Начиналось все очень хорошо. Достойная, в меру глянцевая (только в первых, московских, кадрах!) картинка, молодые и симпатичные актеры, красивые интерьеры. Главная героиня (Алена Бабенко) – отважная и любознательная журналистка, главная загадка – сбежавший из психушки маньяк-педофил, которого все ищут, но никто не видел. И как-то сразу захотелось поверить, что «Жесть» сможет дотянуться если и не до «Молчания ягнят», то хотя бы просто до среднего голливудского триллера, где маньяки всегда загадочные, журналистки – красивые, а повороты сюжета – неожиданные. Как бы не так.
«Жесть» – характерный пример того, как, даже имея все слагаемые успешного фильма (в смысле качества, а не прокатной судьбы, она-то, скорее всего, будет вполне счастливой), можно все испортить слабой режиссурой. То, что все тумаки традиционно сыплются на режиссера – грустно, но факт. Плохой сценарий – виноват режиссер, актеры не знают, что делать – опять режиссер. Несправедливо, конечно, но что делать – издержки профессии. Так вот в «Жести» есть все, кроме твердой режиссерской руки, чувства меры и вкуса. Сценарий Константина Мурзенко (который сам по себе фигура для кино 90-х культовая) местами хоть и блещет прекрасными диалогами и остроумными наблюдениями, не дотягивает до отлаженной техничности хорошего триллера. Сюжет катится ни шатко, ни валко, буксует, спутывается, на середине фильм уже вполне можно закончить. И он, кстати, «заканчивается»! Сцена, где героиня выбирается, наконец, из садового товарищества на большую шоссейную дорогу, и в рапиде и дымке к ней бросаются радостные менты – это финал. Музыка, титры. А после этого зрителя ждет еще полфильма. А настоящий финал с галлюцинацией в облике голого Гоши Куценко с текстом типа all you need is love – это вообще за гранью. Жесть, одним словом.
В общем, последние полтора часа просмотра практически в порошок растирают благоприятное впечатление от первых минут фильма. Единственное, не скоропортящееся достоинство «Жести» - актеры. В центре картины – дуэт Алены Бабенко и Михаила Ефремова, и ради одного этого дуэта стоит посмотреть картину. Удивительно киногеничное, завораживающе правильное лицо героини триллера: заостренные черты, доведенная до предела выразительность – не мимикой, нет, одними глазами, оголенным нервом. Бабенко играет очень эмоционально, предельно взвинчено, весь фильм она постоянно на грани (или за гранью) истерики, и получается у актрисы это замечательно. Если бы не Бабенко, фильма, вероятно бы не было совсем. Был бы набор эффектных кадров и компьютерной графики, но вся эмоциональная составляющая «Жести» - бесспорно заслуга актеров.
Роль маньяка (который то ли маньяк, то ли несправедливо обвиненный хороший человек) исполнил Михаил Ефремов. В последнее время Ефремов зрителя большими ролями не баловал, хотя все эпизоды с ним – яркие, сочные (как в «Девятой роте», например). Спасибо «Жести» уже за то, что фильм дает возможность понаблюдать на экране одного из сильнейших актеров поколения в довольно большой и по-актерски интересной роли. Сам Ефремов называет свое амплуа «комический фашист», но, конечно, в действительности даже самые маленькие его роли гораздо многограннее. Его маньяк в некоторых сценах фигура трагическая – конченый, глубоко несчастный и одинокий человек.
И лишь благодаря Ефремову и Бабенко, думаю, «Жесть» сможет в будущем году претендовать на какие-нибудь кинонаграды за актерские работы.
Сама по себе попытка снять такой фильм как «Жесть» говорит о том, что российское кино постепенно вновь открывает для себя мейнстрим, а следовательно – возрождается. Очертания будущего можно разглядеть уже сейчас. Через пару лет в нашем кино (как некогда в советском и всегда в голливудском) полковники милиции будут мужественными и красивыми как ковбои Мальборо, девушки поголовно стройными и белозубыми, маньяки интеллектуальными, а триллеры наконец-то интересными!