3 июня 2024, понедельник, 10:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 февраля 2005, 05:19

С образованием россиян не все хорошо

Центр демографии и экологии человека
Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
ДЕМОСКОП Weekly

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ БЮЛЛЕТЕНЯ
«НАСЕЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВО»

117418, Москва, Нахимовский пр-т, д. 47, ИНП РАН;
Телефон (095) 332-4289; Факс (095) 718-9771

В ходе переписи россиян спросили об их образовании

Неизвестный художник. М.В. Ломоносов. XVIII век

В ходе всех российских переписей населению задавались вопросы об образовании. Их направленность постепенно изменялась — от выяснения уровня грамотности населения до определения его образовательного ценза (уровня) и охвата различными образовательными программами. Изменялись и сами понятия уровней образования и образовательных программ. Как правило, уровни образования отождествляются с окончанием учебных заведений определенного типа или сроками обучения в них.

Вопросы переписи 2002 года об образовании при были сформулированы в соответствии с содержанием образовательных программ, предусмотренных Законом Российской Федерации 1996 года «Об образовании». Они подразделяются на общеобразовательные (дошкольного, начального, основного и среднего полного образования) и профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского образования). Этим законом установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы), достижение каждого из которых удостоверяется соответствующим документом:

  1. основное общее образование;
  2. среднее (полное) общее образование;
  3. начальное профессиональное образование;
  4. среднее профессиональное образование;
  5. высшее профессиональное образование;
  6. послевузовское профессиональное образование.

Однако далеко не все группы населения (прежде всего, старшие поколения родившихся до 40-х годов прошлого века) достигают и самого первого, обязательного уровня образования (основного общего). Лицам, окончившим лишь начальную общеобразовательную школу, а также учащимся 4-9 классов общеобразовательных учреждений в ходе переписи населения 2002 г. отмечалось «начальное общее образование».

По существу, программой переписи предусматривалось два основных вопроса: «Учитесь ли Вы в образовательном учреждении?» и «Ваше образование?» Однако на деле, чтобы учесть специфику отдельных возрастных групп и групп по уровню образования, задавалось пять вопросов:

8.1. Для лиц в возрасте 6 лет и старше
Учитесь ли Вы в образовательном учреждении? (школе, училище, колледже, вузе и т.п.)
8.2. Для детей в возрасте 3-9 лет, не посещающих школу
Посещает ли ребенок дошкольное учреждение?
8.3.а Для лиц в возрасте 10 лет и старше
Ваше образование:
начальное общее (начальное)
основное общее (неполное среднее)
среднее (полное) общее
начальное профессиональное (профессионально-техническое)
среднее профессиональное (среднее специальное)
неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее)
высшее профессиональное (высшее)
послевузовское профессиональное
8.3.б Для не имеющих начального общего образования
Умеете ли Вы читать и писать?
да
нет
8.3.в Для лиц в возрасте 15 лет и старше, имеющих образование основное общее и ниже
Окончили ли Вы профессиональное или профессионально-техническое училище?
да
нет

Наиболее существенное отличие от предыдущих переписей населения — наличие вопроса о посещении ребенком 3-9 лет дошкольного образовательного учреждения, который был впервые задан в ходе переписи 2002 года.

Другие отличия носят более частный характер и связаны, в основном, с изменениями в системе образования, произошедшими в 1990-е годы, и с различиями контингентов опрашиваемых. Так, в 1989 году об уровне образования спрашивали относительно лиц 6 лет и старше, в 2002 году — 10 лет и старше. В 2002 году впервые было выделено послевузовское профессиональное образование (аспирантура, ординатура, адъюнктура). Но если его отнести к высшему образованию (как и было раньше), уровни образования, выделявшиеся при прежних переписях и выделенные при переписи 2002 года, можно считать вполне сопоставимыми. Конечно, содержание образовательных программ в последние годы менялось, многие учреждения высшего профессионального образования в настоящее время готовят не только специалистов с дипломом высшего образования, но и бакалавров и магистров, но изменения в  качестве образовательных уровней могут быть выявлены лишь с помощью углубленных специализированных обследований. То же можно сказать об уровне грамотности. Если для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальной становится проблема функциональной неграмотности (литературная, документальная, счетная грамотность), то в России до сих пор используется в основном более простой критерий — умение читать (хотя бы медленно).

