3 июня 2024, понедельник, 05:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 сентября 2005, 09:00

Почем музыка для народа?

"Прагматика культуры" на "Полит.ру" предлагает своим читателям материал в несколько необычном жанре, который условно можно обозначить как "записки потребителя". В напряженный процесс потребления вовлечен каждый из нас, а потому автором подобных записок может стать каждый, кто хотя бы когда-нибудь заходил в магазин, то есть все, совсем не обязательно профессиональные литераторы или журналисты. Сегодня своими впечатлениями от посещения парижских музыкальных магазинов поделилась Екатерина Полякова, специалист по связям с общественностью РИА "Новости".

Наверное, где-то глубоко в каждом из нас сидит все тот же древний римлянин, которому «зрелища» необходимы не меньше, чем «хлеб». Ликующие трибуны на стадионах, полные концертные залы, круговорот покупателей в музыкальных магазинах… Мы готовы платить за «зрелища», но как и сколько?

Половину этого года и конец прошлого мне пришлось провести в Париже с приятельницей Дашей. Поскольку мы обе любим музыку (я – рок и металл, Даша – эстраду и классику), мы не могли не интегрироваться в музыкальную жизнь французской столицы: все-таки прожить восемь месяцев без пополнения фонотеки и походов на концерты было бы очень грустно.

Первое, что удивило, – французская привычка объединять все стили музыки под одной крышей. В Москве я привыкла пополнять свою коллекцию в специально отведенных местах, которые непосвященному трудновато найти, – например, «Рок-арсенал» прячется среди неисчислимых торговых точек вокруг Курского вокзала, «Зигзаг» на первый взгляд неприметен в ряду магазинов на Воздвиженке. Есть еще, разумеется, знаменитая Горбушка, эволюционировавшая от палаток в парке до многоэтажного торгового комплекса с парковкой. Там есть всё, но и поход туда – это экспедиция на целый день.

В Париже никаких специально отведенных мест искать не пришлось: в любом крупном музыкальном магазине, например, сети Fnac или Virgin, мирно соседствуют эстрада, металл, опера, регги… Это же наблюдается и в родной сети «Союз», но рок представлен там преимущественно своими классическими воплощениями, а за более тяжелыми стилями путь лежит опять же в «Зигзаг», «Рок-арсенал», на Горбушку. В парижских же магазинах рядом с «классическим» металлом красуется отдельный стенд, посвященный «экстремальным» стилям – thrash, death, black… Самое забавное – сразу же за углом, в двух шагах от обложек, которых сторонний человек и испугаться может, расположился отдел музыки для детей.

Еще одно безусловное удобство парижских музыкальных магазинов – в них можно приобрести билеты на любой концерт, спектакль или спортивное мероприятие, на какой бы площадке это ни происходило. Единая компьютерная система избавляет от необходимости бегать по кассам театров, стадионов или концертных залов. Кроме того, на масштабные мероприятия (большие концерты или фестивали) билеты продаются также в провинции – вместе с билетом на автобус до нужного места.

Понятно, что в России такая система малоприменима – не те расстояния, не то количество населения; но сам факт такой заботы о зрителях вызывает уважение. В то время как российский металлист из Нижнего Новгорода, узнав о большом концерте в Москве, либо тихо страдает от невозможности туда попасть, либо лихорадочно просчитывает стыковку поездов и электричек -- французский металлист, скажем, из Лиона доплачивает за билет и спокойно едет в Париж на специальном автобусе.

Хотя цена этих самых билетов, по московским меркам, не так и мала. Билет в зал размером примерно с московский СДК МАИ стоит 25-30 евро – именно в этом зале выступает большинство приезжающих в Париж рок- и металл-групп. Причем за эту цену зритель, как правило, получает сразу три выступления – две «разогревающие» группы и двухчасовую программу хэдлайнера, в общей сложности – около четырех часов музыки. А концерт в клубе класса московской «Точки» стоит немного дешевле, около 20 евро. Самым же дорогостоящим на моей памяти оказался концерт Iron Maiden, что вполне можно понять – монстры хэви-металла отыграли во Франции единственный концерт на одном из парижских стадионов. Билет в танцевальный партер стоил 45 евро, а максимальная цена мест поднималась до 65-ти.

