3 июня 2024, понедельник, 06:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 февраля 2006, 13:37

Глобальное управление лесами может стать реальностью

Глобальное управление лесами может стать реальностью

13 февраля в Нью-Йорке в Организации Объединенных Наций началась 6-я Сессия Лесного Форума ООН (United Nations Forum on Forests - UNFF), которая продлится до 24 февраля. Лесной форум или Форум ООН по лесам (UNFF) является межправительственным форумом поддержки управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов и усиления долговременной политической ответственности за это. История  UNFF очень проста - он является наследником и   предыдущих межправительственных консультаций под эгидой ООН в развитие решений Комиссии ООН по устойчивому развитию (UNCSD). Как известно, UNCSD была создана специально решением ООН в 1992 г. для реализации рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро (UNCED), объединённых в общий лесной пакет, получивший название «международный переговорный процесс по лесам».

В связи с тем, что вопросы лесного хозяйства доминировали в решениях UNCED, то UNCSD приняла решение в 1995 г. создать специализированную рабочую Межправительственную группу по лесам (International Panel on Forests - IPF).  Глобальный мандат IPF  был определён на 4 сессии до 1997 года. Именно для IPF были сформулированы основные цели международного переговорного процесса по лесам, включая рассмотрение наиболее актуальных вопросов лесного сектора, торговли лесной продукцией и смежных вопросов:

·        Лесные исследования и оценка состояния лесных ресурсов.

·        Оценка методологий достижения устойчивого развития лесов.

·        Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами.

·        Потенциальная конкуренция различных видов лесной продукции между собой.

·        Проблема малоиспользуемых видов деревьев.

·        Сертификация и знаки соответствия лесной продукции на происхождение из устойчиво управляемых лесов.

·        Включение затрат на сохранение лесных экосистем в стоимость всех видов лесной продукции (древесной и недревесной).

·        Прозрачность рынков лесной продукции.

Итогом работы  стал доклад Генерального секретаря ООН на 19-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.) по подведению пятилетних итогов реализации решений КОСР. В частности, на 19-й Специальная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение  продлить межправительственные консультации по лесам  в формате IPF под эгидой UNCSD, создав вместо IPF, у которой закончился мандат, Межправительственный форум по лесам (Intergovernmental Forum on Forests - IFF), который стал продолжением межправительственного политического диалога по лесам на период 1997-2000 гг. Мандат IFF также имел глобальный характер и был определён на 4 сессии до 2000 года и включал в себя следующие задачи:

· содействие и облегчение выполнения предложений IPF в отношении всех типов лесов планеты;

· обзор, мониторинг и отчетность по совершенствованию управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов планеты;

· разработка вопросов, ведущих к расширению и уточнению предложений, заложенных в программных элементах итоговых документов МГЛ для всех типов лесов планеты, в частности вопросов торговли и окружающей природной среды в их взаимосвязи с товарами и услугами, связанными с лесами, вопросами передачи технологий и потребности в финансовых ресурсах.

В 2000 году Экономический и Социальный Совет ООН (ECOSOC), опираясь на  анализ процесса межправительственных консультаций под эгидой UNCSD в формате  IPF и IFF с ограниченными по срокам действия глобальными мандатами, в соответствии с предложениями доклада четвертой, последней сессии IFF,  своей резолюцией Е/2000/35 создал постоянно действующий межправительственный Форум Организации Объединённых Наций  по лесам - UNFF.

Для поддержки успешной работы UNFF резолюцией ECOSOC Е/2000/35 были привлечены релевантные лесной проблематике международные организации ООН и их руководители с целью обеспечения сотрудничества и координации в виде неформального объединения усилий под названием «Совместное партнёрство по лесам» (Collaborative Partnership on Forests - CPF). В определённом смысле CPF наследовала «Неформальной межведомственной рабочей группы ООН по лесам» (The Informal, High Level Interagency Task Force on Forests – ITFF) которая была создана по инициативе секретариата  IPF из представителей  главных агентств ООН (CIFOR, FAO, ITTO, CBD, UN/DESA, UNDP, UNEP, WORLD BANK), занятых проработкой вопросов политики в области лесного хозяйства и его глобализации (август 1995 г.). В настоящее время в CPF входят четырнадцать международных организаций.

