Известный композитор и, по его собственному признанию, «счастливый человек» Дато Евгенидзе, лауреат нескольких крупных международных премий, автор музыки к "9 роте", сейчас пишет музыку одновременно к четырем картинам, среди которых «Тихий Дон» Федора Бондарчука и «Сделка» Екатерины Двигубской. О музыке и ее возможностях, призах и конкурсах, рекламе и политике композитор рассказал Льву Константинову.
"Мне было тоже обидно"
Дато, вам только что вручили награду – «Золотого овна» - за музыку к «9 роте». Какой приз для вас был самый значимый?
Мне было 20 лет, когда мой «Реквием» получил на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей Чайковского главную первую премию, при том, что я сам не подавал на прослушивание свое произведение, это сделала Консерватория. Это было самой большой наградой в моей жизни, потому что в жюри были такие люди, как Шнитке, Денисов, Губайдуллин.
О вашей концертной деятельности мы еще обязательно поговорим, а пока давайте начнем с сегодняшнего дня. Вы много сейчас пишете для фильмов. Как вам удается абстрагироваться от того, что ваше сочинение режут?
Я счастлив, что Федор Бондарчук был режиссером «9 роты», потому что он очень глубоко понимает музыку, он чутко чувствовал, где и что можно резать, и ни разу не поступил так, чтобы это меня задело. Есть режиссеры, которые конечно понимают, но не чувствуют тонкостей - где сильная доля, где синкопа, где можно отрезать.
Но уже в «Первом после Бога» ситуация была иная и тему просто отрезали, подставив на титры песню Галанина. Мне показалось, что по-человечески должно быть обидно.
Мне тоже было обидно.
Понятно, что продюсеры так поступают ради того, чтобы в фильме звучала музыка известных групп, поскольку после выхода картины можно выпустить отдельно диск саундтреков и удачно продать. Это правильно?
Очень многие музыканты хотели принять участие в «9 роте», они предлагали свои песни, например, «Моральный кодекс» написал песню. Мудрость Феди в том, что он не попал на эту модную струю, решив оставить оригинальную музыку к фильму даже на титрах, не думая о коммерческом моменте.
Почему сегодня никому неизвестны имена композиторов, сочиняющих музыку для фильмов и даже для исполнителей?
После развала Советского Союза образовался огромный провал и в искусстве тоже. Десятилетиями существующая инфраструктура, в которой работали профессионалы исчезла. Ведь не было дилетантов, если к фильмам писали Петров, Артемьев – все были мастерами своего дела. Потом настал момент, когда, вдруг, они оказались забыты, а все пространство, к сожалению, отдано дилетантам. Сейчас в России начинается потрясающий процесс – начинает оживать профессионализм.
Существуют различия в том, чтобы писать музыку для фильмов и для рекламы? Вы пишете для рекламы?
Конечно, это мой заработок. Я очень много реклам делал и Париже, и в Мадриде, и в Турции, например для GSM я сделал 7 реклам. Но я саму по себе рекламу не люблю - она становится губителем эфира – смотришь фильм, и вдруг его режут. Я понимаю, что это бизнес, деньги, на которых живет телевидение, что без этого обойтись невозможно. Мне предлагали подписать с SONY контракт на 5 лет, но я отказался – не могу работать только по заказу и ради денег.
"Я еле успел побриться и прибежать на "Золотой овен"
В Москве вас знают как автора музыки к фильмов, но в мире вы известны и как исполнитель. Впрочем, знаю, что сейчас вы почти не выступаете. Вы скучаете по концертной деятельности?
Как у пианиста у меня были гастроли по всему миру: и в Париже, и в Испании, и в Нью-Йорке. Поэтому в Москве меня не знают, потому что меня здесь не было 10 лет – я уехал в 94 году, поэтому здесь я не стал популярным человеком. Я все «Утренние почты» выступал – играл на рояле, просто сейчас меня невозможно узнать. У меня были западные контракты как только я закончил аспирантуру. В 1994 году я создал фирму "Дех интернешенел", когда организовала Музыкальный фестиваль на Канарских островах - первый интернациональный фестиваль, когда русских музыкантов пригласили на Запад. Эта же фирма учредила и «Русское радио» (Начало вещания - 2 августа 1995 года –Полит.Ру), а Сергей Кожевников и Сергей Архипов – были моими партнерами, у них было по 10 %, но потом я им все отдал.
В последнее время все чаще говорят о благотворительных акциях, в которых принимают участие известные артисты, музыканты, художники.
Я никогда не говорю об этом, но все мои концерты – благотворительные. Я ни разу не взял себе гонорар за выступление, а все деньги, особенно за концерты в Грузии, перечислялись детям-сиротам или больным детям, например, туберкулезом.
Какую ситуацию вы считаете для себя идеальной?
Я никогда не занимался саморекламой. Для меня главное – музыка, которую я пишу. И я счастлив в ней, я очень самодостаточен. Для меня идеальная ситуация, когда я прикасаюсь к клавишам. Выше для меня ничего не существует. Знаете, как я музыку пишу? Я никогда не работаю целыми днями, но, как женщина носит плод девять месяцев и потом рожает ребенка за четыре минуты, также и я могу вынашивать тему – абсолютно не прикасаясь к роялю, но потом «рожать» очень быстро. Потому что моя работа происходит внутри меня. Она в окружающем меня пространстве – я иду, разговариваю с друзьями, занимаюсь чем-то посторонним…
Что для вас критерий успеха?
