3 июня 2024, понедельник, 02:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 июня 2006, 08:19

Человек с ружьем

"Молодой человек, откройте рюкзак", - объемистая кладь не ускользнула от бдительного внимания охранника в магазине. Из рюкзака вместе с походным снаряжением появляются… винтовка и пистолет в кобуре. «Игрушечный. Пластмассовыми шариками стреляет», - владелец извлекает обойму и показывает ее содержимое. Действительно, у него в руках лишь копия настоящего оружия.

Что это было? Проверка бдительности охраны? Рискованная шутка? Нет – просто в магазин зашел страйкер.

Слово «страйкбол» у нас по-прежнему в новинку. «Пейнтбол, что ли?» - в сотый раз переспрашивают меня, и я в сотый раз объясняю, что пейнтбол – это где палят друг по другу шариками с краской, а страйкбол – это где пластмассовыми пульками. Потому что пейнтбол многократно разрекламирован в модных журналах как увлекательное экстремальное развлечение для офисных сотрудников. Действительно, что еще может так поднять корпоративный дух, как не возможность безнаказанно и без вреда для здоровья обстрелять друг друга и непосредственное руководство? Страйкболу же не так повезло, да и снаряжение для него достать сложнее. А некоторые так и вовсе считают страйкбольные команды замаскированными базами для подготовки террористов среди молодежи. Или презрительно отмахиваются от «мальчиков, не наигравшихся в войнушку».

Попробуем внести некоторую ясность. Страйкбол как явление зародился в Японии после Второй Мировой войны, и был совсем не мальчишечьей игрой – не в силах смириться с наложенным после капитуляции запретом на обучение солдат, японцы спроектировали копии реального оружия, работающие от электропривода и стреляющие пластмассовыми шариками. Эти «игрушки» помогли фактически заново создать японские вооруженные силы. Когда же время действия запрета истекло, «игрушки» стали продаваться гражданским лицам во всем мире. И поныне японская продукция очень высоко ценится страйкерами.

В Россию страйкбол пришел около пяти лет назад и к настоящему времени собрал многочисленную и неоднородную армию поклонников. Сейчас довольно трудно описать «среднего» страйкера – слишком разные люди берутся за стволы. Пожалуй, только два фактора постоянны. Первое: как правило, страйкеру больше восемнадцати лет. Это определяется соображениями безопасности – все-таки речь идет об «игрушках» значительно серьезнее детских пистолетиков, и на упаковках стоит маркировка «Только с 18 лет». Но даже если продавец и не стал вдаваться в подробности и интересоваться возрастом «вроде бы взросло выглядящего» покупателя – на крупную страйкбольную игру наш подросток с ружьем может и не попасть. Впрочем, тренироваться с друзьями где-нибудь в лесопарковой зоне ему вряд ли кто-нибудь помешает. Второе: как правило, страйкер – мужчина. На заре страйкбола в России девушек там не было вообще, за редчайшим исключением. И девушки это были специфические – либо те, кто в поисках спутника жизни не боялся даже таких экстремальных путей, либо те, в чье женское тело природа по недосмотру вложила мужскую душу с ее охотничьим азартом и страстью к оружию. Сейчас девушки идут в страйкбол чаще, и даже возглавляют команды, но их число по-прежнему не превышает 30%.

