3 июня 2024, понедельник, 07:02
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 июля 2005, 15:47

Микки с возрастом косеет

В минувшее воскресенье "Диснейленд" начал празднование своего 50-летнего юбилея , которое будет продолжаться еще 18 месяцев.

Все исторические экскурсы о стране Уолта Диснея хором повторяют историю о том, что великий мультипликатор впервые увидел свой парк аттракционов в видении. Деталь характерная - основание волшебной вселенной должно начинаться с чуда. Вот хоть с  пророческого сна, например, который освятит и легитимизирует все произошедшее после.

Приснился ли Диснею сон или же то было просто внезапное озарение - во всяком случае, произошло это еще до Второй мировой войны. Что легко объяснимо отнюдь не мистическими причинами: серии с Микки Маусом впервые появились на экранах кинотеатров в 1928 году, а значит, на мультфильмах диснеевской студии к тому моменту уже подросло целое поколение, которое уже начало обзаводиться собственными детьми и знакомить их с героями мультфильмов Уолта Диснея.

Замысел Диснея был и гениален, и одновременно дерзок. Никакой другой режиссер все-таки не мыслил так буквально «подселить» своих героев к зрителям. Трудно себе представить Эйзенштейн-парк, главным аттракционом которого, допустим, была бы Одесская лестница, по которой на посетителей спускались бы шеренги солдат с ружьями наперевес. И наивно думать, что диснеевский эксперимент изначально был обречен на удачу, – вовсе нет.

Из-за войны строительство парка отодвинулось на пятнадцать лет – и за эти годы у Диснея созрела еще одна идея, которая, возможно, была решающей для успеха предприятия. Чем привлечь детей, было более-менее ясно с самого начала – аттракционы, романтические замки, рассыпанные по парку герои мультфильмов и т.п., но с взрослыми все еще оставались неясности – каким сделать парк, чтобы он был интересен и тем, и другим? Тогда Дисней придумал следующее: у взрослых парк должен был вызывать воспоминания о детстве. Архитектурное решение было простым и эффектным: Главная улица Диснейленда больше всего напоминала типичные центральные улицы маленьких провинциальных городов Америки начала века. Эта аккуратная и чистая авеню должна была воскресить в памяти взрослых посетителей тихие довоенные городки, разбудить, собственно, детские впечатления.  То есть вернуть взрослых посетителей парка в милое их сердцу прошлое.

Досуг в Диснейленде, как 50 лет назад, так и сейчас идеально вписан в американские  представления о времяпрепровождении идеальной семьи – дружной, веселой, любящей друг друга. Существенно и то, что путь к парку - уже увлекательное и длинное путешествие, особенно заманчивое ввиду близящейся цели. Во время дискуссий о том, где строить Диснейленд, возникало много сомнений – захотят ли посетители преодолевать десятки километров, которые отделяют парк от ближайших крупных городов. Но как показал опыт, риск Диснея оправдался: впечатления от автомобильного (или железнодорожного) путешествия всей семьей по окрестностям Лос-Анджелеса и стали одной из самых замечательных приманок для гостей парка. Семья с детьми едет в парк развлечений, чтобы беззаботно провести день, – и через двадцать-тридцать лет дети повезут уже своих детей в парк, чтобы вновь ощутить чувство единения. Смешанное с чувством ностальгии.

Чистота была непременным требованием Уолта Диснея ко всему, что находилось в переделах 64 гектаров площади парка, возведенного на месте апельсиновой рощи. Чистота и безупречный порядок должны были соблюдаться не только в техническом устройстве аттракционов и в одежде персонала, но и в поведении гостей - маленьким посетителям до сих пор деликатно советуют избавляться от жвачки, а с недавних пор посетителей просят отключать мобильные телефоны. Мобильная трель слишком легко может разрушить волшебный, с таким трудом каждый день воссоздаваемый мир Диснейленда.

Ограничения, наложенные владельцем на своих сотрудников, были весьма строги: носить усы персоналу Диснейленда было разрешено лишь в 1998 году, пирсинг (максимум – 1 серьга) – в 2003. До сих пор в парке запрещено носить носки с какими-либо логотипами, а также одевать униформу на голое тело. Очевидно, выбирая между английским парком с взлохмаченными поэтами на берегах заросших озер и Версалем, усыпанным галантными придворными, Дисней остановился бы на втором.  Тогда же появилось знаменитое обращение к посетителям – всех без исключения в парке называли «гостями». Переоценить влияние этого обращения на культуру современной индустрии развлечений невозможно, и трудно себе представить, что впервые посетителей назвали гостями именно у Диснея.