UNFF получил статус вспомогательного органа ECOSOC с соответствующим финансированием из регулярного бюджета ООН на содержание своего  секретариата. Был определён первый этап работы UNFF на пять сессий  до 2005 года включительно. Важно отметить, что в п.2(e) Резолюции E/2000/35, рассмотрены параметры мандата UNFF для разработки единых правовых рамок по лесам всех видов, в целях подготовки рекомендаций через ECOSOC для Генеральной Ассамблеи ООН.

На 1-й сессии UNFF, которая состоялась  в штаб-квартире ООН в  Нью-Йорке в 2001 году (11-23 июня 2001 г), как и все последующие, была принята Многолетняя программа работы UNFF и разработан План действий по осуществлению Предложений к действию IPF и IFF. Поскольку UNFF не имеет операционного мандата ООН на самостоятельное выполнение каких-либо программ, основную роль в реализации решений и рекомендаций UNFF  играют национальные правительства, с участием международных организаций и частного сектора.

Для России крайне важно, чтобы решения и рекомендации UNFF обладали реальной выполнимостью в условиях России по срокам и целям. Большое значение в этой связи имеет координирующая деятельность CPF, являющегося важнейшим инструментом реализации решений UNFF. CPF имеет значительный потенциал в таких областях как мониторинг и оценка лесных ресурсов, развитие информационных массивов по лесной проблематике, предоставление консультационных и технических услуг по экономическим и экологическим аспектам ведения лесного хозяйства.

Вторым, если не первым важным элементом UNFF является выделение «министерского сегмента». То есть специальных заседаний национальных министров лесного хозяйства и лиц к ним приравненных, обеспечивающих ясные стратегические ориентиры и сильные политические обязательства в отношении устойчивого управления лесами. Поэтому работа министерского сегмента является ключевым условием выполнения мандата UNFF, обладающего большой практической направленностью. Первый министерский сегмент состоялся на второй сессии UNFF и продемонстрировал политическое лидерство и обязательства стран. Второй министерский сегмент проходил на пятой сессии UNFF в 2005 году, он  оценил прогресс в разработке эффективного международного механизма действий по лесам. Принятая на второй сессией UNFF министерская декларация была  адресована    10-й сессии UNCSD. Благодаря тому, что UNCSD выполняла функции  подготовительного комитета Всемирной саммита на высшем уровне, министерская декларация вошла составной частью в план осуществления решений Конференции ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. В Министерской декларации UNFF содержались чёткие ориентиры по устойчивому развитию лесов всех типов и лесных ресурсов.

На одиннадцатой сессии UNCSD была принята многолетняя программа работы, включившая ряд положений, имеющих непосредственное отношение к деятельности UNFF.  Кроме того, в тематическом кластере UNCSD на 2012-2013 гг. проблематика лесов зафиксирована в качестве одной из ведущих тем. Согласно многолетней программе работы UNFF в 2001-2005 гг. был рассмотрен весьма широкий круг вопросов по лесной проблематике глобального и регионального развития. В частности, на пятой сессии UNFF постановил разработать  к 2007 году добровольный кодекс/руководящие принципы/международное взаимопонимание по вопросам рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов.

Анализ программных вопросов  UNFF в отношении Конвенции о сохранении биоразнообразия (Convention on Biological Diversity - CBD) показывает, что обязательства, взятые странами – сторонами этой Конвенции - трудновыполнимы. Это относится как к принятию мер  сохранения всего разнообразия живых существ, так и к справедливому распределению выгод от использования природных ресурсов в их разнообразии. Достижение целей первой статьи CBD о сохранении биоразнообразия (сохранение биологического разнообразия; устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов) теоретически достижимо при дополнительных затратах на лесное хозяйство.

