3 июня 2024, понедельник, 03:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 февраля 2005, 17:42

Сирия как союзник России

Специалист Центра АСТ (Анализ стратегий и технологий) Руслан Алиев проанализировал в статье "Характеристика рынка вооружений Сирии" в журнале "Экспорт вооружений" N3 2004 перспективность для России сирийского рынка. Статья любезно предоставлена "Полит.ру" Центром АСТ.

Экономика Сирийской Арабской Республики яв­ля­ется плановой (применяется система пятиле­ток), большая часть экономически активного на­селения занята в государственных предприятиях и сельских кооперативах, хотя имеется и значи­тельный част­ный сектор. Вся политическая власть в стране мо­нополизирована Партией араб­ского социалистичес­кого возрождения (ПАСВ)1, представители кото­рой жестко контро­лируют всю экономическую деятельность, ре­зультатом чего явились бюрокра­тия и корруп­ция. Традиционно большим влиянием пользу­ются военные (страна c момента прихода к вла­сти баасистов в 1963 году живет в режиме воен­ного положения).

К моменту прихода к власти Башара Асада, из­бранного на этот пост после смерти его отца, пре­зидента Хафеза Асада, Сирия находилась в до­вольно тяжелом экономическом положении. Темпы экономического роста в 1999 году были отрица­тельными, нефтедобыча падала, быстро увеличи­валась демографическая нагрузка, уро­вень безра­ботицы достигал 20%. В связи с этим с 2000 года проводятся реформы с целью модерни­зации эко­номики и ограниченной либерализации общест­венно-политической жизни Сирии. Так, в 2001 году было разрешено создание частных банков и основана фондовая биржа. Это вызвало некоторое оживление экономики, хотя вследст­вие высокой рождаемости размер ВВП на душу населения про­должает стагнировать.

Стремясь добиться ускорения экономического роста и сохранения политической стабильности, сирийское правительство приступило в послед­ние годы к реализации широкой программы го­сударст­венных инвестиций, финансируя ее в значительной мере за счет роста дефицита гос­бюджета, заплани­рованного на 2004 год в раз­мере 18% ВВП (объем расходов в бюджете вдвое превысит доходы). При этом инфляция удержи­вается под контролем за счет сохранения основ жесткого госрегулирования экономики2.

Новые серьезные вызовы экономике и политиче­с­кой системе Сирии возникли в связи с иракским кризисом. "Освобождение" иракских курдов со­здало напряженную ситуацию и в приграничных районах Сирии с курдским населением. В конце марта 2003 года экспортные поступления в си­рий­ский бюджет резко сократились, так как из-за на­чавшихся в Ираке боевых действий пере­стал дей­ствовать нефтепровод, связывающий Сирию и Ирак. В связи с этим рост ВВП в 2003 году ока­зался на крайне низком уровне в 1,8% вместо за­планированных 3,5%.

В Сирии хотя и в относительно небольших объ­е­мах, но ведется добыча нефти – в среднем в объ­еме порядка 0,52 млн баррелей в день, из ко­торых примерно 0,3 млн баррелей в день экспор­тируется, кроме того, через Сирию по нефтепро­воду из Ирака проходит на вывоз в сутки при­мерно 0,2 млн баррелей иракской нефти. Экс­порт нефти обеспечивает, по оценкам, порядка 40 – 50% до­ходной части бюджета страны3. До­быча ведется при содействии крупных западных нефтегазовых корпораций. В настоящее время предпринимаются меры по увеличению разведки и разработки собст­венных нефтяных и газовых месторождений, в том числе и с иностранным участием (включая россий­ские компании). В ап­реле 2004 года министр неф­тяной промышленно­сти Ибрагим Хаддад заявил, что не видит пре­пятствий для инвестирования иранскими нефтя­ными компаниями в эти проекты.