В качестве различия между переписями 1989 и 2002 годов можно было бы отметить также то, что вопрос об окончании профессионального технического училища задавался в первой всем лицам 15 лет и старше, а во второй — только тем, у кого уровень образования не превышал среднее (полное) общее образование, что позволяло при разработке выделить группу населения с начальным профессиональным образованием. Число лиц с образованием этого уровня рассчитывается как сумма лиц, окончившихся профессионально-технические училища на базе полного или неполного среднего образования. Среднее профессиональное тождественно среднему специальному, а основное общее — неполному среднему. Эти уточнения позволяют сопоставлять данные переписи 2002 года с данными предыдущих переписей.

Уровень образования растет от когорты к когорте

Традиционно сводным показателем уровня образования населения служит образовательный состав населения 15 лет и старше. Сопоставление его по данным послевоенных переписей населения свидетельствует о неуклонном росте уровня образования населения Российской Федерации (рис. 1). К 2002 году число лиц с высшим образованием достигло 161 на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше [1], против 113 в 1989 году и 27 в 1959 году, с неполным высшим — 31 против 17 и 12 соответственно, со средним профессиональным — 275 против 192 и 58.

Рисунок 1. Распределение населения РФ в возрасте 15 лет и старше по уровням образования, по данным переписей населения, на 1000 человек

За 14 лет между двумя последними переписями число россиян с высшим и средним профессиональным образованием в расчете на 1000 лиц в возрасте 15 лет и старше увеличилось на 145 человек, соответственно потеснив число людей с более низкими уровнями образования. В частности, с 65 до 10 на 1000 снизилось число людей, не имеющих начального образования (в том числе 6 неграмотных), со 129 до 78 на 1000 — число лиц с начальным образованием. Сократилась даже доля лиц со средним полным образованием — до 1989 года она росла.

Снижение доли лиц с более низкими уровнями образования наглядно просматривается при переходе от старших возрастных когорт к младшим (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение по уровням образования населения основных возрастных групп населения в возрасте 15 лет и старше, по данным переписи 2002 года, на 1000 человек соответствующего возраста

Быстрый рост образовательного уровня более молодых поколений очевиден при сравнении их с самыми старшими возрастными когортами (рис. 3). Если среди лиц 70 лет и старше высшее или послевузовское образование получили 86 из 1000 человек, то среди лиц 55-59, получавших профессиональное образование в основном в 1960-е годы, — наибольшее среди всех возрастных групп число — 225. Среди тех, чье профессиональное обучение пришлось на конец 1960-х — 1970-е годы (в момент переписи им было 45-54 года), доля лиц с высшим и послевузовским образованием достигла лишь 204-205, но среди более молодых поколений этот уровень был превышен. В целом можно говорить о стабилизации доли населения 15 лет и старше с высшим образованием на уровне около 22%.

Рисунок 3. Доля лиц, достигших различных уровней (цензов) образования, по данным переписи 2002 года, на 1000 человек соответствующего возраста

Доля лиц с образованием не ниже среднего профессионального — с послевузовским, высшим, неполным высшим и средним профессиональным — устойчиво возрастала от когорты к когорте в течение более продолжительного периода — от 224 на 1000 человек в возрасте 70 лет и старше (поколения, родившиеся до 1933 года) до 624 в возрасте 35-39 лет и 623 в возрасте 30-34 лет (поколения, родившиеся в 1963-1972 годах). В 1970-е годы особенный упор был сделан на расширение сети профессионально-технических училищ, реализовывавших одновременно профессиональные и общеобразовательные программы, что и обусловило рост доли населения со средним профессиональным образованием. В более молодых поколениях доля лиц со средним профессиональным населением заметно ниже. Молодежь предпочитает высшее образование или, по ряду причин, завершает обучение на низких уровнях образования.

Образование не ниже среднего полного (включая все уровни профессионального) образования имеют около 80% населения 30-39 лет. В старших поколениях эта доля быстро снижается — до 288 на 1000 человек 70 лет и старше. Несколько ниже она и среди более молодых поколений — около 75% среди людей 20-29 лет, — которые еще имеют шансы повысить свой образовательный ценз.

