди них больше предпочитающих не выделяться (49%).

Данная дилемма имеет и возрастной ракурс: одеваться так, как люди твоего возраста, – или не обращая внимания на возраст. Последнее чаще всего означает одеваться так, как одеваются люди более молодые (известно, что в современной одежде превалируют молодежные стандарты). В ответах респондентов названная дилемма решается чаще всего в пользу варианта "одеваться по возрасту" (67%). Не обращают внимания на то, соответствует ли их одежда возрасту, 30% опрошенных. Об игнорировании возрастных стандартов в одежде чаще всех говорят жители Москвы (42%) и больших городов (36%), а также люди с высшим образованием (36%), то есть представители динамичных социальных групп, в поведении которых наиболее полно воплощаются современные тенденции жизни. Представители более консервативных групп – пожилые люди, деревенские жители, граждане с низким уровнем образования – предпочитают одеваться, не нарушая общепринятых требований к своему возрасту.

Принято считать, что современная мода меняется слишком быстро. Эту точку зрения чаще других разделяют респонденты, наиболее "чувствительные" к вопросам моды, а именно – женщины (51%) и молодежь (48%). С ними часто соглашаются малообеспеченные граждане (с доходом менее 2000 руб. на человека в месяц), но очевидно, что их ответы имеют иную, прежде всего – финансовую подоплеку. В среднем по выборке тезис о том, что мода меняется слишком быстро, поддержали 43% опрошенных; треть респондентов (32%) считают, что перемены происходят с нормальной скоростью, 1% придерживается точки зрения, что мода меняется слишком медленно, 23% затруднились ответить на данный вопрос.

Ирина Шмерлина

Французы и россияне

Большинство россиян хорошо относятся к французам и считают, что эта благожелательность взаимна. Так, 63% участников опроса заявили, что лично им французы симпатичны, – и только 9% говорят об антипатии к ним. При этом 50% опрошенных считают, что французы симпатизируют рядовым россиянам, тогда как только 10% полагают, что те испытывают к россиянам антипатию. Кроме того, 54% респондентов думают, что и к России в целом французы относятся хорошо (в дурном отношении их подозревают 11%).

Участников опроса спросили, что, по их мнению, общего у французов с русскими и чем они от русских отличаются (оба вопроса задавались в открытой форме). Вопрос о сходстве нашего и французского народов оказался для респондентов заметно более сложным, чем вопрос о различиях, – на первый дали ответ 32% опрошенных (остальные либо затруднились ответить, либо заявили, что общего нет), на второй – 51%.

Говоря о сходстве французов и русских, участники опроса чаще всего упоминали такие черты национальных характеров, как открытость, радушие, общительность, гостеприимность (7% ответов от всех опрошенных), веселость и оптимистичность (2%), трудолюбие, ответственность (1%), дружелюбие и миролюбие (1% ответов). Среди общих качеств упоминались и не столь похвальные – безалаберность, непредсказуемость и т. д. (1% ответов). Несколько реже говорилось о близости культуры, традиций, менталитета французов и русских ("корни культуры одни и те же"; "культурными ценностями"; "менталитетом"; "отношение к жизни" – 5% ответов). Некоторые акцентировали внимание на исторических связях, точках соприкосновения, аналогиях в исторических судьбах Франции и России ("в 1812 году били морды как мы им, так и они нам"; "воевали вместе в мировых войнах"; "исторически много раз сталкивались, и много русских уехало во Францию"; "общая история, начиная с королей и монархов, общих браков"; "у них была революция – и у нас" – 4% ответов). Кроме того, по мнению ряда респондентов, и французы, и русские одинаково пристально следят за своим внешним видом и за модой (2% ответов), любят выпить и вкусно поесть, отличаются любвеобильностью и тягой к прекрасному (по 1% ответов).

Называя отличия французов от русских, респонденты вели речь о культуре, традициях, менталитете (13% ответов), образе жизни, манерах и стиле поведения (5%). Некоторые указывали на различия в национальных характерах – и, как правило, подчеркивали положительные качества французов: вежливость, воспитанность, утонченность (5%), жизнерадостность, темпераментность (3%), доброжелательность и открытость (2%), образованность (1%), свободолюбие и умение отстаивать свои права (1%). Реже сравнения оказывались не в пользу французов: иногда говорилось, что они отличаются от русских жадностью, тщеславием (по 1%) и проч. Помимо этого, часть респондентов полагают, что французы больше следят за модой (3%), более любвеобильны (1%) и, в отличие от русских, умеют красиво жить (1%).

Вообще, 23% опрошенных считают, что между французами и русскими больше общего, чем различий, но противоположное мнение – что между нашими народами больше различий – встречается вдвое чаще (45%).

Вместе с тем есть основания считать, что французы представляются россиянам одним из самых культурно близких народов в Западной Европе. По крайней мере, когда респондентов попросили сказать, кто, по их мнению, ближе к русским по образу жизни, культуре, ценностям – англичане, немцы, испанцы, итальянцы или французы, – французы заняли второе место, уступив только немцам (их отметили 13% и 18% опрошенных соответственно). Кроме того, на вопрос, в какую из пяти названных им западноевропейских стран респонденты хотели бы поехать (допускался только один ответ), участники опроса чаще других называли именно Францию (24%). Далее по степени популярности следовали Германия (18%), Италия (16%), Великобритания (9%) и Испания (7%).

Елена Вовк

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.