Сирия ищет партнеров как среди ближайших со­се­дей (Иран, Турция), так и в дальнем зарубе­жье. Основными внешнеторговыми партнерами в 2002 году являлись Италия (8,3% оборота внеш­ней тор­говли), Германия (7,4%), КНР (5,7%), Южная Корея (4,8%) и Франция (4,6%)4.

Внешние и внутренние угрозы

После подавления в 1982 году восстания ислам­ских фундаменталистов открытых внутренних уг­роз политической системе Сирии, характеризу­емой зарубежными обозревателями как "одна из самых авторитарных на Ближнем Востоке"5, не было. Вся общественно-политическая деятель­ность контроли­руется ПАСВ, даже в рамках На­ционального про­грессивного фронта (коалиция сотрудничающих под эгидой ПАСВ партий, включая коммунистиче­скую) только три из ше­сти его участников имеют право издавать свои газеты. Однако организованные предположи­тельно исламистами взрывы в Дамаске в апреле 2004 года, как и беспорядки в населенном кур­дами городе Эль-Камышлы в марте, а также ак­тивизировавшаяся в последние несколько лет де­ятельность политических диссидентов позволяют усомниться во внутренней стабильности нынешнего режима в Сирии.

Серьезным потенциальным фактором возможных внутренних проблем является доминирование во властных структурах Сирии алавитского меньшинства, занимающего ключевые позиции в государственных и административных органах, армии и ПАСВ, в то время как большинство населения страны (74 %) составляют сунниты.

Отношения Сирии с ближайшими соседями с те­чением времени становятся все более и более сложными. Страна по-прежнему находится в со­стоянии войны с Израилем, и подписания мир­ного договора пока не предвидится. Мирному процессу мешают два острых вопроса: проблема Голанских высот и деятельность боевиков "Хез­болла" на юге Ливана.

Голанские высоты, имеющие чрезвычайно важ­ное стратегическое значение для обеих стран, сейчас оккупированы Израилем, там проживают около 20 тысяч еврейских поселенцев при вдвое большем количестве арабов.

Боевики организации "Хезболла" действуют на юге Ливана с середины восьмидесятых годов. Основную поддержку они получают из Ирана, однако Сирия не препятствует поставкам через свою территорию и боевым действиям, заявляя, что "Хезболла" ведет национально-освободитель­ную борьбу с израильской оккупацией. Учиты­вая деятельность боевиков на палестинском на­правлении, Израиль обвиняет Сирию в пособни­честве терроризму. Кроме того, один из поводов для включения Сирии в список стран-изгоев и наложения санкций со стороны США – это отказ признать тот факт, что в Дамаске находятся штаб-квартиры палестинских и ливанских терро­ристических организаций6. После начала парти­занской войны против сил США и их союзников в Ираке отношения Сирии с США обострились еще больше, поскольку американцы обвиняют Сирию в поддержке с сирийской территории действий иракских повстанцев и вообще в "не­участии в борьбе с терроризмом". США неодно­кратно выступали с угрозами в адрес Сирии, а 11 мая 2004 года президент Дж. Буш объявил о введении против Сирии экономических санкций. Значительным фактором сохранения напряжен­ности в отношениях Сирии с США и Израилем остается продолжающееся присутствие контин­гента сирийских войск в Ливане.

В основе военной доктрины САР традиционно лежит нацеленность на Израиль в качестве глав­ного противника. Вопрос вооруженного противо­стояния с Ираком после начала оккупации этой страны США фактически отпал. Доктрина, судя по всему, не исключает и возникновения воору­женных конфликтов с Турцией. Двусторонние отношения с Турцией в последние годы обостри­лись. Турция не без оснований обвиняет Сирию в поддержке курдских сепаратистов. Сирия не признает передачу в 1939 году Францией терри­тории Искендеруна, населенной курдами и ара­бами, Турции. Оценивая серьезность противо­стояния и возможность возникновения воору­женного противостояния, следует помнить, что с помощью каскада плотин на Евфрате Турция ис­пользует возможность давления на Ирак и Си­рию, регулируя водозабор7. Пока что Сирия це­ленаправленно не идет на обострение конфликта, отдавая приоритет проблеме Голан и пристально следя за развитием ситуации в Ираке. В целом внешнеполитическое положение Сирии является в настоящее время напряженным и может быть охарактеризовано близким к "осадному". Поло­жение для САР усугубляется явным упадком си­рийского военного потенциала в последние пол­тора десятилетия.

