3 июня 2024, понедельник, 08:00
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 июня 2005, 01:26

Государственное регулирование экономики

Послание Президента РФ

В очередном ежегодном Послании Федеральному собранию Президент РФ В. Путин затронул вопросы взаимоотношений бизнеса и власти. «Направляя правоохранительные органы на справедливую борьбу с преступлениями, в том числе налоговыми, то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей, а порой и просто откровенный рэкет со стороны государственных структур», — сказал, в частности, Президент. — «Незыблемость права частной собственности — это основа основ ведения всякого бизнеса. Правила, которых придерживается в этой области государство, должны быть ясны для всех и, что немаловажно, быть стабильны. Это позволяет нормально планировать и ведение бизнеса, и жизнь каждого, кто развивает свое дело».

Президент призвал сократить срок исковой давности по приватизационным сделкам с 10 до 3-х лет. «Обязан заметить: три года — это тоже большой срок, который вполне позволяет и заинтересованным лицам, и государству выяснить в суде свои взаимоотношения. Подчеркну также, что именно трехлетний срок исковой давности был самым длительным в нашем законодательстве в течение последних ста лет. Десять лет — это неоправданно долго — исходя из общеэкономических и правовых соображений. Такой срок порождает массу неопределенностей, расхолаживая прежде всего государство, но не только государство, но и других участников процесса», — сказал Президент.

По мнению Президента, приоритетом в деятельности налоговых и таможенных органов «должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин». «Должны быть найдены такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бизнес в тупик. Налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам», — сказал В. Путин.

«Необходимо разработать и закрепить на законодательном уровне систему критериев, определяющих ограничения для иностранного капитала по участию в таких сферах экономики, и одновременно обязательно определиться с соответствующим перечнем отраслей или объектов, который не будет подлежать расширению и не будет расширительно толковаться», — сказал также Президент РФ.

Комментарии политиков, предпринимателей

Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что фактически в послании президента говорилось о финансовой амнистии. «По факту проявляется принцип финансовой амнистии», — сказал А. Кудрин 25 апреля. Касаясь блока, связанного с экономикой, в выступлении В. Путина, А. Кудрин подчеркнул, что «послан важный импульс бизнесу, что должно сказаться и на инвестиционном климате в России в целом». (Интерфакс, 26.04.05 г.)

Отказ от планирования налоговых сборов не означает отказа от прогнозирования поступлений в федеральный бюджет из налоговых источников, сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин в беседе с журналистами. Минфин уже отказался от постановки плановых заданий налоговым органам по сборам. Однако министр пояснил, что в рамках утверждения закона о федеральном бюджете Минфин РФ продолжит прогнозировать объем доходов по всем источникам, в том числе налоговым. (РБК, 27.04.05 г.)

Глава Минтопэнерго Виктор Христенко считает, что В. Путин «блестяще затронул этот сюжет» [о финансовой амнистии]. «По сути, говорится об амнистии капитала», — подчеркнул он. В. Христенко также особо отметил и другие аспекты, связанные с «правовым урегулированием конфликтных ситуаций в сфере бизнеса».

Глава администрации Президента Дмитрий Медведев ожидает уже в ближайшее время значительных подвижек по реализации прозвучавших в послании президента РФ Владимира Путина предложений о либерализации предпринимательского пространства, в том числе по укреплению гражданского оборота. «Некоторые из поручений президента реализовать сравнительно легко. Это касается, например, предложения отменить налог на имущество, переходящее в порядке наследования», — сказал Медведев. Другие поручения, по его мнению, «потребуют дополнительных усилий и дальнейшей проработки в законодательных и нормативных актах». Речь, в частности, идет о возвращении капиталов. Медведев считает некорректным в данном случае использовать термин «амнистия капиталов», поскольку «в самом этом выражении уже заложена констатация вины», что не всегда соответствует действительности. Д. Медведев в связи с этим напомнил о недавнем опыте Италии. После принятия аналогичных мер по легализации капиталов денег в страну вернулось не так много в абсолютных цифрах, «однако национальный капитал получил хороший стимулирующий сигнал от власти». Что касается предложения президента о сокращении сроков исковой давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет, то Д. Медведев ожидает «внесения уже в ближайшие недели изменений в статью 181, часть 1 Гражданского кодекса». (ИТАР-ТАСС, 27.04.05 г.)

Глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что «это обидное прозвище» («чиновничья каста, рассматривающая государственную службу как свой бизнес»), упомянутое в послании Президента, не относится к миллионам чиновников, которые добросовестно выполняют свои обязанности за небольшую зарплату. (Известия, 28.04.05 г.)

Президент Татарстана Ментимер Шаймиев назвал обращение В. Путина правоцентристским посланием. «Это правоцентристское послание, и оно близко мне по духу», — подчеркнул М. Шаймиев.

Полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко отметил, что в послании президента РФ «озвучена позиция, которая очень важна и для российского бизнеса, и для иностранных предпринимателей». (Интерфакс, 25.04.05 г.)

Зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков назвал идею декларирования капиталов налоговой амнистией. «Никому не нужно объяснять, что данное решение важно для создания благоприятного экономического климата в стране. И это важно именно сейчас для бизнеса в связи с тем, что во всем мире начата мощная борьба с отмыванием капиталов, полученных преступным путем. Очевидно, что есть настоятельная необходимость легализовать капиталы, которые застряли в многочисленных офшорах», — добавил А. Аксаков. По его мнению, вместе с налоговой амнистией должно быть соблюдено еще одно условие: это раскрытие реальной структуры собственности. «Прозрачность бенефициаров важна для международных инвесторов», — пояснил депутат. (Интерфакс, 25.04.05 г.)

Председатель Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник назвал Послание президента этого года одним из лучших. Среди знаковых моментов глава комитета отметил высказывание Путина об амнистии капиталов, ликвидации налога на наследование имущества, определении позиций иностранных инвесторов в стратегических отраслях, а также ограничении роли коррумпированности чиновников в сфере предпринимательства и бизнеса. «Реализация этих положений будет способствовать становлению бизнеса и росту активности предпринимателей», — подчеркнул Резник. (Российская газета, 26.04.05 г.)

Комментируя послание Президента Федеральному собранию, заместитель председателя комитета Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев отметил, что механизм проведения налоговой амнистии должен быть прописан в законодательстве достаточно «аккуратно и корректно», поскольку есть опасность того, что в страну придут «грязные деньги», подчеркнул он.

По словам зампреда бюджетного комитета Думы Игоря Игошина, заявление о налоговой амнистии носит декларативный характер. «Налоговая амнистия — декларативная вещь. Это больше психологическая норма понимания мышления власти», — заявил депутат журналистам.

Депутат Госдумы РФ, бывший глава Национального резервного банка (НРБ) Александр Лебедев, комментируя послание Президента, высказал мнение, что легализация доходов граждан прошлых лет, о которой говорил Владимир Путин, могла бы привлечь в экономику десятки миллиардов долларов. «По разным оценкам, у нас, что называется, находится под матрасом 50-70 млрд. долларов, примерно в два-три раза больше — за границей. Поэтому, если после легализации из нескольких десятков мы привлечем в экономику хотя бы миллиардов 10-15 — это уже будет хорошо», — сказал А. Лебедев. При этом, он обратил внимание на то, что говоря о необходимости действий в этом направлении «президент сознательно не закончил свою мысль и не произнес слово «амнистия». (Интерфакс, 25.04.05 г.)