Это сильно замедляет   включение в число национальных приоритетов внутренней политики и экономического развития соответствующих планов и программ сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, включая   совершенствование  мер по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, насколько это возможно и целесообразно, при экономическом развитии различных секторов национальной экономики. В равной степени это относится и к мониторингу компонент биологического разнообразия, уделяя особое внимание тем, которые требуют принятия неотложных мер по сохранению биологических видов, а также тем, которые открывают наибольшие возможности для устойчивого использования.

В части сохранения компонент биоразнообразия в природе (in-situ) в мире последовательно развивается процесс развития особо-охраняемых природных территорий в рамках концепции Международного союза охраны природы. В меньшей степени прогресс достигнут в выполнении обязательств стран по  установлению средств регулирования, контроля и ограничения риска использования живых измененных организмов, являющихся результатом биотехнологии, которые могут иметь вредные экологические последствия, способные оказать воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также опасности для здоровья человека, включая также меры предотвращения интродукции чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам. Это же касается вопросов  сохранения биоразнообразия в искусственных условиях (ex-situ), как дополняющей меры по сохранению биоразнообразия в природе (in-situ).

                Современное состояние дел в мире по выполнению CBD показывает актуальность проведения междисциплинарных и международных исследований, а также серьёзных долговременных усилий по просвещению населения. Для усиления импульса, генерированного работой UNFF в области выполнения CBD, необходимо  целенаправленно способствовать развитию процессов сбалансированного межправительственного диалога по лесам всех типов, как в рамках активности UNFF, так и других международных и региональных организаций. Очевидно, что для этого требуются долговременные политические обязательства по устойчивому управлению лесами во всем мире.

Несмотря на то, что UNFF является самым молодым из вспомогательных органов ECOSOC, он уже реально способствует укреплению межправительственного и международного взаимодействия стран в области устойчивого управления лесами и смежных вопросов лесного сектора и лесной торговли. Это видно из того, что результаты работы UNFF  были представлены на всех Всемирных Саммитах последних лет. Существенна также стимулирующая роль UNFF в отношении  многостороннего сотрудничества по проблемам сохранения и воспроизводства лесов, а также в области разработки глобальной лесной политики, включая международное лесное право. UNFF продолжает межправительственную дискуссию о формате глобального соглашения по лесам, начатое ещё IPF в 1995 году.

Заложенный в UNFF механизм воздействия на мировые лесные процессы через ECOSOC,   формально ставит UNFF на второе место после FAO (Food and Agricultural Organisation of United Nations - Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединённых наций) среди международных организаций системы ООН.  Как известно, FAO традиционно возглавляет стратегию мирового практического лесного хозяйства и его информационного обеспечения. Это тем более важно, что FAO, в отличие от UNFF, обладает операционном мандатом на осуществление практических программ в области лесного и агролесного хозяйства.

Преимущества UNFF заключаются не только в существовании «Министерского сегмента». FAO также имеет аналогичный и более формализованный орган – Комитет по лесному хозяйству (COFO – Committee on Forestry), который собирается один раз в два года для решения всех выносимых на его обсуждение вопросов на высшем уровне. Но зато у FAO есть постоянно действующие по всему миру региональные комиссии по лесному хозяйству, которые подчиняются Комитету по лесному хозяйству и организуют работу по продвижению рекомендаций и решений FAO на уровень практического лесного хозяйства.

Существенное преимущество UNFF перед FAO заключаются  в его происхождении из недр UNCSD и тесной связи с ECOSOC - очень  уважаемым и авторитетным органом ООН, а также в том, что UNFF базируется в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Это позволяет UNFF очень оперативно продвигать  результаты работы сессий в высшие административные структуры ООН. Возможно, что именно этот фактор содействует росту авторитета UNFF и тому, что его выступления на всемирных встречах на высшем уровне стали уже доброй традицией.