И все же положение с российским образованием не так хорошо, как кажется

На фоне долговременной тенденции к росту уровня образования россиян обращает на себя внимание явная приостановка этой позитивной тенденции в последний межпереписной период.

На первый взгляд, данные переписи 2002 года показывают рост уровня образования: из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование выше начального, тогда как по переписи 1989 г. их было 806. Однако этот сдвиг произошел главным образом потому, что — по естественным причинам — из состава взрослого населения выбыли или сократились в численности самые старшие и наименее образованные поколения, родившиеся в начале ХХ века.

В 1989 году население 70 лет и старше было представлено поколениями родившихся в 1919 году и ранее, среди которых 76% имели уровень образования не выше начального. В 2002 году эта группа была представлена родившимися в 1932 году и ранее, среди которых доля завершивших свое обучение на уровне не выше начального сократилась до 47% (рис. 4). Переход ко всеобщему среднему образованию обусловил снижение доли лиц с начальным и более низким образованием — до 10 на 1000 человек в возрасте 30-44 лет.

Рисунок 4. Доля населения с уровнем образования не выше начального в различных возрастных когортах, по данным переписей 1989 и 2002 года, на 1000 человек соответствующего возраста

Одновременно с этим во всех возрастных группах увеличилась доля лиц с высшим образованием (рис. 5). Наибольшие изменения произошли в старших и младших возрастных группах, в которых доля лиц с высшим образованием возросла вдвое и более.

Рисунок 5. Доля населения с высшим образования, по данным переписей 1989 и 2002 года, на 1000 человек соответствующего возраста

В то же время, показатели образования в средних возрастах — 40 лет и моложе — несколько ухудшились (рис. 6). Данные об образовательном составе возрастных групп не показывают существенного роста доли лиц со средним профессиональным и более высоким образованием среди младших поколений. В частности, обращает на себя внимание достаточно многочисленная группа молодежи с уровнем образования не выше начального: 5,8% в возрасте 15-19 лет, 1,7% в возрасте 20-24 года, — социализировавшаяся уже в условиях действия закона об обязательном основном среднем образовании.

Рисунок 6. Число лиц с образованием выше начального на 1000 лиц соответствующего возраста по переписям населения 1989 и 2002 годов

Российские женщины образованнее мужчин

Все переписи населения, проведенные до 1989 года, показывали, что уровень образования мужчин был выше, чем женщин по всем основным показателям. В старших поколениях значительная часть женщин не имела даже начального образования, а доля завершивших профессиональное образование была мала.

Затем положение стало меняться. Правда, и сейчас, согласно результатам переписи 2002 года, по доле населения с уровнем образования не ниже начального мужчины превосходят женщин (995 против 986 на 1000 человек 15 лет и старше соответствующего пола), хотя доля лиц, не имеющих начального образования, и стала минимальной (рис. 7 и 8). Среди женщин удельный вес лиц с образованием не выше начального составлял 105, а среди мужчин — 67.

Однако доля лиц с образованием не ниже среднего полного, начиная с переписи 1989 года, среди женщин превышает соответствующую долю среди мужчин: 533 против 531 на 1000 человек в 1989 году, 656 против 646 в 2002 году.

Более высокая доля лиц с образованием не ниже среднего профессионального отмечалась среди женщин уже по данным переписи 1979 года (225 против 215), причем превышение по доле лиц со средним профессиональным образованием отмечалось еще раньше — начиная с 1970 года. А в 2002 году было отмечена более высокая, чем у мужчин, доля женщин с высшим образованием (166 против 158 на 1000 человек 15 лет и старше).

Рисунок 7. Распределение по уровню образования мужчин в возрасте 15 лет и старше, по данным переписей населения
Рисунок 8. Распределение по уровню образования женщин в возрасте 15 лет и старше, по данным переписей населения

Тенденции более быстрого роста уровня профессионального образования женщин можно проследить и по показателям различных возрастных когорт, сравнив, например, образовательный состав поколения, только что завершившего свое обучение, — 25-29 лет — с поколением их родителей, достигшим возраста 50-54 года (рис. 9).