По мнению лидера партии «Наш выбор» И. Хакамады, хотя Президент и сказал о том, что он не отдаст государство бюрократии, однако все проблемы он предлагает решать чисто бюрократическими методами. (Интерфакс, 25.04.05 г.)

Лидер партии «Родина» и ее парламентской фракции в Госдуме Дмитрий Рогозин считает неприемлемым предложенный президентом РФ механизм налоговой амнистии. В трактовке Д. Рогозина подобное предложение выглядит следующим образом: «в метро карманный жулик вытаскивает у вас кошелек, идет в милицию, отдает там 13 процентов от суммы и кошелек оставляет у себя». (Интерфакс, 26.04.05 г.)

Советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов считает, что в послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин определил, что понятие «налоговый терроризм» относится к компании «ЮКОС». По его словам, «суды могут освободить от налогового терроризма двух граждан, которые находятся под следствием; это было бы в полном соответствии с посланием Президента». «Я, правда, думаю, что слова о «налоговом терроризме» относятся к компании «ЮКОС», у всех других если и были проблемы с налогами, то они не подпадали под определение этого термина», — сказал А. Илларионов. (Прайм-ТАСС, 26.04.05 г.)

Президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов, комментируя послание Президента, сказал: «Экономическая часть послания, безусловно, увеличилась по сравнению с прошлым годом. Возможно, это не в последнюю очередь происходит благодаря регулярным встречам президента с бизнес-сообществом. Один из важных моментов нынешнего послания — обращение к фискальным органам — посвящен тому, что они не должны заниматься плановым сбором податей. В определенной степени призыв президента к налоговикам «не терроризировать предпринимателей» является продолжением прошлогодних его слов о том, что правоохранительные органы не должны «шастать по ларькам». Важно, что глава государства впервые обратил внимание на практику грубых нарушений прав предпринимателей чиновниками». (Газета, 26.04.05 г.)

Глава представительства Европейской комиссии в РФ Марк Франко приветствовал заявление президента РФ Владимира Путина в послании Федеральному собранию относительно уважения права частной собственности. «Мы приветствуем уважение к правам на частную собственность, акцент на которые сделал президент Путин в своем послании», — сказал М. Франко на пресс-конференции в Москве. (Интерфакс, 26.04.05 г.)

Комментарии СМИ и аналитиков

По мнению газеты «Ведомости» (27.04.05 г., «Либерализация строгого режима»), «есть все же некоторое недоразумение в том, что президентское послание оценено было как преимущественно либеральное». Если сопоставить произнесенные слова с российскими реалиями, то становится ясно, что речь в нем шла об окончании определенного этапа строительства авторитарно-бюрократического капитализма и о переходе к следующему, считает газета. Построив нелиберальный режим, президент предложил его либерализовать изнутри, говорится в статье. Газета считает, что приватизационная амнистия в форме сокращения срока исковой давности в реальности имеет малое отношение к приватизации 90-х. Для большой части тех сделок десятилетний срок и так истекает. По мнению газеты, новация скорее призвана легализовать перераспределение собственности, имевшее место в 1998-2004 гг., а в условиях конъюнктурного и зависимого правосудия скорее ухудшает защищенность собственности. Однако настоящим данайским даром президентского либерализма может обернуться амнистия капиталов, считает газеты. Эти капиталы выводились в офшоры их владельцами ровно для того, чтобы избежать юрисдикции президента Путина, прокурора Устинова и Басманного суда. И нет никаких причин думать, что теперь они будут добровольно под нее возвращены. Гораздо вероятнее, что президентская «либерализация» подразумевает ужесточение инвестиционного режима для офшорных капиталов и их добровольно-принудительную «русификацию», благо рычагов для этого в руках федеральной власти предостаточно. Более-менее ясно и то, в какие банки в России порекомендует их переместить президент. В том, что либеральные предложения президентского послания могут оказаться по своему реальному содержанию репрессивными, нет никакого парадокса, считает газета. (Ведомости, 27.04.05 г.)

«Коммерсантъ» («Глава государства обрушился на путинский режим», 26.04.05 г.) выразил сомнение в том, что идеи послания Президента будут осуществлены. По мнению газеты, Президент говорил как «либеральный оппозиционер», но в то же время делал реверансы в сторону силовой и левой части политического спектра. (Коммерсантъ, 26.04.05 г.)

Как считают «Новые известия», бизнес воспринял послание Президента довольно скептически, несмотря на ряд содержащихся в нем либеральных идей. В частности, предложение по сокращению срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет, вряд ли улучшит положение бизнеса, т.к. атаки на компании осуществляются по налоговым статьям, пишет газета. (Новые известия, 26.04.05 г.)

По мнению «Независимой газеты» (26.04.05 г., «Либерализация с правоохранительным уклоном»), благоприятные для бизнеса идеи послания сопровождались неоднозначными оговорками, а реализация этих идей может быть бутафорской. Поэтому бизнес настороженно отнесся к Посланию, резюмирует газета. (Независимая газета, 06.04.05 г.)

Как пишет Financial Times, Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию призвал правительство прекратить терроризировать компании в вопросе уплаты налогов и начать оказывать содействие инвестициям. По мнению газеты, он и прежде высказывал столь же похвальные намерения, однако все надежды на скорое улучшение делового климата быстро разбивались об очередной случай произвола российских налоговых органов. В связи с этим возникают серьезные сомнения в способности господина Путина при всей его как разрекламированной, так и раскритикованной централизации власти в собственных руках контролировать те бюрократические и судебные силы, которые он обрушил на ЮКОС и его прежнего владельца Михаила Ходорковского, считает Financial Times. (Financial Times, 26.04.05 г.)

Научный руководитель Высшей школы экономики Е.Ясин, комментируя послание Президента, сказал: «Если слова равны делам, то я бы с удовольствием подписался под каждым словом.» (Время новостей, 26.04.05 г.)

По мнению президента компании «Антанта капитал» Сергея Алксашенко, «Текст этого послания, как и предыдущих, в значительной степени либерален. Но то, что потом делается российскими властями, не соответствует тому, что говорил президент. Или же то, о чем говорил президент, не доделывается до конца. Но можно сказать, что, к счастью, слова президента пока [либеральны и] не сближаются с делами.» (Ведомости, 26.04.05 г.)

Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский считает, что Президент в послании сформулировал благожелательное отношение к крупному бизнесу. Он считает, что позиция Президента предельно ясна — «дело «ЮКОСа» политически закрыто». «Путин говорит о приоритетах для малого и среднего бизнеса. Но крупный бизнес этим не дискриминируется — он ясно говорит о поддержке национального капитала в крупных инвестиционных проектах, о возможности участвовать в инфраструктурных проектах, но крупному бизнесу не будет предоставлено какое-либо политическое спонсорство в развитии российской демократии», — сказал Г. Павловский. По его мнению, «заявленные приоритеты — суверенитет, собственность и свобода являются основой для политического консенсуса, который будет формироваться в условиях плюрализма партий и политических сил и создаст возможность партиям договариваться о проведении политических реформ». (Интерфакс, 25.04.05 г.)

