3 июня 2024, понедельник, 06:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 июня 2006, 10:11

Российский современный танец: бархатная революция

В Екатеринбургском гуманитарном университете вручили дипломы первым выпускникам факультета современного танца. Факультет  создан пять лет назад Львом Шульманом, до этого создавшим «Провинциальные танцы» и сегодня возглавляется ректором университета Львом Заксом. Таким образом в мире российского современного танца произошла бархатная революция: теперь эта уважаемая молодежью субкультура не может жаловаться, что в России достойного образования в этой сфере получить негде, только  и наскребешь, мол, знаний по дорогущим мастер-классам заезжих звезд и частным лабораториям местных энтузиастов.

Екатеринбургский гуманитарный университет (в городе ГУ, чтобы не путать с ЕГУ, Екатеринбургским государственным) – вуз тоже частный, создан в 1990 году силами выпускников ЕГУ, философов, психологов, юристов, экономистов. Один месяц обучения на факультете танца стоит пять тысяч рублей, экономика факультета при этом все равно убыточна, но это любимое детище ректора, полагающего, что в университете должна быть не только наука, но  и искусство, живительно питающее атмосферу. Университет выдает, несмотря на частный статус, дипломы государственного образца. В дипломах выпускников факультета танца написано «хореограф, руководитель хореографического коллектива». Диплом с такой же специальностью получали и самые известные сегодня в России хореографы современного танца Ольга Пона и Татьяна Баганова еще в советских институтах культуры, где в преподавании преобладала классика и народный фольклор. Суть получаемого образования изменилась: Татьяна Баганова была у выпускников председателем экзаменационной комиссии, Ольга Пона все пять лет преподавала на факультете технику танца. Имя художественного руководителя факультета Геннадия Абрамова, хореографа и важнейшего теоретика танца в России говорит само за себя.

На концерте выпускников в театре музкомедии собрался весь танцевальный Екатеринбург. В толпе у входа можно было узнать, что на будущих коллег пришли посмотреть потенциальные работодатели выпускников из действующих екатеринбургских компаний современного танца. Что Татьяна Баганова летом едет в Северную Каролину на семинар ADF, American Dance Festival, ставить новый спектакль, а потом во Францию ставить другой и что обе перенесенные осенью в Екатеринбург постановки можно будет увидеть осенью в Москве либо на фестивале современного искусства «Территория», либо зимой на фестивале театров танца «ЦЕХ».

Аат Хухэй, философ танца и руководитель амстердамской школы танца, из которой вышла, в частности, Саша Вальц, был настроен крайне оптимистично: «Я верю в российский танец. Тут я оптимист, и ничего вы со мной не сделаете, можете хихикать сколько угодно. Я знаю европейский танец, он в кризисе. Масса школ, масса техник, но жанр в тупике. Вы же, черпая ведрами из глубин души и национальной культуры, сможете сделать и делаете многое, просто пока не понимаете масштабов происходящего. А самое главное – у вас все только начинается, у ребят глаза горят, их интерес неподделен. В России заниматься современным танцем не так обычно, как в Европе».

Кроме доброго слова философа-голландца, концерт поддержали и местная власть, и американский фонд. Организаторы благодарили за поддержку Минкульт Свердловской области, Дом пионеров, в котором пять лет проходили занятия, Екатеринбургский филиал ГЦСИ, Фонд Форда, который поддерживает и Российское объединение театров танца (РОТТ) в Москве. И случилось главное – ребята не подвели. Концерт не стал демонстрацией старательной самодеятельности для пап и мам, не стал он и запудриванием мозгов концептуализацией результата. Публика в зале сидела знающая.

Запомните эти имена. Выпускники пятого курса: Константин Вотяков, Ольга Киселева, Екатерина Савельева, Кристина Пантыкина (да-да, дочь композитора Александра Пантыкина, который и «Урфин Джюс», и «Наша служба и опасна, и трудна», и многое другое). Они продемонстрировали широкую амплитуду умений в области современного танца на классической и народно-характерной базе, однако в номерах обошлись без триады «классика-народно-характерный-модерн». Показывали только contemporary. Абрамов ставил перед ними большие, настоящие задачи – и они тянулись, дотягивались к ним носками и кончиками пальцев. В номере Константина Вотякова No smoking на музыку Паганини современный танец оделся в пышные рубашки с жабо, но геометрия тел была модернистской, мощной (Вотяков, как многие студенты факультета,  в процессе учебы работал хореографом шоу в ночном клубе и про «no smoking»  у него наболело, выплеснулось из души). Студенты первого курса в постановке Маши Козевой «Замок» на музыку Яна Тирсена выкладывали своими аккуратными телами, привыкающими к тело-чистописанию, замок по кирпичикам – то собирали, то разбирали, как «Лего», одетые  в корично-кирпичные костюмы. Кристина Пантыкина показала сольный номер «Vis-à-vis» на музыку Моцарта, и черпала легкие шутки в духе Прельжокажа в классическом танце, который ей очень идет, особенно в седом моцартовском парике,  из которого не захотела вылезти  даже на время фуршета. Ольга Пона сочинила для студентов 1-го и 3-го курсов шуточный номер «Думы» на русскую народную песню. Геннадий Абрамов насытил тела первокурсников знанием о чистом, строгом модерне, идущим не дальше Мориса Бежара, в номере «Ты или я?».