Впрочем, быть металлистом в Париже не так уж накладно. Хуже быть поклонником, скажем, Милен Фармер – по просьбе друзей я покупала им билеты на ее концерт. 54 евро за танцевальный партер, и за год (!) до концерта с билетами уже начинались проблемы.

Но тяжелее всего приходится театралам. Театр в Париже – элитное развлечение, рассчитанное на богатых. В Москве тоже далеко не каждый может позволить себе билет в Большой театр, но та же Новая опера вполне доступна для широкой публики. В парижскую же Опера прорваться почти невозможно: наивный человек, решивший приобщиться к искусству, немедленно обнаружит, что подавляющее большинство билетов уже давно разошлось по абонементам, оставшиеся стоят 150-200 евро, и за два месяца до спектакля их уже нет.

Я люблю театр, но не до фанатизма, и перспектива выбирать между «зрелищами» и «хлебом» меня не вдохновила; а вот Даша, как истинный театрал, все же пробилась на «Тристана и Изольду» ради того, чтобы вживую услышать Вальптрауд Мейер. За три месяца до спектакля оставалось единственное место в партере, стоившее около 150 евро. «Хорошо быть металлистом!», - вздохнула она, глядя, как я отдаю втрое меньшую сумму сразу за два концерта.

Впрочем, музыкальные магазины уравнивают поклонников любой музыки: диски во Франции дорогие. Диск и билет на рок-концерт стоят фактически одинаково – те же 25 евро. Конечно, «родной» (то есть выпущенный на Западе) лицензионный диск будет стоить одинаково в Париже и в Москве, но тот же диск, вполне лицензионно выпущенный российской фирмой, стоит уже вдвое дешевле.

Не говоря уже о процветающей пиратской деятельности: пусть не всегда хорошее качество, но уж скромная цена этих дисков (120-150 рублей) стабильно обеспечивает пиратам покупателей. Еще одна лазейка для российских меломанов – mp3-коллекции, где на одном диске собраны все альбомы того или иного исполнителя: семь-восемь часов музыки за 200 рублей.

Французам такие «полные собрания сочинений» неведомы. Точнее, ведомы – но на аудиодисках, в подарочной коробке и по соответствующей цене. Конечно, по Парижу тоже разбросаны магазинчики и просто лотки, где музыка продается за смешную цену в 5-10 евро, но выбор там невелик: только этническая музыка и рэп.

Во Франции идет война не столько даже с «левыми» записями, сколько с массовым скачиванием музыки из Интернета, благо безлимитные тарифы позволяют существенно пополнить свою фонотеку в Сети. Законопослушным гражданам предлагается легально скачивать музыку по цене, практически равной приобретению аудиодиска, с сайта сети Virgin и других подобных ресурсов. Или покупать все те же аудиодиски, на цены которых жалуются не только иностранцы, но и сами французы – не всякий студент может себе позволить регулярно отдавать по 25-30 евро за диск: на эти деньги можно пообедать в ресторане средней руки.

В оправдание парижских музыкальных магазинов можно сказать, что за эту немалую цену покупатель получает диск гарантированного качества. В нем будет не просто обложка, а красивый буклет с текстами песен (что важно – я не прочь понимать то, что я слушаю). Не исключено, что в нем также будут приятные дополнения вроде бонус-треков. К тому же во Франции достаточно грамотная ценовая политика: сингл стоит дешевле «полновесного» альбома, «периферийные» группы – дешевле «мэтров»: за знакомство с творчеством ранее не известной группы все-таки проще заплатить 14 евро, а не 25. Дешевле обходятся и «экстремальные» стили – в любом случае, им обеспечена своя аудитория.

Наконец, все крупные музыкальные магазины всегда выставляют часть дисков со значительной скидкой. Спецпредложения меняются каждую неделю, и, если повезет, можно получить давно замеченный CD всего за 10 евро или DVD – за 15. Небольшая скидка дается также на новые релизы – около 20% от стоимости. Кроме того, бывают разовые акции – например, в преддверии концерта Iron Maiden во Франции все альбомы группы стоили всего 7 евро, к тому же ко всем дискам прилагался подарочный стикер.

И все же… все же… Вскоре после возвращения в Москву мы с Дашей отправились в «экспедицию» на Горбушку. И чудом удержались, чтобы не начать скупать все подряд: музыки и фильмов было не просто много – все это было еще и дешево! По парижским меркам – практически даром. Вот уж действительно, как поет группа "Ария", «хлеба и зрелищ народу – через край!».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.