Президент Института национальной стратегии С.Белковский назвал президентское послание «крайне слабым». По его мнению, Президент обещал бизнесу «ненавязчивую благосклонность налоговых органов и обуздание бюрократии» вместо того, чтобы обратиться к народу с новыми национальными идеями. (Прайм-ТАСС, 26.04.05 г.)

По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, «заявления Президента свидетельствуют о том, что этап восстановления государственности завершился, задача нового этапа — ограничение всевластия бюрократии. Между тем призыв бороться с надменной бюрократией, к сожалению, не подкреплен механизмами решения этой проблемы». (Новые известия, 26.04.05 г.)

Стабилизационный фонд

В Правительстве РФ прошла активная дискуссия по поводу наполнения Стабилизационного фонда, завершившаяся принятием решения о повышении «цены отсечения» нефтяных цен с $20 до $27. Тем самым, наполнение Стабилизационного фонда будет ограничено, а бюджет получит дополнительные средства. С другой стороны, денежная масса увеличится, что повысит риск инфляции. Тем не менее, соотношение между величиной стабфонда и ВВП останется неизменным в случае сохранения высоких цен на нефть.

Решение о повышении цены отсечения было одобрено на заседании Правительства РФ 7 апреля и будет введено в действие в 2006 г.

В ходе заседания министр финансов А.Кудрин потребовал зафиксировать особое мнение Минфина о том, что цена отсечения должна быть повышена не более чем до $25.

По сообщениям СМИ, на повышении «цены отсечения» настоял премьер М.Фрадков. Министр экономического развития и торговли Г. Греф поддержал повышение «цены отсечения» до $27, хотя еще 29 марта заявлял, что министерство в своих прогнозах исходит из уровня в $25. Председатель ЦБ РФ С. Игнатьев заявил, что планка $27 — предельная и поднимать ее нельзя. Лидер «Единой России» Б.Грызлов и глава Счетной палаты С.Степашин высказались за более активное расходование средств стабфонда внутри страны.

Справочно

В настоящее время в стабфонд поступают доходы от экспортной пошлины и налога на добычу нефти при цене выше $20 за баррель.

Стабилизационный фонд РФ, в который зачисляются дополнительные доходы государства от высоких цен на нефть, по состоянию на 1 мая 2005 года составляет около 858 млрд. рублей. На 1 апреля величина стабфонда составляла 768,5 млрд. рублей, на 1 января — 522,3 млрд. рублей. По прогнозу Минфина РФ, к концу 2005 года объем стабфонда достигнет 1 трлн. рублей. (Интерфакс, 18.05.05 г.)

На 1 января 2009 года объем Стабилизационного фонда может достигнуть 2,085 триллиона рублей. Об этом говорится в финансовом плане на 2006-2008 гг., одобренном 21 апреля правительством РФ. В соответствии с этим сценарием объем Стабилизационного фонда на 1 января 2006 года составит 1,223 трлн. рублей. В соответствии с финансовым планом, объем поступлений в Стабилизационный фонд в 2005 году запланирован в сумме 919,7 млрд. рублей, в 2006 г. — 686,1 млрд. рублей, в 2007 г. — 310,4 млрд. рублей и в 2008 г. — 342,2 млрд. рублей (Прайм-ТАСС, 21.04.05 г.)

Парижский клуб стран-кредиторов согласился принять у России деньги на досрочное погашение ее долгов. До конца года Россия за счет Стабилизационного фонда досрочно погасит $15 млрд. из 40-миллиардного долга.

Комментарии политиков, чиновников, иностранных институтов

Повышение с 2006 года «цены отсечения» нефти, сверх которой доходы государства от нее зачисляются в стабилизационный фонд, с нынешних $20 до $27 за баррель может привести к дополнительной инфляции, считает заявил финансов РФ Алексей Кудрин 11 апреля. «Ставка отсечения в $27 за баррель явно завышенная. Она лишает Центробанк возможности снижать инфляцию своими инструментами, эффективно управлять денежной массой», — сказал А. Кудрин. «Я считаю, что самая приемлемая цена отсечения — $25», — добавил он, отметив, что эта цена «позволяет избежать рисков при более высоких ценах на нефть».

По словам министра финансов, он не согласен с решением правительства пожертвовать инфляцией и увеличить вброс «лишних» денег из стабфонда в экономику. Он пояснил, что при повышении цены отсечения с предлагаемых Минфином $25 за баррель до $27 за баррель дополнительные вливания в экономику составят 90 млрд. рублей. Эти средства для выполнения прогноза по инфляции не будут иметь решающего значения при цене нефти $34-36 за баррель, однако это уже является опасным пределом. «Если цены будут выше, а их поведение никто предсказать не может, то инфляция сразу подрастет», — подчеркнул министр.

В итоге, подчеркнул А. Кудрин, хотя эти дополнительные 90 млрд. рублей будут потрачены на несколько крупных инвестиционных проектов, в случае дополнительной инфляции могут пострадать все люди в стране, а бизнес будет меньше доверять обещаниям правительства в экономической политике. При этом надежды на то, что отток капитала за рубеж может компенсировать прирост денежной массы внутри страны и тем самым ограничить инфляцию, не оправдаются. «Я уверен, что отток средств окажется меньше, и тогда у нас будет больше проблем с избыточной денежной массой и ее стерилизацией, то есть изъятием лишних денег из обращения для недопущения инфляции», — сказал А. Кудрин. (Интерфакс, 12.04.05 г.)

Повышение «цены отсечения» нефти, сверх которой доходы государства от нее зачисляются в стабилизационный фонд, с 2006 года с $20 до $27 за баррель является движением к ослаблению финансовой политики государства, которое ставит под угрозу макроэкономическую стабильность в стане. Об этом заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин 5 апреля. «По нашим оценкам, оценкам Минфина, мы несколько смело принимаем решение об использовании средств стабфонда, то есть снижение доходов стабфонда и увеличение доходов от высоких цен на нефть на расходы и проведение структурных реформ и инвестиции», — сказал министр. «Мы делаем шаг к ослаблению финансовой политики», — добавил он. А. Кудрин отметил, что власти РФ уже отклоняются от заданных ориентиров по темпам инфляции и укреплению реального курса рубля. Это отклонение произошло в прошлом году, произойдет и в этом году. «Дальнейшее уклонение может нарушить не ставший еще устойчивым баланс на макроэкономическом уровне», — заявил А. Кудрин.

А.Кудрин привел высказывание известного экономиста Александра Лившица, сделанное им в одном из интервью, что стабфонд нужно защищать как Сталинград. Министр финансов подчеркнул, что поддержание стабильности макроэкономических показателей в стране является важнейшей задачей. По его словам, в последние годы инструментом поддержания макроэкономической стабильности был стабилизационный фонд. До его законодательного введения с 2004 года Минфином РФ проводились элементы этой политики с помощью формирования финансового резерва и профицитно-бюджетной политики, что позволило ограничить инфляцию и темпы укрепления рубля. «Создание стабилизационного фонда в пик нефтяных цен в 2004-2005 годах является существенным инструментом достижения целевых показателей, которые мы закладываем», — подчеркнул министр.

