3 июня 2024, понедельник, 06:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 февраля 2005, 11:08

"Оскар"-2005: первым делом девушки

Все началось с того, что в январе 1927 г. прозорливому Луису Майеру пришла в голову идея создать творческий союз, который объединил бы американских кинодеятелей. И уже в мае того же года Американская Академия Киноискусства (Киноакадемия) в составе 36 человек под председательством актера Дагласа Фэрбенкса получает официальный статус. Решение об учреждении ежегодной премии за заслуги в области кинематографа академики принимают все в том же 1927, но только через два года в Hollywood Roosevelt Hotel пройдет первая в истории «Оскара» церемония награждения. В тот исторический вечер 16 мая 1929 г. золоченые статуэтки были вручены создателям лучших фильмов 1927/28, а сама церемония прошла скромно, при минимальном скоплении прессы и в почти семейной обстановке. Однако с тех пор премия стала ежегодной, и влияние ее в кинематографическом мире все увеличивалось.

Выраженная в «Оскарах» благосклонность американских киноакадемиков способна мгновенно изменить судьбу лауреата, в разы увеличивая размер гонорара и число заманчивых творческих предложений.

Кстати, «Оскаром» премию официально назвали только в 1939 г., и никто толком не знает, как это название возникло. Согласно наиболее распространенной голливудской легенде, некая Маргарет Херрик, тогдашний исполнительный директор церемонии, взглянув на статуэтку, воскликнула: «Как же он похож на моего дядюшку Оскара!». Журналисты реплику подхватили, и с легкой руки Маргарет «Оскар» стал «Оскаром». Кем бы ни был дядюшка мисс Херрик, а художник студии Метро Голдвин Майер Седрик Гибонс при создании статуэтки имел в виду рыцаря. Двумя руками он держит меч, который упирается в землю и стоит на бобине с кинопленкой, с пятью делениями (количество отделений в Киноакадемии). Вот из-за этого-то дядюшки-рыцаря весом в 3,8 килограмма киношники вот уже 77 лет готовы практически на все.

По регламенту, чтобы попасть в число кинокартин, имеющих право претендовать на «Оскар», фильм должен идти хотя бы в одном кинотеатре Лос-Анджелеса в течение 7 дней, но не позднее 31 декабря каждого года. Затем 10 января списки фильмов, получивших право вступить в борьбу за «Оскар» и разбитых по номинациям, на которые они могут претендовать, рассылаются членам Академии (всего около 6000 человек, возглавляемых избираемым президентом Академии). Они должны указать не более пяти фильмов в каждой номинации и отослать обратно не позднее 29 января. В середине февраля, исходя из этих списков, объявляются номинации на «Оскар» и создаются т.н. «финальные списки». В этих списках члены Академии отмечают по одному фильму в каждой номинации. И, по результатам списков, в конце марта на торжественной церемонии вручения «Оскаров», объявляются победители.
Но это по регламенту. 

На деле, «Оскар» всегда был и остается премией ангажированной, консервативной и политически корректной. Ни разу не получил «Оскара» великий Альфред Хичкок, аутсайдером премии стал «Таксист» Мартина Скорсезе, покоривший Каннский фестиваль и весь мир. Академики, плоть от плоти Голливуда, любят, во-первых, большой голливудский стиль, а, во-вторых, разумное-доброе-вечное. Поэтому порой важнее знать, кто на «Оскара» номинировался, чем, кто его в итоге получил (тут помимо наличия таланта возникает масса побочных обстоятельств – «политкорректный» цвет кожи, уже получал в прошлом году, живет на соседней вилле). Или кого вообще не номинировали.

В этом году лучшим фильмом академики признали «Девушку на миллион долларов». Клинт Иствуд (помимо прочего известный исключительно хорошим реноме в Голливуде и отличными отношениями с академиками) сделал не в меру трогательный «общечеловеческий» фильм о девушке-боксере. Иствуд с ковбойской ловкостью увел своих «Оскаров» за «Лучшую режиссуру» и «Лучший фильм года» прямо из-под носа у Мартина Скорсезе, чей «Авиатор» оставался фаворитом церемонии.

