3 июня 2024, понедельник, 07:01
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 сентября 2005, 13:11

Уорхол - Пушкин наших дней

Название открывшейся в Государственной Третьяковской галерее выставки Энди Уорхола «Энди Уорхол: художник современной жизни» кажется двусмысленным.

Сейчас, когда время движется все быстрее, Уорхолу, покинувшему этот мир в 1987 году, а создавшему первые заметные работы в пятидесятых, скорее подобает роль классика, чем актуального артиста. С другой стороны, он, конечно, принадлежит современности. Но как символ массовой культуры, культуры глянца и гламура. Как художник, в своем творчестве отбросивший обращения к истории искусства и попытке ее развития, полностью посвятивший свой интерес современной ему массовой культуре.

Уорхол был не первым, кто придумал поп-арт, но он стал абсолютным выражением нового взгляда на мир и принципиально новой фигуры художника, не чуждого светских раутов с самыми богатыми и известными широкой публике персонами, не стыдящегося коммерческого успеха и огромной прижизненной славы. И потому Уорхол принадлежит современности примерно так же, как в России принадлежит современности Александр Сергеевич Пушкин. То есть полностью растворившись в коллективном бессознательном – он уже у нас в крови, впитанный с молоком матери, или, вернее, с первыми просмотрами телевизионной рекламы и глянцевых журналов. Можно даже не знать этого имени, но жить в придуманном им мире.

Художник, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель - кем только он не был. За 40 лет своей карьеры он прошел путь от художника-иллюстратора в области рекламы до человека, получившего всемирное признание. Он был одним из первых, кто пришел в искусство из рекламы, в светской хронике то и дело мелькало его имя, и письменно, и устно он много и парадоксально рассуждал о том, как правильно выглядеть и что есть жизненный успех. Впрочем, гламурная часть его жизни и творчества больше связана со второй половиной жизни, которую так резко изменила в 1968 году Валери Соланс. Кардинальная перемена в его жизни – совсем не история большой любви, как раз наоборот. Валери Соланс, довольно эксцентричная радикальная феминистка, оставившая после себя в истории безусловно экспрессивный, но не особенно внятный манифест, пыталась застрелить художника в знаменитой «Фабрике Энди Уорхола». За год до этого она основала «Общество за полное уничтожение мужчин», и ей нужны были какие-то реальные жертвы.

Именно после этого покушения и времени, проведенного в больнице на грани жизни и смерти, великий Энди решил прекратить безумства на «Фабрике» и общение с наркоманами и маргиналами, вившимися вокруг него все это время. Этот «андерграундный» Уорхол, конечно, не был в андерграунде, андерграунд он устроил у себя в мастерской – период его творчества ничуть не менее интересен, хотя и требует специального интереса. В те времена, когда у него на «Фабрике» проводили время нью-йоркские фрики, гомосексуалисты и безумцы, Лу Ридом была основана группа «Вельвет андерграунд», которую Энди Уорхол взялся продюсировать. В те времена Уорхол снял невероятные фильмы – документы эпохи, вроде «Девушек из Челси» или  грандиозно-монотонного «Эмпайр Стейт Билдинг», длившегося восемь часов. Восемь часов снятого абсолютно неподвижной камерой здания. Уорхол много экспериментировал в кино, впервые ввел полиэкран, соединяя андерграундную беззаботность актеров с серьезным и фундаментально новаторским взглядом талантливого художника.

Уорхол смешал в одном высокое искусство и массовую культуру, андерграунд и высшее общество и совершил мощный сдвиг в современной культуре Запада, повлиявшей со временем и на русское искусство. Все этапы его творчества можно будет увидеть на только что открывшейся, самой большой из проходивших в России выставке. Помимо "хитов" - знаменитых супов «Кэмпбелл», "Кока-Колы", "Серпа и молота" - экспозиция включает архивные фотографии и ранние работы Уорхола тех времен, когда он жил в рабочем районе Питтсбурга, где родился и вырос. На выставке много портретов, которыми так знаменит художник: "Двойной Элвис" (1963), "Леди и джентльмены" (1975), Жаклин Кеннеди, Этел Скалл, Натали Вуд, Мик Джаггер. Эта огромная экспозиция включает 300 картин, рисунков, фотографий, фильмов, архивных материалов из музея художника в Пенсильвании. На все это стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы собственными глазами увидеть источник современной жизни.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.