В остальном же у страйкеров мало общих характеристик. Здесь перемешались самые разные субкультуры, да и просто люди, ни к какой субкультуре не принадлежащие. Объединяет их одно – жажда адреналина и азарт. Кто-то принес из детства светлые воспоминания о «Зарнице» - «то же самое, но для взрослых». Кто-то пресытился компьютерными «стрелялками» и не прочь сам оказаться на месте героя – «совершенно другая степень реализма!». Кто-то вернулся из армии, но и в мирной жизни сохранил интерес к оружию. А кто-то перешел к страйкболу от техногенных ролевых игр, решив, что задача «выкурить вон того из блиндажа» или «захватить за два часа укрепление «синих» интереснее, чем хитросплетения игрового сюжета, пусть и с винтовкой в руках. Собственно, такие ролевики-«техногенщики» приходят в страйкбол достаточно часто. Хотя страйкбольные игры, как уже было сказано, кардинально отличаются от ролевых – здесь важен не сюжет, не психология персонажа, не интриги, а прежде всего боевая и стратегическая составляющая. И китайской пневматикой из «Детского мира» здесь, в отличие от «техногенок», уже не обойтись. Вообще мощность вооружения – предмет частого спора ролевиков и страйкеров. Первые во избежание травм стремятся ограничить применение страйкбольного оружия, вторые же считают, что спасение не в китайских игрушках, а в адекватном защитном снаряжении, которым порой ленятся обзаводиться участники техногенных игр.

Возможно, кто-то при словах «защитное снаряжение» уже подумал о бронежилетах и прочих омоновских доспехах. Но пластмассовый шарик – все-таки не пуля. Серьезную опасность он представляет разве что при попадании в лицо, поэтому защита глаз – обязательное требование на любой игре и любой тренировке. И не стоит прельщаться малой стоимостью защитных очков со строительных рынков – мало-мальски мощная винтовка имеет хорошие шансы их пробить, со всеми вытекающими последствиями. Полноценные защитные армейские очки американского производства могут стоить до 1500 рублей – не слишком дорогая цена за собственное здоровье.  К тому же есть и отечественные аналоги, которые зарекомендовали себя не хуже, а стоят почти на порядок дешевле. В общем-то, на этом защита от попаданий и ограничивается. Более того – так как страйкбольные шарики, в отличие от пейнтбольных, не метят противника краской, наличие и количество попаданий очень часто остается исключительно на совести того, в кого попали. Желающих изобразить бессмертного Дункана Маклауда не так много, обычно играют честно, но порой чрезмерно «упакованный» или особо толстокожий страйкер просто не ощущает попаданий – ведь шарик довольно быстро теряет скорость.

Но опасность представляют не только шарики. Полигонами для тренировок нередко служат пустыри или заброшенные постройки, а значит, существует риск напороться на стекло или ржавую железяку, да и просто падение в канаву – не самое приятное ощущение. Поэтому здесь, как и в других экстремальных видах спорта, настоятельно рекомендуется защита на локти и колени, а также перчатки, защищающие запястья.

С защитой разобрались, осталось понять – из чего, собственно, стреляем? Тут большой простор для выбора, все зависит от намерений и состоятельности игрока. Для того, чтобы в выходной побегать с друзьями в парке и пострелять друг в друга, сойдет и ассортимент «Детского мира», который по карману любому. При более серьезных намерениях – тренироваться организованной командой и ездить на игры – затраты, соответственно, возрастают. Цена страйкбольных пистолетов начинается с двух тысяч рублей, винтовок – с пяти тысяч, верхний же предел ограничен лишь амбициями и финансовыми возможностями страйкера. Впрочем, на тематических форумах часто появляются объявления о продаже подержанных стволов, часто со значительной скидкой.

Завершает «джентльменский набор» страйкера форма. Опять же – «вольному стрелку» хватит и джинсов с ветровкой, которые не жалко порвать и запачкать, но в «большом» страйкболе «вольных стрелков» обычно нет. Участвует в играх и выполняет боевое задание не каждый игрок по отдельности, а команда. Как правило, созданная «по образу и подобию» реально существующих формирований. В отличие от военно-исторической реконструкции, страйкбол не стремится к воссозданию формы и вооружения Иностранного легиона или егерских войск с точностью до деталей (хотя реконструкторы в страйкболе есть), а заимствует у «своего» подразделения некие основные элементы: расцветку формы, тип вооружения, систему рангов… И, конечно же, при выезде на игру команда стремится выглядеть достойно – единообразный камуфляж, береты, желательно вооружение, копирующее «свое» формирование. Впрочем, и здесь, как и в случае оружия, все зависит от намерений и возможностей каждого. Камуфляж обойдется примерно в тысячу рублей, армейские ботинки – от шестисот (в данном случае, правда, есть немалая вероятность, что покупка проживет не больше сезона) до шести тысяч.