Рисунок 9. Образовательный состав мужского и женского населения в возрасте 25-29 лет и 50-54 года, по данным переписи 2002 года, на 1000 человек соответствующего пола и возраста

Сейчас уровень образования женщин превышает уровень образования мужчин и по частным показателям образовательного состава (рис. 10-11). Так, по показателю доли лиц с уровнем образования не выше начального женщины превосходят мужчин только в возрастах 65 лет и старше. В поколениях более поздних лет рождения — 1938 года и позже — доля ограничивших свое обучение начальным образованием или даже не получивших его среди мужчин несколько выше, чем среди женщин.

Рисунок 10. Число лиц с уровнем образования не выше начального на 1000 человек соответствующего пола и возраста, по данным переписи 2002 года
Рисунок 11. Число лиц с уровнем образования не ниже высшего на 1000 человек соответствующего пола и возраста, по данным переписи 2002 года

Более высокая доля лиц с высшим образованием среди женщин отмечается в возрастных группах моложе 50 лет. Если среди женщин в возрасте 25-39 лет почти каждая четвертая имеет высшее образование, то среди мужчин тех же возрастов — лишь каждый пятый. Доля получивших высшее образование среди женщин практически неуклонно возрастает от старших к младшим поколениям. Среди мужчин небольшое понижение доли лиц с высшим образованием наблюдается по всем более молодым группам, и «рекорд» поколения 55-59-летних мужчин (родившиеся в военные и первые послевоенные годы) — 230 лиц с высшим образованием на 1000 человек — остается непревзойденным.

В молодых поколениях сельских жителей лиц с профессиональным образованием меньше, чем в поколениях их родителей

Образовательный уровень городского населения, как правило, выше, чем сельского. Это связано с различиями в структуре рабочих мест и характере хозяйственной деятельности, а также с особенностями инфраструктуры образования в городе и селе.

Растет уровень образования и городского, и сельского населения. Но в сельском населении до сих пор значительна доля лиц с образованием не выше начального — 16,7% против 6,0% в городе, — и невысока доля специалистов с уровнем образования ни ниже среднего профессионального — 36,2% против 68,0% (рис. 12).


Рисунок 12. Образовательный состав городского и сельского населения 15 лет и старше, по данным переписей населения, на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше

Наиболее значительно за 1989-2002 годы возросла доля сельского населения со средним профессиональным образованием — со 134 до 214 на 1000 человек 15 лет и старше, или на 60%. Среди городского населения эта доля выше, но рост был меньшим: с 212 до 296, или на 40%.

Доля лиц с высшим образованием увеличилась в городском населении со 136 на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше в 1989 году до 192 в 2002 году (на 41%), а в сельском — с 47 до 72 (на 57%). Кроме того, на селе продолжается рост доли населения со средним полным и средним основным образованием, тогда как в городском населении его относительная численность начала сокращаться.

Сравнение образовательного состава возрастных групп 25-29 и 50-54 лет говорит о тревожной тенденции сокращения доли населения с профессиональным образованием среди сельской молодежи по сравнению не только с городскими сверстниками, но и с сельскими жителями из поколения «родителей» (рис. 13).


Рисунок 13. Образовательный состав городского и сельского населения в возрасте 25-29 лет и 50-54 года, по данным переписи 2002, на 1000 человек соответствующего возраста

Среди сельских жителей обеих возрастных групп заметно меньше, по сравнению с горожанами, доля населения с уровнем образования не ниже среднего профессионального и, напротив, больше доля населения с уровнем образования не выше среднего полного. В возрастной группе 50-54 года лица с уровнем образования не ниже среднего полного составляли на селе 570, а в городе 780 на 1000 человек, а в возрастной группе 25-29 лет — соответственно, 613 и 797. Таким образом, по данному показателю уровень сельской молодежи вырос, по сравнению с поколением родителей, больше чем в городе.

Однако по доле населения с уровнем образования не ниже начального профессионального картина иная. В городе она выше среди молодежи — 774 против 741, а на селе, напротив, ниже — 577 против 610 на 1000 человек. Среди сельской молодежи меньше, чем среди поколения родителей, доля лиц с высшим (95 и 108), средним (256 и 279) и начальным профессиональным (204 против 214) образованием.