Для меня главное - ощущение публики, реакция людей, для которых я пишу свою музыку, и, естественно, режиссера. Потому что это разные вещи – создавать музыку свободно, свою собственную и делать заказ режиссера. Это две разных профессии, потому что когда ты пишешь для режиссера, ты должен раствориться в этом фильме, ты не должен думать о себе. Музыка должны жить внутри этого фильма, а не заставлять ее слушать себя, она должна быть частью драматургии картины.
Первый фильм, к которому вы написали музыку – «Жильцы» (1989)?
Что вы! Я – автор музыки к 23 фильмам. Просто интернета еще не существовало, когда я музыку писал. Мой первый фильм – «Автопортрет» 1982 года, получил главный приз в Германии и в Монбелье. А «Жильцы» получили премию в Мангейме. У них счастливая судьба. Из тех, что я делал, девять фильмов получили Гран-при. Последний - Depuis qu'Otar est parti... («С тех пор, как уехал Отар» 2003) французского режиссера Жюли Бертучелли получил Grand Prix de la Semaine de la Critique на фестивале в Каннах в 2003 году, и в 2004 французской киноакадемией «Сезар» признан лучшим полнометражным дебютом.
Многие музыканты жалуются, что в Москве трудно работать из-за отсутствия хороших студий.
В феврале месяце откроется студия, которая будет называться «Студия Федора Бондарчука и Дато Евгенидзе». Это пост-продакшн студия, где будет возможно делать и видео монтаж, и компьютерную графику, запись музыки, сведение альбомов, запись шумов, озвучку. Мы готовы брать другие заказы, и не только на фильмы, но и на музыку, на рекламные ролики. Очень серьезная студия размером на тысячу квадратных метров, куда закуплено аппаратуры на миллион долларов, поэтому мы - единственные - будем делать в Москве очень качественную продукцию. При желании в ней можно будет записать оркестр. И, самое главное, всем будут заниматься высокопрофессиональные люди.
В вашей среде есть конкуренция?
Наверное, есть. Но я настолько далек от этого, что даже не знал, кто на «Золотом овне» был номинирован вместе со мной. Больше того, я не знал, что и сам номинирован, мне уже в день церемонии позвонили и спросили, почему я пригласительные билеты не забрал, а я думал, что церемония состоится 28 февраля. Я еле успел побриться и прибежать туда.
Я вообще не понимаю людей искусства, которые занимаются своей карьерой. Значит у них что-то не то с талантом, если они об этом думают, потому что мне некогда заниматься карьерой.
Федя поступает как патриот
Вы сейчас пишите музыку для «Тихого Дона». Расскажите про этот проект.
Для меня «Тихий Дон» - один из важнейших проектов, потому что это Сергей Бондарчук. Будучи ребенком я обожал этого режиссера. И, учитывая и мой возраст и его величие, в жизни не мог мечтать, не мог себе представить, что смогу получить заказ писать музыку Сергею Бондарчуку. Это огромное счастье для меня и огромная ноша одновременно, и я с таким трепетом ее пишу, потому что это человек заслуживает того качества, которым он сам является. Я ко всем работам серьезно отношусь, но здесь у меня есть даже трепетность.
Для меня это – подарок судьбы, который мне подарил мой близкий друг и сын Сергея Бондарчука Федор. Для него «Тихий Дон» также очень важный проект, ожидаемый всей Россией. Когда я принес Феде сегодня основную тему фильма – он заплакал. Значит, мы одинаково чувствуем.
Вы несколько раз упомянули, что Федор Бондарчук - ваш близкий друг. Как вы расцениваете его сегодняшнюю заинтересованность в политических процессах в России?
Я могу только сказать, что есть такие вещи, куда не могут вмешиваться даже друзья. Будучи очень популярным в Грузии человеком, я тоже получал предложения оттуда вступить в какую-нибудь партию. Разница в том, что та политика, что вершилась в Грузии, не была такой, которую я мог принять, а при тех тенденциях, которые сегодня происходят в России, Федя поступает как патриот.
Справка:
Дато Евгенидзе родился в 1958 году в Тбилиси. В 1982 закончил московскую государственную Консерваторию им. П.И.Чайковского. В 1983 завоевал Гран-при на конкурсе исполнителей СССР, в 1984 Евгенидзе получает первую премию на Конкурсе Чайковского. В 1985 и 1986 годах его произведения были поставлены на сцене Большого театра. Тогда же он закончил аспирантуру Московской Консерватории. В 1987 году сделал первые постановки в Нью-Йорке. Лауреат нескольких международных премий.
Дато Евгенидзе пишет музыку для спектаклей, фильмов, дает концерты во многих странах, участвует в международных фестивалях. Его альбом не считает для себя зазорным украсить Жан-Пьер Годо, сделавший одну из последних фотографий Сальвадора Дали. В свободное время Дато рисует, пишет стихи и книги.
Кадр из фильма "9 рота" с сайта "Кинопоиск.ру"
См. также:
- "Бондарчук в принципе не мог сделать ерунду": Елена Смолина беседует с Еленой Яцурой о фильме "9 рота".