3 июня 2024, понедельник, 10:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 июля 2006, 10:20

Киберщелкунчик, или Формально по Гофману

Уже очевидно, что режиссер Андрей Могучий стал главной театральной персоной года. Видимо, так распорядились в небесной канцелярии, чтоб сезон 2005-2006 выпал в его биографии необыкновенно удачным.  Спектакль Могучего «Между собакой и волком» произвел весьма благоприятное впечатление на фестивале NET, далее показан был на форуме главной национальной театральной премии «Золотая Маска», и удостоился ее награды в номинации «Новация», а режиссер получил и Приз критики. Теперь же поставленное им шоу «Кракатук», которое с 11 июля стартовало в парке музея-заповедника «Коломенское», обещает стать главным летним развлечением Москвы. Показы пройдут вплоть до 30 сентября. На самом-то деле возраст шоу два года, его увидели во многих городах России и на Украине, уже оброс фанатами.  А в прошлом году в Ницце получил Гран-при Международного фестиваля искусств. И, наконец, очередь дошла до столицы.

В Москве премьера «Кракатука» не избежала чрезвычайных происшествий. Первоначальная дата ее, 29 июня, откладывалась два раза, и виноват в том был некий  Парнасский завод металлоконструкций. Санкт-Петербургский завод со столь богемным названием, реально оказался музам не дружественным, и попросту срывал сроки изготовления трибун для зрителей. Но вот, наконец, премьера состоялась, есть первые впечатления от первых зрителей. И что же мы можем о нем сообщить?

 Как не хотелось бы избежать рекламы,  не получится. Да и долговременный прокат «Кракатука» предполагает резонные вопросы со стороны его будущих зрителей  - ходить или не ходить?  Что это вообще такое, названное в печати то «шоу», то «цирк», а организаторы вовсе ограничились туманным определением жанра как «самое невероятное зрелище»? Можно его смотреть с малыми детьми (тем более что лето для них, по несчастью  в эту жару застрявших в городе,  выдалось убогим на развлечения)  или только взрослым? Он по «Щелкунчику» Гофмана или…?

Для начала место, парк Коломенского, выбрано прекрасное, здесь можно провести целый день, и искупаться в Москве-реке и долго гулять, и пообедать. И в шатре, воздвигнутом для шоу, совсем не жарко.  Да, «Кракатук» формально по Гофману, но не совсем. Кстати, театральная труппа Андрея Могучего и носит имя «Формальный театр», только здания ему в  Петербурге никак не найдется. Все, кто знает спектакли этого режиссера, могут подтвердить – их всегда объединяет некий сантимент, взятый из нашего советского прошлого.  И здесь, в «Кракатуке» без этого не обошлось. Особенно  это бросается в глаза в картине «Парада игрушек», в которой  на арену выбегают плюшевые зайцы, пионеры – черные и белые, что сразу же вызовет ассоциации с «Артеком», а вместе с тем у всякого бывшего советского ребенка воспоминание о том, что кукла «негритенок» была неотъемлемым атрибутом детских того времени. Выбегут и черно-белые куклы, и какие-то существа, гибридные целлулоидного пупса, обезьянки, Бурвинкля и  пластмассовой неваляшки. Все - из тех же детских, да и на елке тогда нечто подобное висело. Только все эти «игрушечные» персонажи – их авторы, художники Александр Шишкин и Алексей Богданов, достойны за свою фантазию высочайших похвал, - не забывают жонглировать, прыгать и кувыркаться на батуте, кружить в воздухе на лонже, скакать на прыгалках и так далее.

Можно сказать, что Могучий удачно обогатил всевозможным креативом идею цирка. А надо сказать, далеко не все согласны смотреть это зрелище в традиционном виде. Среди зрителей, например, перед началом можно было слышать, как подросток спрашивал родителей  «Зачем мы пришли на цирк, терпеть не могу этих клоунов, усталых животных и акробатов!» В ответ его маме пришлось срочно пересказывать сюжет Гофмана про принцессу с принцессой Перлипат, королеву Мышильду, орех Кракатук, Мари, мастера Дроссельмейера и его племянника. Взгляд тинейджера, с виду типичного геймера и любителя «мальчишеского» чтения, прояснялся, и он радостно восклицал, глядя на маленькую девочку в соседнем ряду: «Ого! Да это целый спектакль и совсем не для детей, спорим, что она в нем совершенно не разберется!»

В итоге же были глубоко удовлетворены и геймер, и пятилетняя зрительница. В сцене, где выходит свита роботов Дроссельмейера, тинейджер воскликнул «Да это же уже просто вылитый Starcraft!» (известная компьютерная игра).  А девочка была в восторге, когда ее покружил под звуки «Вальса цветов» Чайковского гигантский плюшевый заяц с лицом маски американских  индейцев, и еще более похожий на «адского кролика» из культового  фильма «Донни Дарко». Дроссельмейер выглядел в «Кракатуке» персонажем. подобным доктору Моро или Каллигари, словно он и был конструктором всех этих кибер-игрушек,  в особенности зверских зайцев. А также и ободранных красных человечков, похожих на действующее лицо «Восставших из Ада», и многоногих ходульных монстров, преследующих Мари. И на ваших глазах он превратит Щелкунчика в киборга с головой-ящиком, каждая сторона которого компьютерный дисплей с мигающим человеческим глазом.

Без музыки Петра Ильича, которая неизменно приходит в голову в соотношении со  «Щелкунчиком» Гофмана,  конечно, не обошлись. Но чаще всего она дана в ультрасовременной версии двух знаменитых «электронщиков» - Олег Гитаркина и Игоря Вдовина. И настало время открыть секрет, что же именно стало главным источником вдохновения для «театрально-циркового» представления Могучего. А стала им советская пластинка с радиопостановкой, записанной в 1966 году по мотивам балета «Щелкунчик». Поэтому когда поначалу в фонограмме «Кракатук» вы слышите голос Ведущего («Ну, дружок,  хочешь послушать сказку…» ),  то слышите вы знаменитого мхатовца  Петра Массальского. А голос Дроссельмейера рассказывающий в антракте историю ореха Кракатук принадлежит  никому иному,  как великому мхатовцу Анатолию Кторову. Щелкунчик восклицает «О, Мари! Найдите мне саблю, умоляю вас!» во время войны с мышами (на самом деле опять же все похоже на «войнушку» с ожившими игрушечными солдатами) голосом Валентины Стрепетовой. Известнейшей из советских травести, в театре переигравшей персонажи от Кая и Герды до их бабушки, а в радиотеатре до глубокой старости озвучивавшей детей и сказочных принцев.

Эта пластинка станет «главным сантиментом» и для больших зрителей, для которых те виниловые пластинки с замечательными спектаклями неотрывно связаны с их советским детством.  Как не велика на выдумки и необычайна зрелищность представления, привлекающая этим к себе «детей всех возрастов», все трюки и выдумки «Кракатука» не перечислишь, самой запоминающей станет в нем сцена, где Мари – рыжая девочка в красном платье, сидит на своей кровати, а вся арена вместе с ней превращается в вертящуюся грампластинку. Эффект достигнут с помощью видеопроекции Александра Малышева, непоследнего чуда и кудесника в ряду многих в «Кракатуке». Продюсер его Олег Чесноков собрал поистине уникальную команду. Следует признать, что, несмотря на дороговизну билетов (от 600 до 1700 рублей), шоу стоит того, чтоб на него посмотреть.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.