По доле лиц крайних образовательных групп картина еще более четкая. По доле лиц с образованием не выше начального сельские жители намного превосходят горожан. Среди молодежи 15-17 она составляет 133 на 1000 человек у сельского населения против 68 у городского. Напротив, удельный вес населения с высшим образованием на селе во всех возрастных группах в несколько раз ниже, чем в городе. При этом, если для городского населения характерна тенденция роста доли лиц с высшим образования, то для сельского — умеренного снижения.


Рисунок 14. Число лиц с образованием не выше начального и с высшим образованием на 1000 человек соответствующего возраста в городском и сельском населении России, по данным переписи 2002

60% маленьких россиян посещают ясли и детские сады, 99% — начальную школу

Впервые при переписи населения 2002 года были получены сведения о дошкольном воспитании детей 3-6 лет. Им охвачено 60% от общего числа детей данного возраста. Доля посещающих дошкольные учреждения возрастает от 63,7% среди детей 3 лет до 70,3% в возрасте 5 лет (рис. 15).

Рисунок 15. Охват детей 3-9 лет программами дошкольного воспитания и общеобразовательного цикла, по данным переписи 2002, на 1000 человек соответствующего возраста

В соответствии с «Законом об образовании», обучение детей в  образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Поэтому в возрасте 6 лет удельный вес посещающих дошкольные учреждения сокращается до 47,0%, а доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях достигает 35,3%. В возрасте 7-9 лет подавляющая часть детей обучается в общеобразовательных учреждениях, более всего — 99,4% — в возрасте 9 лет.

Охват детей 3-9 лет программами дошкольного воспитания и начального общего образования практически не различается в зависимости от пола, но имеет отличия в зависимости от типа населенных мест. Городские дети в большей степени охвачены системой дошкольной воспитания (от 73,3% детей 3-х лет до 80,9% детей в возрасте 5 лет), в сельской местности дети чаще остаются дома — доля посещающих дошкольные учреждения составляет от 43,4% в возрасте 3-х лет до 48,4% в возрасте 5 лет (рис. 16). В то же время сельские дети несколько раньше отправляются на учебу в школу.


Рисунок 16. Охват детей 3-9 лет программами дошкольного воспитания и общеобразовательного цикла в городе и на селе, по данным переписи 2002, на 1000 человек соответствующего возраста

В 10-14 лет, как правило, происходит обучение по образовательным программам основного общего образования. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет, хотя для некоторых категорий обучающихся предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

Эти положения «Закона об образовании» вполне подтверждаются данными переписи об участии населения в образовательных программах разного уровня (рис. 17).

Рисунок 17. Охват населения 10 лет и старше программами общего и профессионального обучения, по данным переписи 2002, на 1000 человек соответствующего возраста

Подавляющая часть детей 10-14 лет являются учащимися общеобразовательных учреждений. По достижении 14-летнего возраста начинается расслоение населения по участию в тех ли иных образовательных программах. В 15-16 лет большая часть подростков продолжают обучение в общеобразовательных учреждениях (10-11 классы), однако часть из них начинает осваивать профессиональные образовательные программы.

Чем старше дети, тем больше различий

Женщины в большей степени охвачены различными образовательными программами. Во всех возрастных группах от 10 до 30 лет доля нигде не учащихся выше среди мужчин, причем особенно значительный перевес наблюдается в возрастах воинского призыва: в возрасте 18 лет не учатся — 380 из каждой тысячи юношей и 266 из тысячи девушек [2], в возрасте 19 лет соответственно 513 юношей и 386, в возрасте 20 лет — 600 и 494.

Девушки чаще получают полное среднее образование в рамках общеобразовательных учреждений, а затем продолжают обучение в учреждениях высшего профессионального обучения. Юноши несколько чаще переходят от обучения по программе основного среднего образования к обучению по программам начального или среднего профессионального образования (рис. 18).