Лучшим номером вечера безоговорочно признали мужское трио «Бег», поставленное молодым челябинским хореографом Александром Гурвичем на Константина Вотякова, Илью Романова и Максима Салыкаева. Под Киммо Похьонена мужчины, одетые в черные костюмы на голое тело (как у Жозефа Наджа или Ольги Поны, например) затеяли настоящее соревнование-ритуал, кто кого перетанцует. Победил Максим Салыкаев, студент третьего курса, настоящий фанатик танца. Незаметный в жизни, на сцене он преображается: каждое движение прожито, осмысленно, подано точно и вовремя, мощно и мягко. «Бегу» устроили овацию. Гурвичу прочат место хореографа труппы при факультете, но он пока отнекивается: очень скромен.

Что дал факультет студентам и педагогам, сформируют ли выпускники российский рынок танцовщиков и педагогов современного танца, рассказали виновники торжества.

Мария Козева, хореограф, педагог факультета танца, танцовщица екатеринбургского «Балета плюс»:
Сначала мы были танцующие в темноте. В темноте прокладывали рельсы.  Сейчас мрак немного рассеялся и я чувствую отклик, вижу, как им все это надо. Когда человек посреди семестра худеет на 15 кг, это ведь только от большой любви случается. Когда мальчик спрашивает:  «А мы соберемся после, а вы нам скажете, что так, что не так?» - это же прекрасно.
Они и сформируют рынок. Они способны заявить себя настолько, что они и сформируют запрос - сами.
В них совсем нет страха.  Они больше доверяют себе, не потому, что они уже обдумали жизнь, просто время предоставило им возможность больше доверять себе. Я никому не отдам своего опыта, но студентам факультета танца можно от всей души позавидовать – у них для познания танца есть если не все, то очень многое, и в первую очередь педагоги – и разные зарубежные, и лучшие отечественные». 

Лев Закс, ректор ГУ и декан факультета танца:
Мы концептуализировали свое видение нашего педагогического процесса.  Мы теперь представляем себе разницу между обучением технике танца и постановке танца, обучение танцу как практике и как методике его преподавания.
В дипломе у них написано «хореограф, руководитель  хореографического коллектива». А раз руководитель, значит, должен уметь руководить, преподавать, организовывать,  плавать в волнах рынка. Мы сейчас преподаем менеджмент, а будем преподавать специализированный арт-менеджмент. Специфика художественного процесса такова, что мало- мальски художественно состоятельный субъект реализует себя только через собственное предприятие.
Я не берусь программировать развитие современного танца даже через своих студентов и выпускников, но для меня несомненно,  что развитие contemporary dance лежит на путях глубинного органического  взаимодействия с культурой во всей полноте ее содержания. В мире много языков  и один из самых интересных, наверное, язык современного танца. Но мы не поймем ни логики его развития, ни то, чем он питается, если мы не поймем, как его язык связан с языками, на которых говорит современный человек.


Наталия Курюмова, теоретик танца, преподаватель курса «история танца» в ГУ, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска»:
Все они хотят стоять во главе своего проекта, и заранее готовы к тому, что современный танец в России не социализован. Студенты видят примеры своих учителей, Поны и Абрамова, которые в борьбе обрели право свое и никто ничего им  не дал. И они готовы к тому, что им никто ничего не даст. Да, они будут зарабатывать деньги в рекламе, в клубах, преподавать йогу, фитнес и модерн. А для души у каждого будет своя небольшая труппа».

Так будет жив российский современный танец. Первый выпуск факультета екатеринбургского гуманитарного университета укрепил его небольшую, но вполне сложившуюся страту в пасьянсе субкультур. Может быть, не сразу факультет встанет вровень с Лионской консерваторией танца или Роттердамской Академией танца – может быть, факультет ставит себе другие задачи. Важно вот что: свободное тело освобождает ум. И современный танец, наиболее развитый в странах, где средний класс – основная часть социума (Швеция, Нидерланды, Франция), все увереннее соотносится с философией российского среднего класса, способного по билетам заполнить тысячный зал на спектакле современного танца, будь то вечер Каролин Карлсон или гала русских трупп. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.