Военно-экономические показатели

На протяжении длительного периода Сирия пользовалась значительной экономической и во­енной поддержкой Советского Союза, что позво­лило ей создать одну из наиболее мощных и тех­нически оснащенных армий в регионе. Распад СССР не только оставил Сирии громадный внешний долг перед государством – правопреем­ником Советского Союза (РФ), исчисляемый примерно в 14 млрд долл.8, но и практически лишил Сирию возможности модернизировать в сколько-нибудь значимых размерах свой обшир­ный арсенал – все оборонные ресурсы страны уходили и продолжают уходить, судя по всему, на поддержание боеготовности имеющихся сил. Со второй половины 1990-х годов Сирия была вынуждена постепенно сокращать численность личного состава вооруженных сил, а также вы­вести в резерв и на хранение часть полностью устаревшей боевой техники. В настоящее время прилагаются огромные усилия, чтобы поддержи­вать в боеспособном состоянии парк остающегося вооружения и боевой техники.

Военная промышленность страны развита слабо. В основном она представлена предприятиями по производству боеприпасов и ремонту боевой тех­ники, построенными в 1970–1980 годах с помо­щью СССР и стран социалистического лагеря. Это связано с тем, что ранее все вооружения Си­рия получала в избытке от СССР.

Согласно оценкам министерства обороны США, в САР ведутся работы по созданию химического оружия и менее активно – биологического. Си­рия регулярно отрицает эти обвинения9. Тем не ме­нее израильские источники считают Сирию се­годня обладателем наиболее крупного химичес­кого арсенала на Ближнем Востоке, полагая, что сирийцы тем самым пытаются дать своего рода "ответ" на израильский ядерный потенциал10.

Официальные военные расходы Сирии послед­ние годы держатся на уровне порядка 920 млн долларов США в год (эта цифра фигурировала и в 2002 году, что дает 13 % расходной части бю­джета)11. Реально, по западным оценкам, воен­ные расходы Сирии составляли в том же 2002 году порядка 1,9 млрд долл.12 Арабский валют­ный фонд (AMF) приводит еще более высокие цифры, считая, что в 2001 году Сирия потратила на военные нужды 34,5 % расходов бюджета, или более 2 млрд долл.13

Вооруженные силы

Вооруженные силы Сирии состоят из сухопут­ных войск, военно-воздушных сил и войск ПВО, военно-морских сил. Общая численность воору­женных сил САР, по наиболее достоверным со­временным оценкам, составляет примерно 320 тыс человек. В резерве насчитывается от 350 до 360 тыс человек, из которых от 250 до 280 тыс приписаны к сухопутным войскам. Комплекто­вание ведется по призыву сроком на 30 месяцев. Мобилизационные ресурсы САР составляют 4 млн человек, в т. ч. годных к военной службе 2,3 млн.14