По его словам, сейчас правительство РФ находится в разгаре дискуссий по поводу судьбы стабилизационного фонда. При этом в пользу начала его использования или уменьшения доходов, зачисляемых в него, приводятся различные аргументы. Среди основных аргументов, что стабфонд по объему стал очень большим, в конце года превысит 1 трлн. рублей, что обеспечит вполне достаточный запас прочности. Высказывается мнение, что это накопление средств в стабфонде является избыточным, приводит к снижению ликвидности и возможно подогрело банковский кризис прошлого года. Также высказывается мнение, что стабфонд как фактор стерилизации денежной массы и борьбы с инфляцией не работает столь эффективно, как 2-3 года назад, так как большее влияние на инфляцию оказывают немонетарные факторы — рост тарифов, цен на бензин, мясо, другие ресурсы. По словам А. Кудрина, целый ряд аргументов высказывается в пользу того, что можно ослабить финансовую политику и использовать часть средств стабфонда для расходов на инвестиции и проведение целого ряда структурных реформ «Эта позиция у нас серьезно представлена в правительстве», — подчеркнул министр. «Мы должны сбалансировать наши цели и задачи, оценить влияние стабфонда на стабильность, и решить, не отступаем ли мы здесь, тратя больше средств стабилизационного фонда», — подчеркнул он. Он напомнил, что правительство первоначально обсуждало цену $25 и $23 за баррель. (Интерфакс, 05.04.05 г.)

Премьер Михаил Фрадков заявил 21 апреля, что «мы исчерпали резерв дискуссии и о цене отсечения для стабфонда, и о необходимости самого фонда». Он призвал работать над выполнением решения Правительства РФ о повышении цены отсечения до $27. (Коммерсантъ, 22.04.05 г.)

Правительству необходимо с осторожностью и повышенным вниманием подходить к решению вопросов расходования средств Стабилизационного фонда, заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков, открывая заседание правительства 7 апреля. Он особо отметил, что «использование средств Стабилизационного фонда должно проходить по прозрачным схемам». «Решения должны быть продуманными и в интересах всего российского общества», — сказал премьер-министр. (Интерфакс, 07.04.05 г.)

Неэффективное расходование средств стабилизационного фонда может привести к разбалансированию бюджета и росту инфляции, заявил заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков 1 апреля. «Несмотря на то, что средств в стабилизационном фонде достаточно много, эти средства нужно расходовать очень аккуратно. Неаккуратное расходование средств приведет к разбалансированию бюджета и увеличению темпов инфляции. Тогда все наши усилия по увеличению заработной платы и пенсий, социальных расходов пропадут без какого-либо эффекта», — сказал А. Жуков. Он подчеркнул, что с помощью стабилизационного фонда решается одна из ключевых задач — сдерживание инфляции и снижение темпов роста цен. При этом А. Жуков заявил, что объем стабилизационного фонда превысил 500 млрд. рублей. «По закону, его нельзя тратить, пока он не достигнет суммы в 500 млрд. рублей. Он сегодня уже превышает эту сумму. Поэтому сегодня уже можно тратить эти деньги», — сказал А. Жуков.

По его словам, средства стабилизационного фонда можно было бы «быстро потратить на социальные расходы, поднять заработные платы, пустить все на пенсии, попросту проесть», — сказал А. Жуков. «В этом случае мы довольно сильно рискуем. Если вдруг цена на нефть снизится, у нас таких доходов не будет, что мы будем делать? За счет чего мы будем поддерживать заработную плату?» — сказал вице-премьер. А. Жуков заявил, что дополнительные средства стабилизационного фонда можно было бы вложить в экономику для развития бизнеса, чтобы он приносил больше доходов в бюджет. По словам вице-премьера, это прежде всего развитие инфраструктуры, которое «дает дальше развиваться бизнесу, строительство дорог, аэропортов». В частности, он отметил, что государство планирует вкладывать больше средств в развитие авиационной промышленности и космоса. (Интерфакс, 01.04.05 г.)

Направление средств стабилизационного фонда в экономику нежелательно, так как это приведет к росту инфляции. Об этом заявил 7 апреля на заседании правительства министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. «Направление этих денег в экономику вынудит либо искать механизмы их стерилизации, это будет избыточное предложение, которое увеличит инфляцию, либо заставит пересмотреть параметры инфляции, что также не является хорошим фактором», — сказал Г. Греф.

Г. Греф считает нецелесообразным повышение цены отсечения для формирования Стабилизационного фонда свыше 27 долл. за баррель. По его словам, установленная «цена отсечения» для формирования стабфонда в размере $27 за баррель нефти позволит сохранить объем непроцентных расходов на уровне 15% ВВП. «Выход за эти параметры не рекомендуется для здоровья экономики», — подчеркнул министр. По его словам, в принципе, понять предложения об использовании средств стабфонда, которые делают некоторые политики, можно именно потому, что эти политики «ничего не понимают в этой сфере». (Интерфакс, 07.04.05 г.)

Первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев считает правильным предложение правительства РФ повысить цену отсечения нефти для формирования стабфонда, но признает, что при этом возрастают инфляционные риски. А. Улюкаев пояснил, что для ЦБ РФ главной задачей является борьба с инфляцией, в то время как у других органов власти есть и другие задачи, в частности, стимулирование экономического роста и задачи социальной политики, которые могут быть решены за счет повышения цены отсечения нефти. «Платой за это становятся чуть более высокие риски по инфляции», — признал А. Улюкаев. Он также отметил, что чем ниже планка отсечения, тем легче бороться с инфляцией. Отвечая на вопрос о возможных сроках подписания между Минфином РФ и Банком России договора об управлении средствами стабфонда, А. Улюкаев затруднился дать прогноз, напомнив, что договор планировалось подписать еще в феврале. (Интерфакс, 27.04.05 г.)

Экономический советник президента РФ Андрей Илларионов считает, что было бы разумно снизить цену отсечения нефти, сверх которой доходы от нее зачисляются в стабилизационный фонд, с нынешних $20 за баррель до $12-17 за баррель, что способствовало бы лечению «голландской болезни» в экономике РФ. А. Илларионов 26 апреля в беседе с журналистами отметил, что в последние пять лет экономика РФ тяжело страдает от «голландской болезни». Это явление проявляется в том, что в результате притока значительных валютных средств из-за рубежа происходит сохранение высоких темпов инфляции, рост реального эффективного валютного курса национальной валюты, в результате увеличивается уровень издержек в национальной экономике, снижается ее конкурентоспособность, темпы роста замедляются, а в ряде случаев начинается экономический спад. Для лечения «голландской болезни» существует несколько инструментов, наиболее эффективным из которых является стабфонд, подчеркнул экономический советник президента РФ. При этом он должен быть построен по принципу отсечения дополнительных доходов, которые должны использоваться только за пределами национальной экономики. Поэтому, подчеркнул А. Илларионов, чрезвычайно важно определить адекватный уровень цены отсечения для стабилизационного фонда. По его мнению, нынешняя цена в размере $20 за баррель, уже установлена на слишком высоком уровне, слишком большая часть средств оказывается в экономике и госрасходы оказываются более высокими, чем может себе позволить российская экономика. «Более разумным было бы установить цену отсечения для стабфонда на более низком уровне. Какой она будет — $17, $15 или $12 за баррель — в любом случае ниже, чем была установлена», — сказал советник президента РФ.