 «Девушка на миллион долларов» принесла успех и сыгравшим в картине актерам. Без преувеличения великий актер Морган Фриман получил награду в номинации «Роль второго плана». Исполнительница главной роли в «Девушке…» Хилари Суонк получила в этот раз в комплект к «Золотому глобусу» своего второго «Оскара» (первая награда досталась ей за роль в картине «Мальчики не плачут»). Хилари Суонк очень сильная актриса, хоть и несколько однообразная – ее работа в «Девушке…» бесспорно хороша, но актриса явно самоповторяется. Зато потрясающая Аннет Беннинг, номинированная за главную роль в «Будучи Джулией» по Сомерсету Моэму (в нашем прокате – «Театр»), осталась в этом году без награды. У миссис Битти уже есть золотая статуэтка за «Красоту по-американски» (Аннет Беннинг ко всем своим прочим достоинствам, жена Уорена Битти – голливудского секс-символа после культового «Бонни и Клайд»), но новая работа актрисы демонстрирует новые грани дарования актрисы и, конечно, заслуживает «Оскара».

Поражение «Авиатора» стало главной сенсацией 77-й церемонии, хотя и прогнозировалось многими, в том числе "Полит.ру". В последнее время вся околокиношная тусовка судачила о том, что у Мартина Скорсезе до сих пор нет «Оскара» – и это форменное безобразие. В свое время академики обошли вниманием «Таксиста» или «Бешеного Быка», но премировать затянутого «Авиатора» из запоздалого раскаяния – было бы не самым объективным решением. Академики в этот раз решили проявить объективность и предпочли дорогостоящему жизнеописанию Говарда Хьюза скромненькую «Девушку…». В вечной оскаровской борьбе большого голливудского стиля и общечеловеческих идеалов в этом году победили идеалы. Впрочем, номинированный аж по 11 номинациям «Авиатор» все же получил 5 статуэток: за работу оператора, художника, художника по костюмам, монтаж, и «Женскую роль второго плана» в исполнении блистательной Кейт Бланшетт. В случае с «Авиатором» неожиданнее всего поражение Леонардо Ди Каприо, который сыграл сложнейшую роль Хьюза и из хорошенького любимца несовершеннолетних девочек перешел в новое актерское качество. Чернокожий актер Джейми Фокс, получивший «Оскара» за роль Рэя Чарльза в биографической ленте «Рэй», конечно, тоже заслужил свою золотую статуэтку, но Ассоциация Иностранной Прессы при раздаче «Золотых Глобусов» решила эту дилемму остроумней академиков – Ди Каприо получил награду за «Лучшую мужскую роль», а Фокс за «Лучшую мужскую роль второго плана» в фильме «Соучастник». При оскаровском же раскладе  не оставляют мысли о политически корректном решении.

То что «раздача Оскаров» стабильно поражает своим размахом, стало уже привычным. Конечно, бюджет церемонии в российских условиях до сих пор кажется астрономическим (если даже подарочная корзина каждому номинанту и человеку, вручающему «Оскар» стоит более ста тысяч долларов каждая), однако дело не только в бюджете, но и в его освоении. Церемония, которая последние годы проходит в Kodak Theatre, замечательно срежиссирована, отрепетирована и разворачивается с четкостью швейцарского часового механизма. В этом году впервые попробовал себя в качестве ведущего известный американский комик Крис Рок. Организаторы премии не скрывали своего беспокойства по поводу непредсказуемых шуточек Криса, и даже транслировали премию с опозданием на 7 секунд – кабы чего не вышло. Крис Рок, конечно, не удержался и в весьма вольной форме прокомментировал политику Джорджа Буша, но в остальном ведущему удалось главное – его конферанс был очень смешным и по-настоящему остроумным.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.