Таким образом, весь «джентльменский набор» может уложиться примерно в пятнадцать тысяч рублей – не копейки, но и не запредельная сумма, тем более что многие страйкеры – взрослые работающие люди. В плане физической подготовки достаточно общего неплохого уровня, тем более что беготня по лесу постепенно прививает нужные навыки – особенно при таком «стимулирующем факторе», как вражеский обстрел. Так что главное здесь – «желание играть... именно азарт, а не желание "всем навешать"… и желание учиться, а дальше по запросам».

И все-таки, что такое страйкбол? Неформальное движение или экстремальный спорт? От спорта в страйкболе очень много: командный характер деятельности, жесткие требования по минимуму снаряжения, необходимость пусть не слишком специфических, но хотя бы общих физических навыков и тренированности… Кроме того, страйкбольные команды в большинстве своем входят в одну из двух ассоциаций (http://www.airsoftgun.ru, http://www.airsoftclub.ru ), которые проводят «официальные» большие игры, а также официально открывают и закрывают страйкбольный сезон. Ибо страйкеры, как и байкеры, зимой впадают в спячку – аккумуляторы их винтовок не любят низких температур, да и пластиковый корпус с морозом не дружит. Команд вне ассоциаций, конечно, хватает, но серьезная страйкбольная деятельность возможна лишь для официально зарегистрированной команды. Словом, ситуация во многом аналогична, скажем, восточным единоборствам – та же официальная «голова», та же структурированность, те же официальные требования по снаряжению и безопасности и частое ограничение по возрасту.

И все же страйкбол – и неформальное движение тоже. В команды собираются, как правило, друзья «по жизни», которых многое объединяет и за пределами полигона. Существуют свои «охотничьи рассказы», свои фразочки, свой слэнг. Не слишком многочисленные страйкбольные магазины становятся местом общения, а не только покупки вооружения, то же относится и к магазинам, где продается снаряжение. Например, военный секонд-хэнд на «Курской», где за вполне доступную цену можно приобрести подержанный камуфляж «своей» армии. Есть и «страйкерские» бары.

Последний вопрос: неужели «человек с ружьем» не привлекает к себе внимание милиции или разных искателей приключений? Привлекает, но  истина быстро всплывает наружу, да и вряд ли страж порядка сочтет, что в Россию каким-то образом попала, скажем, французская винтовка FA-MAS. Поэтому страйкеры предпочитают пореже связываться с копиями «калашниковых» и вообще российского оружия – меньше нежелательных вопросов. Конечно, совсем без инцидентов не обходится – но кто, тем более неформал, может похвастаться абсолютно спокойной жизнью? Тем более, что бывают и обратные случаи – появившаяся на полигоне милиция с большим интересом рассматривала вооружение страйкеров и расспрашивала о движении. Словом, «человек с ружьем» обществу не страшен.

См. также о  неформальных сообществах (тема месяца):

Ксения Елкина. Правило места.

Алексей Михайловский. Телефон неДоверия. Новое молодежное объединение разыгрывает своих жертв по телефону

Лиза Биргер "Молодые и некрасивые"

 

Михаил Лурье. Бомбежка цветом. (Графферы)

Дмитрий Громов. Любера: субкультура кризисной эпохи

Юлия Идлис "О поэтах и поэзии"

Эд Мишин: "Правильного" гея не существует

Юлия Идлис. Анти-менйстримизм

Настоящий пАдонок - это хороший человек на хорошем мотоцикле (Разговор с членом одной из байкеровских организаций).

Елена Омельченко. Ритуальные битвы на российских молодежных сценах начала века, или Как гопники вытесняют неформалов

Игорь Веселов. Компьютерный маньяки: люди будущего или деструктивные элементы?

Инна Сергиенко. Люди, которые играют в игры

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.