Рисунок 18. Охват мужского и женского населения в возрасте 10 лет и старше программами общего и профессионального обучения, по данным переписи 2002, на 1000 человек соответствующего пола и возраста

Существенные отличия наблюдаются в охвате различными образовательными программами городского и сельского населения. При этом степень охвата молодежи России в целом общеобразовательными программами среднего основного и полного образования практически одинакова и в городе, и на селе. Среди сельской молодежи достаточно высока и доля учащихся в учреждениях среднего профессионального образования. А вот по охвату высшим образованием сельское население сильно уступает городскому (рис. 19). Правда, следует иметь в виду, что высшие учебные заведения располагаются преимущественно в городских поселениях, а учащиеся учебных заведений профессионального образования, проживающие по месту обучения, переписывались по месту их учебы.


Рисунок 19. Охват городского и сельского населения в возрасте 10 лет и старше программами общего и профессионального обучения, по данным переписи 2002, на 1000 человек соответствующего возраста

Что касается регионов Российской Федерации, то менее всего выражены региональные различия в охвате детей 10-14 лет общеобразовательными программами, обеспечивающими получение обязательного среднего основного образования. Доля детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, варьирует от 964 на 1000 детей данного возраста в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе до 993 в Республике Карелия. Часть подростков — от 5 до 34 на 1000 человек 10-14 лет по отдельным регионам нигде не учится. Больше всего детей, не обучающихся в образовательных учреждениях, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Чеченской Республике, Ставропольском крае, Еврейской автономной области, Астраханской области.

Многие молодые люди, получив основное среднее образование, уходят из школы и продолжают обучение по программам профессионального образования. Доля обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования варьирует от 16 в Чеченской республике до 209 в Коми-Пермяцком автономном округе. Медианное значение признака — 136, т.е. в половине регионов почти каждый седьмой подросток 15-16 лет учится в учреждения среднего профессионального образования. Охват программами начального профессионального обучения несколько ниже: в среднем по России 86 на 1000 человек 15-16 лет — от 14 в Чеченской республике до 127 в Архангельской области. Медианное значение данного признака 88. Среди молодежи 15-16 лет довольно высока доля нигде не обучающихся: 68 на 1000 человек в целом по России, а по отдельным регионам — от 26 в Мурманской области до 152 в Чечне. Высокая доля нигде не обучающейся молодежи 15-16 лет в Ингушетии, Усть-Ордынском автономном округе, Читинской, Магаданской, Еврейской автономной области, Корякском и Ненецком автономных округах, Республике Дагестан.

Молодежь 17-21 года в наибольшей степени вовлечена в высшее профессиональное образование — в соответствующих образовательных учреждениях обучается почти каждый третий. По субъектам Российской Федерации доля учащихся в высших профессиональных учреждениях среди молодых людей данного возраста варьирует от 33 в Корякском автономном округе до 526 в Санкт-Петербурге при медианном значении 292. Доля обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования колеблется от 51 в Чеченской Республике до 227 в Коми-Пермяцком автономном округе (медианное значение — 164), а доля обучающихся в учреждениях начального профессионального образования — от 16 в Дагестане до 84 в Республике Тыве (медианное значение — 46). Незначительная часть населения 17-21 года продолжает обучение по общеобразовательной программе. Но все же большая часть — 445 в среднем по России — нигде не учится.

В следующих возрастных группах доля нигде не учащихся быстро становится преобладающей — среди 20-24-летних таких в среднем 830 на 1000 человек, в группе 25-29 лет — 927. Многие из них уже достигли самых высоких образовательных цензов, но некоторая часть завершила свое образование, не достигнув даже низшего образовательного ценза (основного среднего образования).

Примечания

[1] При переписи 2002 года уровень своего образования не указали 1,1% населения РФ, в то время как при переписи 1989 года — лишь сотые доли процента. Далее данные об образовательном составе населения приводятся в расчете на указавших уровень образования.

[2] В целом, по данным переписи 2002 года, нигде не учится 35,2% российской молодежи 18 лет. Для сравнения отметим, что в странах Европейского Союза (Европа-15, т.е. без 10 новых членов, присоединившихся в прошлом году) эта доля составляет около 25%, варьируя от 5% в Швеции, 11% в Финляндии и 15% в Бельгии до 45% в Великобритании. — Education in Europe. Key statistics 2000/01. — Eurostat. Statistics in focus. Theme 3 — 13/2003. Pp. 1-2.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.