Аттракционы парка с самого начала должны были представлять собой чудо техники – и в этом скрывался самый большой парадокс: как сделать так, чтобы технический уровень не устаревал с годами, а дети по-прежнему с замиранием сердца следили за привидениями в башне с призраками и дрожали от восторга перед замком спящей красавицы? Ответ на этот вопрос должны были дать приглашенные Диснеем из голливудских студий специалисты по спецэффектам. Эта практика до сих пор распространена в Диснейленде – практически все эффекты принадлежат людям из мира кино. Но основная притягательность аттракционов парка, справедливо рассудил Дисней, должна быть связана даже не с техническими эффектами, а с подробно разработанными увлекательными (и, как правило, не устаревающими) сюжетами. Чего стоит хотя бы исторический экскурс под названием «Великие моменты вместе с Мистером Линкольном», появившийся в 1964 году, - аттракцион, на котором анимированная фигура президента знакомит посетителей с эпизодами американской истории. Позднее в парке начнут строить аттракционы по мотивам кинофильмов (одним из самых посещаемых аттракционов парка остается "Приключения Индианы Джонса", появившийся исключительно благодаря успеху картины). Кинобизнес лепит реальность "Диснейленда" и до сих пор.

Благополучие и процветание Диснейленда в Америке, казалось бы, должно было продолжиться и в Европе. Экспансия Диснейленда в Европу началась в 1992 году, когда в пригороде Парижа был открыт  крупный парк Disneyland Resort Paris. Только ленивый француз не выразил тогда сомнения в том, насколько американский парк развлечений окажется близок европейцам. В начале дело развивалось неплохо - парк приносил владельцам порядочные прибыли, однако буквально через десять лет предприятие начало давать сбои. Сейчас даже внутри компании признаются, что проект не оправдал себя, объясняя это такими, например, промахами, что в ресторанах на территории парка некоторое время нельзя было заказывать вино. Обед без вина привел французов в возмущение. Другая проблема - посетители не возвращались в парк, он стал в чистом виде туристической меккой, в отличие от калифорнийского Диснейленда, популярного именно у американцев.

В планах компании строительство европейских парков не стоит - зато в год 50-летия Диснейленда новый парк появится в Китае, в Гонконге. Майкл Эйснер, долгое время возглавлявший Диснейленд, был резко против экспансии на Восток, несмотря на удачные проекты токийского парка (открытого в 1983 году). Роберт Айгер, новый директор, наоборот считает, что именно там, возможно, у Диснейленда будет блестящее будущее. Парадокс заключается в том, что сами диснеевские мультфильмы были недоступны для китайцев с 1949 года, с тех пор как коммунисты пришли к власти. Это единственное обстоятельство, которое смущает нового директора - далеко не все посетители будут знакомы с героями настолько близко, чтобы моментально узнавать их. С другой стороны, в середине 90-х годов ситуация резко исправилась: в 1996 году "Король Лев" стал одним из первых западных фильмов, попавших в китайский прокат. С тех пор работы студии ежегодно попадают в список двадцати зарубежных картин, разрешенных к прокату на территории страны, а сборы от фильмов лишь убеждают владельцев Disney в перспективности рынка. К тому же продажи пиратских DVD с диснеевскими мультиками невероятно высоки.

Одной из самых любопытных инноваций, связанных с китайским парком, будет специально созданный для Китая дизайн парка. Главная улица, обещает  Роберт Айгер, останется, зато на ней вместо сказочных замков и домиков традиционных обитателей мультфильмов встанут макеты китайских монастырей. На головах у сотрудников парка будут надеты традиционные китайские головные уборы. Присутствие Микки и Мини в парке останется, однако главным персонажем (в том числе и на сувенирной продукции) станет Мулан - героиня одноименного мультфильма, созданного компанией Disney в 1998 году по мотивам древнекитайской легенды .

Планы расширения Диснейленда связаны именно с Востоком – в настоящий момент обсуждается следующее открытие парка в Шанхае (середина 2006 года). Получится ли создать в Китае то, что не удалось в Европе, покажет время. Калифорнийский же парк по-прежнему весьма популярен, а длинная вереница семей, предвкушающих беззаботный день, по-прежнему выстраивается у праздничных ворот парка.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.