Сухопутные войска Сирии имеют численность, по разным данным, от 215 до 220 тыс человек (некоторые источники дают оценки до 300 тыс чел,15 что представляется устаревшими сведени­ями), из которых порядка 175 тыс являются во­еннослужащими срочной службы. Включают три управления армейских корпусов (1-й и 2-й нахо­дятся на линии соприкосновения с Израилем, 3-й отвечает за приморское, турецкое и иракское на­правления), 12 дивизий (7 бронетанковых, 3 ме­ханизированные, 1 специального назначения, 1 бронетанковая Республиканской гвардии), 12 или 13 отдельных бригад (3 или 4 механизиро­ванные, 1 пограничная ("пустынная"), 3 ракет­ные (по одной с ракетными комплексами "Луна-М", "Точка" и Scud), 1 ракетно-артиллерийская береговой обороны, 2 артиллерийские, 2 проти­вотанковые), 10 полков спецназа, 1 отдельный танковый полк. Кроме того, имеются резервные компоненты, включающие резервную бронетан­ковую дивизию и до 30 отдельных резервных пехотных полков (на базе которых в военное время предполагается развертывание двух мото­пехотных дивизий и значительного числа от­дельных пехотных бригад). Структура и органи­зация частей и соединений сухопутных войск Сирии близки таковым Советской Армии 1970 – 1980-х годов.

Основная группировка сухопутных войск (в ча­стности, все 12 регулярных дивизий) сосредото­чена в южной части страны, в районах, непосред­ственно прилегающих к линии прекращения огня с Израилем. После заключения соглашения о пе­ремирии с Израилем от мая 1974 года Сирия может иметь в зоне 0 – 10 км от линии прекра­щения огня до 6000 солдат и офицеров, 75 тан­ков и 36 орудий калибром до 122 мм включи­тельно. В зоне 10-20 км ограничений на число личного состава нет, а что касается техники, то там можно иметь до 450 танков и 163 артилле­рийских орудия. Между Голанскими высотами и Дамаском сирийцы построили три линии обо­роны (первая в 10 км от линии прекращения огня), включающие полевые и долговременные укрепления, минные поля и вкопанные танки и орудия, большое количество ПТРК. Артилле­рийские части, дислоцированные между Дамас­ком и Голанами, имеют на вооружении до 1200 танков Т-54/55, используемых как неподвижные огневые точки, более 100 122-мм орудий А-19 и до 50 152-мм МЛ-20, до 300 противотанковых орудий, в т.ч. 85-мм Д-44 и 100-мм Т-12. В рай­оне базируются дивизия спецназа, две артилле­рийские и две противотанковые бригады. Сис­тема обороны прикрыта мощными силами ПВО16.

Военно-воздушные силы и войска ПВО Сирии насчитывают около 100 тыс человек (из них до 60 тыс – в командовании ПВО). Всего в ВВС насчитывается порядка 27 эскадрилий боевой авиации, 4 эскадрильи транспортных самолетов, 11 учебных эскадрилий и до 13 эскадрилий вер­толетов. Для базирования в мирное время ис­пользуется 21 аэродром. Командование ПВО включает две дивизии, объединяющие 25 бригад ПВО, 2 отдельных полка ЗРК С-200ВЭ и радио­технические части.17

Военно-морские силы Сирии немногочисленны и имеют порядка 4000 чел личного состава.

Количество вооружения и боевой техники, нахо­дящегося к настоящему времени в вооруженных силах Сирии, оценивается различными иност­ранными источниками весьма по-разному. Дан­ные из наиболее авторитетных справочников сведены в соответствующую таблицу (см. табл. 2). Следует с осторожностью подходить к этим све­дениям, помня об их крайней приблизительно­сти, что связано как с высокой закрытостью Си­рии как государства, так и с не­ясностью относи­тельно реального количества техники, остаю­щейся на вооружении у сирийцев после длитель­ного периода отсутствия обновле­ния, модерниза­ции, а зачастую и полноценного технического обслуживания материальной части. По большин­ству оценок, немалая часть фигури­рующего в таблице вооружения к настоящему времени пре­бывает в малобоеспособном состоя­нии, находится в резерве или на хранении, а то и попросту уже списана.

Прочие военизированные формирования

·               Жандармерия – 8000 человек (в составе МВД).

·               "Рабочая милиция" (она же "Народная Ар­мия") – вооруженное ополчение ПАСВ числен­ностью до 100 тыс чел (некоторые израильские источники дают оценки даже в 400 тыс чел).