                Существование потребности в усилении координации международного сотрудничества по лесной проблематике в рамках ООН, включая деятельность других международных организаций системы ООН и за её пределами, занимающихся лесной проблематикой, предъявляет высокие требования к работе UNFF. Это тем более важно, что всё больше усиливается политическая роль Неправительственных экологических организаций в решении практических вопросов лесного хозяйства, лесного сектора и лесной торговли (лесная сертификация, противодействие незаконным лесозаготовкам).

Страхов Валентин

Справка.

Важные события, связанные с деятельностью UNFF в период после завершения пятой сессии

1. В итоговом документе Всемирного саммита 2005 года принято конкретное заявление по лесам и по UNFF (см. резолюцию 60/1, пункт 56(j).

Существенным является, что в соответствии со своим обязательством добиваться достижения целей в области устойчивого развития главы государств и правительств заявили о своей решимости:

«Усилить меры по сохранению, рациональному использованию и освоению всех видов лесов на благо нынешнего и будущих поколений, в том числе посредством активизации международного сотрудничества, с тем чтобы лесное хозяйство могло в полной мере способствовать достижению согласованных на международном уровне целей в области развития, включая цели, сформулированные в Декларации тысячелетия, при полном учете взаимосвязей между сектором лесного хозяйства и другими секторами. Мы с нетерпением ожидаем дискуссий на шестой сессии UNFF»

2. В рамках выдвинутой странами инициативы в поддержку UNFF, в Берлине 16-18 ноября 2005 года состоялось международное совещание экспертов по вопросу  «Разработка будущего соглашения по лесам». В работе совещания приняли участие 152 эксперта из 87 стран, которые рассмотрели все три из оставшихся вопросов, обсуждавшихся на пятой сессии Форума и, соответственно, включенных в проект текста Председателя:

добровольный кодекс/добровольный механизм;

осуществление/средства осуществления и

региональный аспект.

Доклад будет представлен на шестой сессии UNFF.

3. На седьмой конференции сторон Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием  (г. Найроби, Кения, 17-28 октября 2005 года) было однозначно сформулировано, что цели в области развития, поставленные в Декларации тысячелетия, не могут быть достигнуты без устранения коренных причин нищеты в сельских районах. В итоговом решении участники Конференции обязались добиваться увязки конвенций, принятых в Рио-де-Жанейро, и призвали к активизации сотрудничества. Они предложили, в частности, придерживаться совместного подхода в содействии устойчивому ведению лесного хозяйства.

4. На тридцать девятой сессии Международного совета по тропической древесине (7-12 ноября 2005 года)  утверждена программа оказания поддержки UNFF и его секретариату в налаживании сотрудничества с «Партнерством на основе сотрудничества по лесам» в проведении различных совместных мероприятий по линии его недавно утвержденной двухгодичной программы работы на 2006-2007 годы.

5. На 11-й Сессии Вспомогательного органа по научно-техническим и технологическим консультациям при Конвенции о биологическом разнообразии (28 ноября - 2 декабря 2005 года) обсуждался вопрос о необходимости учета итогов работы шестой сессии ФЛООН (в связи с работой, которая проводится по линии Конвенции о биологическом разнообразии в области биологического разнообразия лесов). Участники Сессии также высказались за укрепление сотрудничества и координации с UNFF и «Партнерством на основе сотрудничества по лесам», в том что касается рационализации требований отчетности и инициатив в области обеспечения соблюдения лесного законодательства и решения управленческих вопросов.

6.  На конференции в Санкт-Петербурге (21-25 ноября 2005 года) по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе (FLEG) Европы и Северной Азии, в работе которой участвовали министры и другие высокопоставленные должностные лица из 43 стран, была принята Санкт-Петербургская декларация о скоординированных действиях и сотрудничестве в правоприменительной и управленческой лесохозяйственной деятельности в регионе.

.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.