Вместе с тем реальное движение осуществляется в противоположном направлении: повышается цена отсечения, растут непроцентные расходы, не было принято ни сокращения налогов, ни расходов. «В этих условиях давление на денежную массу будет сохраняться, она будет расти приличными темпами, будет сохраняться довольно высокая инфляция, а реальный эффективный валютный курс будет расти еще большими темпами, чем раньше», — подчеркнул экономический советник президента РФ. То есть, по его словам, реальный эффективный валютный курс будет расти еще большими темпами, чем раньше, конкурентоспособность реальной экономики будет снижаться, что отразится на замедлении темпов экономического роста. Он отметил, что Россия идет по пути некоторых нефтедобывающих стран, которые не стали думать о развитии национальной экономики, сосредоточившись на экспорте ресурсов. В результате там, где хоть какая-то сфера внутренней экономики в этих странах была развита, она умерла, либо ее искусственно стимулируют за счет средств, получаемых от нефти. «Эта система абсолютно нежизнеспособна», — подчеркнул А. Илларионов. (Интерфакс, 26.04.05 г.)

Лидер партии «Единая Россия» Борис Грызлов предлагает проанализировать работу и назначение стабилизационного фонда. «С учетом уровня мировых цен на нефть и другое стратегическое сырье правительство должно сформулировать четкую, стратегическую позицию в отношении наполнения стабилизационного фонда», — заявил Б. Грызлов 13 апреля. «Закон о стабилизационном фонде принимался в других условиях, при других мировых ценах на нефть», — напомнил партийный лидер. Говоря о возможном применении средств стабилизационного фонда, Б. Грызлов заявил, что «необходима стратегическая инвестиционная политика, ориентированная на развитие территорий страны». «Речь идет, в частности, о Севере, Сибири и Дальнем Востоке. Не менее необходим такой подход к вопросам развития Юга страны», — сказал партийный лидер. По его мнению, при этом «должны быть активизированы усилия по развитию рыночной конкурентной среды». (Интерфакс, 13.04.05 г.)

Председатель Счетной палаты Сергей Степашин призывает определиться с тем, как использовать средства стабфонда. Глава Счетной палаты отметил, что правительство стоит перед необходимостью увеличения расходов на социальные и инвестиционные нужды на фоне угрозы ускорения роста инфляции. По его мнению, нельзя использовать этот финансовый резерв лишь как средство стерилизации «горячих денег» и борьбы с инфляцией и направить подавляющую часть средств стабфонда на досрочное погашение внешнего долга. Но также не подходит и вариант, при котором все свободные финансовые резервы государства будут направлены на прямое стимулирование доходов населения и производственных инвестиций, уверен С. Степашин. «Наша экономика вряд ли сможет «переварить» столь большое количество свободных финансовых средств без увеличения темпов инфляции», — пояснил он. В связи с этим необходимо выбрать промежуточный сценарий: в той мере, в какой это выгодно России, надо досрочно погашать внешний долг и одновременно «нащупывать» механизмы проведения более активной бюджетной политики, считает С. Степашин. Он выступил за дальнейшее снижение налогов и упрощение порядка их администрирования, а также точечное финансирование целевых проектов, направленных на формирование рыночной инфраструктуры. (Интерфакс, 26.04.05 г.)

Без прозрачной государственной системы использования средств стабилизационного фонда РФ расходование средств сверх установленной планки в 500 млрд. рублей возможно лишь на погашение внешнего долга, считает директор Всемирного банка (ВБ) по России Кристалина Георгиева. «Есть много различных способов использования таких средств, но для этого необходимо разработать надежную и прозрачную государственную систему их использования, — заявила К. Георгиева. — Пока же такая система не разработана, набор вариантов очень ограничен — либо совсем не трогать деньги стабилизационного фонда, либо направлять их на выплату внешнего долга». (Интерфакс, 21.04.05 г.)

По мнению сотрудников ОЭСР Рудигера Аренда и Виллияма Томпсона (разместивших статью в газете «Ведомости»), нет гарантии того, что высокие цены на нефть продержаться долгое время, и поэтому, поднимая планку отсечения средств для Стабилизационного фонда, правительство идет на риск. Если выяснится, что правительство ошиблось, придерживаясь чрезмерно оптимистичной точки зрения, последствия этого решения для России будут очень тяжелыми, считают аналитики ОЭСР. По их мнению, 500 млрд. руб. «неприкосновенного запаса» в стабфонде — не очень крупная сумма в масштабах России. Эффективным решением было бы значительно поднять порог в 500 млрд руб., говорится в статье. (Ведомости, 21.04.05 г.)

Комментарии СМИ и аналитиков

Как сообщила газета «Коммерсантъ» (20.04.05 г., «Правительство все распишет»), реальная цена отсечения средств для стабфонда в 2004 г. составила не $20 за баррель, как это утверждено законом, а $25. Это говорит о том, что средства стабфонда уже вовсю используются правительством, считает газета, точнее средства бюджета далеко в неполной мере зачислялись в стабфонд. Именно этим, пишет газета, объясняется сопротивление А.Кудрина повышению цены отсечения до $27, в то время как повышение до $25 воспринималось министром финансов вполне спокойно. (Коммерсантъ, 20.04.05 г.)

По мнению «Коммерсанта» (08.04.05 г., «Правительство объявило войну инфляции»), после поднятия ставки отсечения удержать инфляцию в заданных параметрах будет невозможно. В этом году ее трудно будет остановить даже на рубеже 12%, считает газета. В то же время, газета приводит аргументы, приписываемые Г. Грефу, согласно которым даже после поднятия ставки отсечения непроцентные расходы госбюджета по отношению к ВВП не вырастут. Соотношение между величиной стабфонда и ВВП остается до 2008 года неизменным — 8%. Это говорит о том, что в инфляции виноваты немонетарные факторы, в частности, излишний монополизм из-за слабого развития бизнеса в стране. (Коммерсантъ, 08.04.05 г.)

По мнению газеты «Ведомости» (31.03.05 г., «Цена отсечения увеличивается до $27»), поднимая цену отсечения премьер М. Фрадков тем самым обеспечивает за счет стабфонда финансирование растущих социальных обязательств и планируемых бюджетных инвестиций в экономику. Газета напоминает слова А. Кудрина заявившего, что уже взятые государством обязательства и индексация социальных расходов создадут в федеральном бюджете на 2006 г. дефицит в 500 млрд. руб. Поэтому, считает газета, поднятие цены отсечения неизбежно, вопрос только в степени повышения. «Ведомости» также приводят высказывания неназванного чиновника Минфина, резко возражающего против установления цены отсечения на уровне $27 и против использования средств стабфонда в инвестиционных целях. «Эффективность госфинансирования 20-25%, остальное исчезает неизвестно где. [У Минэкономразвития] нет опыта отбора и мониторинга проекта, практики вознаграждения управляющих компаний», — заявил чиновник. (Ведомости, 31.03.05 г.)

Как считает журнал «Итоги» (10.05.05 г., «Интервенция»), «пали последние твердыни» — даже либералы Г. Греф и А. Кудрин согласились использовать средства Стабфонда для проведения государственной интервенционистской политики (госинвестиций). Журнал приводит факты из истории различных стран, доказывая, что интервенционистская политика приводит в долгосрочной перспективе к результату, обратному ожидаемому. По мнению журнала, нерыночный сектор в российской экономике в последние годы постоянно возрастал, достигнув 52% ВВП. (Итоги, 10.05.05 г.)

Многие аналитики назвали существенное повышение «цены отсечения» средств, зачисляемых в стабфонд, предсказуемым.