·               "Армия освобождения Палестины" – полно­стью контролируемая Сирией палестинская во­оруженная группировка численностью примерно в 4500 человек с сирийскими офицерами и со­ветниками. Имеет две бригады (частично в Си­рии, частично в Ливане, в районе долины Бекаа и Триполи), на вооружении до 100 танков Т-54/55, 105, 122 и 152-мм орудия, РСЗО, ПТРК, ПЗРК18.

Пограничная охрана численностью до 2000 чело­век входит в состав сухопутных войск. Всего в Си­рии, по западным данным, насчитывается до 15 различных специальных служб, занимаю­щихся как обеспечением внутренней безопасно­сти ре­жима и государства, так и ведением раз­ведки за пределами страны19.

Российское военное присутствие в Сирии пред­ставлено в настоящее время пунктом матери­ально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе, действующим с 1988 года – фактически, послед­ним из оставшихся военных объектов России за пределами СНГ. Там постоянно находится пла­вучая мастерская ВМФ России, осуществляющая ремонт как российских, так и сирийских кораб­лей и катеров. Смена судна – каждые 6–8 месяцев.

По западным данным, в вооруженных силах САР продолжают находиться до 150 российских военных советников и специалистов, большей ча­стью в войсках ПВО20.

Программы закупок вооружений

Удручающее положение с материальной частью и техническим уровнем оснащения вооруженных сил делает сегодня для Сирии чрезвы­чайно акту­альной задачу модернизации парка вооружений. По российским оценкам, до 80% вооружения и военной техники, имеющихся в вооруженных силах САР, требует модернизации или замены на современные образцы21. Хотя, по сообщениям отечественной печати, Сирия наме­рена израсхо­довать на перевооружение и модер­низацию ар­мии в течение ближайших пяти лет более 2 млрд долл.22, однако реально по сей день сирийская активность в качестве потреби­теля на мировом рынке вооружений носит доста­точно ограничен­ный характер, что объясняется, видимо, острой нехваткой средств.

При этом сирийцы начиная с 1990-х гг. предпри­нимают усилия для диверсификации источников вооружений, уже не ориентируясь в этом во­просе исключительно на Москву (чему также способствовали длительные разногласия с РФ по поводу сирийской задолженности бывшему СССР). В 1998 году был заключен контракт с итальянской фирмой Galileo Avionics на сумму примерно в 266 млн евро на осуществление 17 проектов по модернизации техники сухопутных войск Сирии,23 причем основной программой стала завершенная к августу 2003 года модерни­зация 122 танков Т-72 с оснащением их разрабо­танной Galileo новой системой управления огнем TURMS-T, оборудованием для возможности стрельбы российскими управляемыми снарядами "Рефлекс", а также дополнительной защитой24. Ранее, в конце 1996 года, Сирия подписала еще более крупный контракт стоимостью порядка 800 млн долл. на модернизацию своих Т-72 с южноа­фриканской фирмой Denel, однако под давле­нием США правительство ЮАР не дало разре­шения на реализацию этой сделки25.

В 1990-е годы с целью поддержания своего арсе­нала вооружения советского производства Сирия довольно активно производила закупку анало­гичных образцов, запчастей, комплектующих и боеприпасов в разных странах, имеющих такую же технику. Наиболее тесное коммерческое со­трудничество в этой связи было установлено с Украиной. В конце 1997 года с Украиной было достигнуто соглашение о модернизации 200 си­рийских танков Т-55 в вариант Т-55МВ, а после его успешной реализации – на модернизацию 300 Т-72, при этом общая сумма этих контрактов оценивалась примерно в 250 млн долл.26 В конце 2003 года западные источники сообщали о приобретении сирийцами в Белоруссии партии ПЗРК "Игла-1" стоимостью в 30 млн долл.27 Из­вестно о сотрудничестве Сирии с Ираном, КНР и КНДР в области создания ракетного оружия, в частности, по организации производства в САР модифицированных вариантов оперативно-такти­ческих ракет Р-17/Р-300 (более известных как Scud) с увеличенной дальностью стрельбы. По израильским данным, 23 сентября 2000 года в Сирии был произведен испытательный запуск ракеты с дальностью полета до 600 км, класси­фицируемой как Scud D и либо созданной с по­мощью КНДР, либо прямо полученной оттуда. Ранее, в 1990-е годы, из Северной Кореи в Сирию были поставлены ракеты Scud C28.

Однако бесспорно, что все эти мероприятия но­сят заведомо ограниченный характер и неспо­собны решить задачу комплексного технического перевооружения вооруженных сил САР, осо­бенно на фоне происходящей в настоящее время очередной "революции в военном деле". Ограни­ченность финансовых ресурсов страны и необхо­димость выделять львиную долю средств воен­ного бюджета на содержание и обеспечение бое­вой готовности имеющихся вооружений делают чрезвычайно актуальной задачу особо тщатель­ной оценки ре­шений по закупке вооружения и военной тех­ники за рубежом с целью достижения макси­мальной отдачи на вложенные средства.

Военно-техническое сотрудничество с Россией

Военно-техническое сотрудничество СССР и Си­рии началось в 1956 году. Всего Советский Союз поставил для сирийских вооруженных сил во­оружений и военного имущества на общую сумму более 26 млрд долл. После разрыва тесных от­ношений между СССР и Египтом Сирия к 1980 годам приобрела статус наиболее крупного зару­бежного получателя советской военной техники. В СССР были подготовлены многочисленные сирийские военные кадры (более 9,5 тыс чело­век). В Сирии в качестве военных советников и специалистов побывали около 14 тыс советских военных. На сегодняшний день сирийская ар­мия более чем на 90% оснащена военной техни­кой советского и российского производства.

После распада СССР военно-технические связи РФ с Сирией на некоторое время оказались практически замороженными, в том числе по причине разногласий о судьбе сирийской задол­женности Советскому Союзу. Своего рода "по­следним аккордом" советско-сирийского военно-технического сотрудничества стала поставка 300 танков Т-72А стоимостью около 270 млн долл., произведенная уже в 1992–1993 годах. В резуль­тате объем поставок Дамаску военной техники и запасных частей к ней по контрактам ГК "Росво­оружение" в 1996 году составил всего 1,3 млн долл., в 1997 году – один миллион долл.

В конечном счете Москва приняла решение о прекращении увязки военно-технического со­трудничества с проблемой сирийского долга. Для расширения военных поставок стороны об­разовали межправительственную российско-си­рийскую комиссию по ВТС. В декабре 1996 года комиссия согласовала условия расчетов за по­ставку специмущества и оказание технического содействия. В соответствии с достигнутыми дого­воренностями Россия обязалась поставить в Си­рию крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, а также патроны к ним, выстрелы с управ­ляемой ракетой 9М117М "Бастион"/"Шексна", ракеты 9М113 к ПТРК "Конкурс", боеприпасы ПГ-7ВЛ к гранатомету РПГ-7, партию гранато­метов РПГ-29 с ночными прицелами. Кроме того, российские специалисты должны были провести комплексную модернизацию сирийских танков Т-72 и Т-55, оснастив их комплексами управляе­мого вооружения и дополнительной защитой. Общий объем контрактов оценивался примерно в 1 млрд долл. 32, однако полнота их реализации неясна.

В 1998 году тульское Конструкторское бюро приборостроения провело переговоры и подпи­сало контракт на изготовление и поставку Сирии в 1998–1999 годах ПТРК 9К133 "Корнет-Э" на сумму 65 млн долл. (включает поставку до 50 ПУ и 1000 ПТУР) и 9К115-2 "Метис-М" на сумму 73 млн долл. (оценочно – до 100 ПУ и до 2000 ПТУР). Западные источники заявляют также о поставках в Сирию тем же экспортером до 2000 выстрелов с управляемой ракетой 9М117М "Бастион", а также о получении си­рийцами ракет 9М119 "Рефлекс".