По оценке аналитика компании «Ренессанс Капитал» Артема Архипова, повышение со следующего года «цены отсечения» для стабфонда до $27 за баррель позволит правительству дополнительно потратить в 2006 году порядка 276 млрд. рублей. Это позволит смягчить социальные проблемы, начав подготовку к выборам в 2008 г.

«Если посмотреть, какие социальные обязательства правительство на себя взяло, то я понимаю желание и необходимость в том, чтобы «порог» зачисления денег в стабфонд был повышен», — сказал начальник аналитического отдела ING Юлия Цепляева, отметив, что это уменьшит направляемые в стабфонд доходы и позволит больше средств тратить на непроцентные расходы бюджета.

«Рост социальных расходов вполне предсказуем в условиях того, что 2006 год, по большому счету, можно расценивать как начало нового политического цикла — в 2007 году (предстоят) новые выборы в Думу, а в 2008 году — президентские выборы. Конечно, в этих условиях социальные расходы серьезно растут», — заявил экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский. По его словам, чтобы финансировать растущие социальные расходы и избежать дефицита бюджета, в итоге приходится повышать «планку» отчислений в стабфонд, используя высвобождающиеся средства для финансирования этих расходов.

Помимо обещаний, данных правительством в социальной сфере, давление также оказывает сама по себе сумма, накопленная к настоящему времени в стабилизационном фонде. «В 2006 году у правительства нет серьезного стимула накапливать деньги в стабфонде, потому что накопления по итогам 2004 года превысили все ранее планируемые показатели, и в этом году ожидаются большие поступления. Кроме того, есть еще одно обстоятельство — чем больше денег аккумулируется в стабфонде, тем громче разговор о том, что их надо потратить на инвестиционные проекты или отдать пенсионерам, и их просто труднее защищать», — сказала Ю. Цепляева.

Аналитики полагают, что правительство практически не имеет альтернативы использованию средств стабфонда в качестве источника для финансирования расходов бюджета в следующем году. Если же альтернатива этому источнику балансировки доходов и расходов бюджета и существует, то гораздо более трудоемкая для того, чтобы ею воспользоваться, полагают эксперты. «Резервы оптимизации расходов бюджета очень ограниченные, поскольку высшее руководство страны сформулировало свои политические цели таким образом, что это ведет к неизбежному повышению расходов. Это политическое решение, которое принято», — сказала Ю.Цепляева. Она пояснила, что приоритеты, сформулированные высшим руководством страны, вполне определенные, причем бюджет и наполнение стабилизационного фонда вряд ли входят в их число, поскольку являются благополучной сферой. «Чтобы выполнить все цели, заявленные президентом, приходится, с одной стороны, увеличивать расходы на силовой блок и проведение структурных реформ, и в то же время брать новые социальные обязательства перед пенсионерами и малоимущими, поскольку поставлена цель искоренить бедность», — добавила аналитик.

Вместе с тем, уверен А. Струченевский, альтернативой использованию средств стабфонда стала бы оптимизация существующих расходов бюджета, которая позволила бы сократить их долю в ВВП. «Есть серьезная проблема с эффективностью государственных расходов, и внутри них существует возможность для реструктуризации, снижения других госрасходов, прежде всего за счет инвестиционных программ», — сказал аналитик. Вместе с тем он признал, что для того, чтобы воспользоваться этими резервами оптимизации, правительству потребовалось бы больше усилий, чем просто поднять «планку» отсечения цены нефти для стабфонда. «Резервы (оптимизации) есть, но должна быть политическая воля, чтобы ими заняться», — сказал эксперт.

Аналитик «Ренессанс Капитала» А. Архипов также указывает на необходимость сокращения расходов в условиях ограниченных доходных источников государства. «Хорошо, если государство сокращает налоги, но дело в том, что сокращение доходов бюджета без сокращения его расходов в долгосрочной перспективе будет не так позитивно влиять, как кажется, поскольку могут возникнуть проблемы с балансом бюджета», — предупредил эксперт.

При этом аналитики сходятся в том, что увеличение цены отсечение способствует инфляции.

«Рост госрасходов негативно скажется на инфляции. Это означает, что будут увеличиваться зарплаты в госсекторе, где занято довольно много людей, это неизбежно выльется на потребительский рынок, и в условиях общего замедления роста внутреннего производства это приведет к ускорению инфляции», — пояснил А. Струченевский. «Конечно, это разгоняет инфляцию. Оценка такая — каждый новый процентный пункт ВВП социальных расходов дает нам к инфляции 0,6-0,7 процентного пункта в год. Так что (инфляция) набежит», — сказала Ю. Цепляева. По словам А. Архипова, борьбе с инфляцией также не способствует противоречивость приоритетов Центрального банка, который одновременно борется с инфляцией и укреплением реального обменного курса. Поэтому, по мнению аналитиков, в ближайшие годы вряд ли можно ожидать существенного снижения темпов инфляции в России.

Таким образом, подчеркивают эксперты, России еще не скоро удастся прийти к уровню годовой инфляции в 3%, задача по достижению которого была поставлена перед правительством президентом России Владимиром Путиным в его послании Федеральному собранию в мае 2004 года. В конечном итоге, предупреждают эксперты, сохраняющаяся высокая инфляция может нивелировать усилия правительства по повышению уровня жизни малообеспеченных слоев населения — пенсионеров и бюджетников. (Интерфакс, 31.03.05 г.)

«Для компенсации анонсированных социальных выплат в 2006 г. бюджету нужны дополнительные 300 млрд. руб., именно столько бюджет и получит при цене отсечения $27 за баррель, — полагает Наталья Акиндинова из Центра развития. — Сейчас это повышение уже неизбежно, правительству надо было думать перед тем, как обещать удвоить пенсии и зарплаты». Акиндинова отметила, что в следующем году у бюджета будет достаточный запас прочности, а вот начиная с 2007 г. риски многократно возрастают, «ведь для удвоения зарплат придется еще раз повысить цену отсечения».

Научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает, что дискуссия вокруг проекта бюджета-2006 принимает угрожающий оборот. «Рассчитывать дефицит-профицит бюджета, исходя из потребности государства в расходах, — это признак слабой бюджетной политики, которая неизбежно ведет к росту макроэкономических рисков», — отметил он. (Ведомости, 31.03.05 г.)

Налоговое администрирование

Минфин РФ 18 мая внес в правительство поправки в Налоговый кодекс, упорядочивающие налоговые проверки. Этот законопроект должен был ограничить произвол налоговых органов при проведении налоговых проверок и снизить возможности для давления на бизнес. В действительности существенного облегчения предприниматели не получат, хотя бизнесу удалось убрать из документа нормы, ухудшающие его положение. В настоящее время четверть всех налогов собирается в результате доначисления по результатам налоговых проверок. Законопроект предусматривает:

  • Установление «пресекательного» срока длительности выездных налоговых проверок (в днях). Нынешняя формулировка в законе позволяет «приостанавливать» проверки, фактически растягивая их на неопределенный срок. Законопроект предусматривает срок выездной проверки в 2 месяца, вышестоящие инстанции могут продлевать его на 4 месяца, а руководитель ФНС — на 8 месяцев.

  • Установление общего максимального количества выездных проверок одного налогоплательщика в течение года (не более двух раз в год по всем налогам). В настоящее время — не более двух раз в год по каждому виду налога.