В ходе визита в Сирию в ноябре 1998 года мини­стра обороны России Игоря Сергеева удалось решить проблему реструктуризации сирийского долга России (оцененного окончательно в 7 млрд долл.). При этом, по сообщениям печати, велись переговоры о возможных поставках в Сирию тан­ков Т-80У, истребителей Су-27, а также ЗРК С-300, однако, видимо, здесь все так и осталось на уровне разговоров.

Следует отметить, что сообщения о якобы уже осуществленных поставках в Сирию истребите­лей Су-27, МиГ-29СМТ и ЗРК С-300ПМУ1 по­стоянно появляются в иностранной печати с конца 1990-х годов, хотя их недостоверность очевидна. Как представляется, Москва под дав­лением США вряд ли согласится продать такие системы сирийцам.

Визит в Россию министра обороны Сирии Мус­тафы Тласа в мае 2001 года также должен был способствовать развитию военно-технического сотрудничества двух стран. Как сообщала пресса, подписанный в Москве документ факти­чески позволял Сирии перестроить свою ар­мию. Предполагалось провести работы по мо­дернизации всего бронетанкового парка Сирии, а также по совершенствованию системы ПВО. Предполагалось, что Сирия будет закупать самое современное российское вооружение, что вы­звало озабоченность Израиля и США. Однако в результате ответных мер со стороны США, инициированных Израилем, российские пред­приятия ОПК заморозили сотрудничество с Си­рией, в первую очередь в области систем ПВО. Так, в октябре 2002 года премьер-министр Изра­иля Ариэль Шарон сообщил комитету по иност­ранным делам и обороне Кнессета, что РФ отка­залась от продажи Сирии ПЗРК "Игла".

Выводы

Сирия является естественным партнером России по ВТС. Однако до сих пор это сотрудничество не получило значительного развития и после ко­роткого оживления в конце 1990-х годов, по­хоже, снова стагнирует. Решающими факторами такого развития событий являются, с одной сто­роны, недостаточно высокая платежеспособность сирийской стороны, вынужденной направлять основное количество средств, выделяемых на оборону, на содержание существующих воору­женных сил, а с другой стороны – политические ограничения на военное сотрудничество с Сирией вследствие резко негативного отношения к этому США. История попыток возобновления продажи российского вооружения Сирии наглядно пока­зывает существование значительных внешних ог­раничений как в сфере военно-технического со­трудничества РФ с другими государствами, так и в области внешней политики России вообще.

Сирия сталкивается сегодня с серьезнейшими внешними вызовами своей национальной безо­пасности, находясь фактически во враждебном окружении, подвергаясь жесткому давлению со стороны США и фундаментальной военной уг­розе со стороны Израиля с его высокобоеспособ­ными и высокотехнологичными вооруженными силами. Эти вызовы, к несчастью для Дамаска, совпадают с периодом длительной деградации сирийских вооруженных сил, лишившихся после 1991 года своего главного спонсора в лице СССР и на протяжении длительного времени практиче­ски лишенных возможности получать в сколько-нибудь значимых количествах новую боевую технику. В результате Сирия испытывает ост­рейшую потребность в технической модерниза­ции своей большой и быстро устаревающей ар­мии. Все это делает Сирию по-прежнему серьез­ным потенциальным рынком вооружений, в том числе и для российских экспортеров. Однако ре­ализация этих возможностей на сирийском на­правлении для российской стороны будет очень непростой и неизбежно сопряженной с высокими рисками и проблемами, в первую очередь в по­литической области. Не следует также забывать, что даже при их преодолении возможные сирий­ские контракты отнюдь не будут гарантированы для российских производителей в силу явного стремления Сирии к диверсификации в области закупок вооружения и военной техники.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.