  • Законопроект не предусматривает внесудебного порядка взыскания штрафов (в настоящее время штрафы взыскиваются в судебном порядке). Минфин хотел изменить эту норму и взыскивать штрафы без судебного решения, бизнес выступил категорически против.

  • Законопроект не предусматривает закрытого перечня мероприятий, проводимых в ходе камеральной проверки, и документов, предоставляемых в ходе камеральной проверки. На законодательном закреплении такого перечня настаивал бизнес. Отсутствие закрытого перечня фактически позволяет превращать камеральную проверку в выездную. Поскольку на камеральные проверки не распространяются ограничения, предусмотренные для выездных, то это сохранит возможности для злоупотреблений налоговых органов.

  • Законопроект сохраняет прежний принцип принятия решений о проведении повторной налоговой проверки (решение принимает вышестоящий налоговый орган по результатам работы нижестоящего), хотя и несколько улучшает этот механизм. Для крупнейших налогоплательщиков решение о проведении повторной проверки будет согласовываться с министром финансов РФ. Бизнес настаивал на проведении повторной налоговой проверки лишь в случае доказанного факта коррупции налоговиков при проведении первой проверки.

В бюджетном послании Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2006 году Президент В. Путин, выделяя основные направления налоговой политики, подчеркнул, что в 2005-2006 годах особое внимание предстоит уделить завершению налоговой реформы. «Считаю, что проблема снижения базовой ставки налога на добавленную стоимость и ее унификации по-прежнему остается актуальной. Требует совершенствования администрирование налога на добавленную стоимость», — говорится в послании В. Путина. В послании отмечается необходимость того, чтобы механизм предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей, установленный Налоговым кодексом РФ, наконец, заработал на практике. Кроме того, В. Путин указал на необходимость «реализовать ряд мер в области налогового администрирования, позволяющих обеспечить четкую регламентацию полномочий действий налоговых органов при осуществлении ими контрольных мероприятий, включая определение порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установление жестких максимальных сроков проведения проверок, а также ограничений по количеству проверок налогоплательщика в течение одного года». Президент РФ подчеркнул, что «указанные меры должны быть реализованы уже в 2005 году». (Интерфакс, 24.05.05 г.)

Комментарии политиков, чиновников, представителей бизнеса

Замминистра финансов РФ Сергей Шаталов охарактеризовал законопроект, разработанный Минфином, как «большой, сложный, его согласование продолжалось несколько месяцев». При этом, подчеркнул он, стороны в максимальной степени старались найти решение, которое сохранит баланс интересов государства, заинтересованного, чтобы налогоплательщики выплачивали налоги вовремя и в полном объеме, и бизнеса, чтобы он не подвергался налоговому давлению, чтобы были максимально понятны правила налоговых проверок и взимания налогов. Вместе с тем, подчеркнул С. Шаталов, «никогда не ставился вопрос, чтобы отменить налоговый контроль как таковой». Он подчеркнул, что Минфину РФ и бизнес-сообществу удалось найти компромиссное решение по основным дискуссионным вопросам, которые касались проведения камеральных, выездных, повторных налоговых проверок, процедур истребования документов налоговыми органами, а также сроков процессуальных действий. «Мы старались в максимальной степени улучшить положение налогоплательщиков, защитить их в процессуальных вопросах, и в некоторых случаях ввести процедуры, которых не было раньше», — сказал замминистра. (Интерфакс, 19.05.05 г.)

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин заявил 18 апреля, что к законопроекту об упорядочивании налоговых проверок имеются возражения как у бизнес-сообщества, так и у налоговой службы. «Нужно соблюсти баланс интересов бизнеса и государства», — подчеркнул представитель Минфина. (Интерфакс, 18.04.05 г.)

Бизнес-сообщество считает, что наличие концептуальных замечаний к законопроекту по налоговому администрированию, внесенному Минфином в правительство РФ 18 мая, делают его принятие в предложенной редакции неприемлемым с точки зрения защищенности налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Об этом говорится в совместном заявлении Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРа России». «Бизнес с сожалением констатирует тот факт, что представленный законопроект не обеспечивает выполнение поручения Президента РФ, не направлен на улучшение качества налогового администрирования и, напротив, создает дополнительные барьеры в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков», — отмечается в документе.

В документе отмечается, что в результате совместной работы властей и бизнеса из законопроекта были исключены такие негативные нормы, как внесудебный порядок взыскания штрафных санкций и изменение момента признания обязанности налогоплательщика исполненной. Также в результате доработки законопроекта были существенно улучшены нормы, направленные на регулирование выездных налоговых проверок. В частности, установлен «пресекательный» срок выездной проверки, прописан механизм его продления, а также императивно установлено, что в течение одного года не может проводиться более двух таких проверок.

Вместе с тем бизнес-сообщество отмечает наличие недостатков и лазеек, с помощью которых налоговые органы могут обойти нормы закона. Так, авторы обращения считают, что предложенная законопроектом редакция статей Налогового кодекса о налоговых проверках сохраняет возможность фактически «превращать» камеральные проверки в выездные. При этом, по мнению бизнеса, сохраняется опасность необоснованного затягивания проверочных мероприятий на длительное время. Предпринимательские объединения считают, что проблема повторных проверок крупнейших налогоплательщиков по-прежнему не решена. «Содержащийся в законопроекте механизм принятия решения о проведении повторной проверки сохраняет неопределенность в отношении оснований для ее проведения, а также свидетельствует о том, что данный вид проверки по-прежнему преимущественно рассматривается в качестве инструмента экономического и правового давления на налогоплательщика», — говорится в заявлении.

«Проектом ужесточается налоговая политика государства в отношении субъектов малого предпринимательства», — подчеркивают предприниматели. В частности, в тех же размерах, что и для организаций, вводится налоговая ответственность индивидуальных предпринимателей за грубое нарушение правил учета и составления отчетности. Представители всего российского бизнеса сходятся во мнении, что текст законопроекта нуждается в существенной доработке с учетом высказанных предпринимателями замечаний и предложений. (Интерфакс, 20.05.05 г.)

Как заявил председатель экспертного совета по налоговому законодательству при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов, законопроект Минфина фактически противоречит поручению Президента, в котором содержится недвусмысленное требование сократить количество выездных и повторных проверок, а также ограничить список документов, предоставляемых предприятиями проверяющим органам. (Известия, 26.04.05 г.)

Комментарии СМИ, аналитиков

Газета «Ведомости» (25.05.05 г., «Буквы послания») отмечает, что линия на налоговую либерализацию, отмеченная в послании Федеральному собранию, была продолжена и в бюджетном послании Президента РФ. По мнению издания, «Президент предлагает вполне адекватные меры», которые «повторяют предложения бизнесменов». В частности, В. Путин предлагает четко регламентировать полномочия и действия налоговиков. Как считает газета, «букве послания — в силу жанра — не хватает определенности, но дух документа вполне очевиден». Он очевиден для всех, кроме собственно тех, кому послание предназначено. Налицо факт: поправки в Налоговый кодекс, представленные Минфином в Думу между двумя посланиями, не соответствуют ранее достигнутым договоренностям с бизнесом и фактически ухудшают его положение, считает газета. «Или это желание сохранить нынешние коррупционные лазейки и рычаги давления на бизнес? Но неподчинение не должно быть большой проблемой для бывшего офицера госбезопасности, поднаторевшего в построении вертикалей и закручивании гаек. В том случае, если он действительно хочет того, о чем говорит, ему нужно просто от посланий перейти к их реализации», резюмирует издание. (Ведомости, 25.05.05 г.)

В статье «Налоговые декларации» газета «Ведомости» (25.05.05 г.) отмечает, что предприниматели и налоговики пользуются одним и тем же оружием — нарушением духа закона благодаря неточностям в законодательстве. Предприниматели используют схемы минимизации налогов, а налоговые органы обходят нормы, направленные на защиту налогоплательщиков. При этом сила находится, естественно, на стороне государства. В результате за последние несколько лет в юридической практике появились и широко используются такие понятия, как «недобросовестность» налогоплательщиков, «разумная цель сделки», в то время как почти не применяются принципы презумпции невиновности, трактовки неясностей в пользу налогоплательщиков, отмечает газета. В ответ Минфин обещает сформулировать более четкие определения порядка администрирования налоговых платежей (проведение проверок налоговыми органами, истребование документов у налогоплательщиков) и ввести упрощенные налоговые процедуры, говорится в статье. Компании ждут от правительства не столько новых налоговых послаблений, сколько четкого определения правил уплаты налогов, которые будет невозможно вольно трактовать ни налоговым органам, ни судам. Налоговая либерализация должна начинаться в первую очередь с устранения тех возможностей и неясностей, которые, с одной стороны, не позволяют налогоплательщикам четко определить свои обязательства, а с другой — дают возможность налоговым органам практически неограниченные возможности для предъявления претензий. Только после этого можно будет говорить о действительной либерализации, при которой вносимые изменения перестанут рассматриваться в качестве декларации, а будут прямым руководством к действию всех участников процесса уплаты налогов, считают «Ведомости».

Газета также отмечает, что готовится новое усложнение жизни налогоплательщиков в результате ужесточения требований к налоговой отчетности. В частности, в законопроекте, разработанном Минфином, устанавливаются дополнительные требования к счетам-фактурам — вновь предлагается заверять этот документ печатью, а также сделать обязательным использование типовой формы (сейчас достаточно лишь указания обязательных реквизитов в произвольной форме). (Ведомости, 25.05.05 г.)

«Интерфакс» в аналитическом комментарии отмечает, что предложения бизнеса об оптимизации налоговых проверок, в том числе учтенные в законопроекте Минфина, учитывают опыт «дела ЮКОСа». Если бы все поправки бизнеса были приняты, то повторную налоговую проверку, с которой началось «дело ЮКОСа» осуществить бы не удалось. (Интерфакс, 23.05.05 г.)

НДПИ

После многомесячной дискуссии о необходимости дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) выяснилось, что соответствующий закон в этом году принят не будет. Дифференциация означает различное налогообложение для богатых и бедных месторождений. Как заявил 5 апреля министр финансов А. Кудрин, «в этом году мы вряд ли этот закон примем, но будем продолжать работу в этом направлении». По его словам, в настоящее время работу по дифференциации ведут две рабочие группы (при Минэкономразвития и Минприроды). Они вырабатывают систему коэффициентов, с помощью которых налог будет дифференцирован. В то же время А. Кудрин подчеркнул, что определение этих коэффициентов для конкретных добывающих компаний может стать коррупционным фактором. (Интерфакс, 05.04.05 г.)

Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго) 5 апреля объявило, что согласование проекта концепции, содержащей принципы дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), закончено. На основе концепции представителям нефтяных компаний («Газпром», «Зарубежнефть», «Сибнефть», ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Татнефть», а также ассоциация средних и мелких нефтегазовых компаний «Ассонефть»), входящим в рабочую группу при Росэнерго, поручено заново рассчитать НДПИ по всем своим месторождениям и представить итоги расчетов к следующему совещанию в конце мая. Результаты расчетов покажут, решает ли концепция проблему справедливого налогообложения недропользователей. По замыслу членов рабочей группы при Росэнерго дифференцированные ставки НДПИ должны обеспечить прозрачное администрирование исчисления и уплаты налога с максимально полным учетом горно-геологических, экономико-географических и этапных (по стадиям разработки месторождений) характеристик.

По мнению газеты «Коммерсантъ» («Дифференцированная концепция», 06.05.05 г.), на первый взгляд концепция учитывает все пожелания нефтяников: в формулах расчета учтены такие параметры, как вязкость нефти, глубина ее залегания, начальная плотность извлекаемых запасов, площадь нефтенасыщенности пласта, степень выработанности месторождения, текущие извлекаемые запасы, физико-химические характеристики нефти, а также расстояние от центров потребления и наличие производственной инфраструктуры. Нефтяникам поручено провести расчеты по всем своим месторождениям с учетом новых формул, заложенных в проекте концепции. На основе полученных результатов можно будет судить о том, решает ли согласованная концепция проблему дифференцированного подхода к недрам и насколько такой подход объективен. (Коммерсантъ, 06.05.05 г.)

Правительство рассматривает не только дифференциацию НДПИ, но и возможность отрыва ставки налога от мировых цен при высоких ценах на нефть, сообщил 25 апреля начальник экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович. По его словам, в настоящее время в правительстве изучаются оба варианта изменения ставки НДПИ. «Есть предложение рассматривать возможный отрыв ставки от мировых цен как альтернативу дифференциации, а есть предложение — как дополнение к дифференциации, — сказал Дворкович. — Сейчас обсуждаются все варианты». По словам Дворковича, соответствующие расчеты уже сделали и нефтяные компании. Сам Дворкович не считает целесообразным «делать ставку НДПИ совсем независимой от мировых цен». Вместе с тем, по его словам, отрыв ставки от мировых цен при максимальных ценах на нефть и соответствующее снижение ставки НДПИ простимулирует добычу нефти на низкоэффективных участках и в среднесрочной перспективе поможет восполнить выпадение бюджетных доходов от снижения ставки НДПИ. «Здесь нужно смотреть на фискальную составляющую, чтобы сохранить те же (нынешние) доходы, — указал Дворкович. — Иначе нужно будет повышать экспортную пошлину (на нефть), а это нецелесообразно, потому что она и так достаточно высокая».

Изменение действующего налогообложения по НДПИ необходимо, отметил А. Дворкович. По его словам, это нужно в первую очередь для малых и средних предприятий этого сектора и компаний, работающих на низкоэффективных месторождениях. «Извлечение нефти на этих участках становится убыточным и бессмысленным при высокой ставке НДПИ», — пояснил Дворкович. На деятельность крупных компаний отрыв ставки НДПИ от мировых цен, по его мнению, не повлияет. (РИА «Новости», 25.04.05 г.)

Профильные министерства — Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития, Минфин, Минсельхоз, Россельхоз, ФСТ, ФАС — на совещании в Росэнерго в середине апреля приняли решение отказаться от привязки к мировым ценам на нефть при расчете НДПИ при добыче нефти, сообщили 20 апреля в Минпромэнерго. (Интерфакс, 20.04.05 г.)

Глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко предлагает сохранить действующий механизм начисления налога на добычу полезных ископаемых в привязке к мировым ценам на нефть только для экспортных поставок нефти, а для внутренних поставок ввести специфическую ставку НДПИ, индексируя ее на уровень инфляции. Об этом он заявил 25 мая. (Интерфакс, 25.05.05 г.)

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.