3 июня 2024, понедельник, 07:27
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 февраля 2005, 16:22

Первый DAR художественному рынку

“DAR. Русское искусство от авангарда до наших дней. Справочник цен" - название этой книги исчерпывающе раскрывает ее содержание. Томик в мягкой обложке наполовину русско-, наполовину англо- язычный был презентован весьма торжественно - при большом скоплении художественной публики. Организовал и профинансировал его издание давно живущий в России итальянский предприниматель и коллекционер Никола Саворетти. Свое действие он объяснил практическими соображениями, рассказав, что когда он приехал к нам и начал собирать коллекцию, то плохо ориентировался на художественном рынке. Одни советовали ему покупать, что хочется, другие только то, что они советовали. И в том, и в другом случае Саворетти хотелось узнать, какова рыночная стоимость покупаемого им художественного товара, а через несколько лет он был не прочь проверить, насколько удачными, с коммерческой точки зрения, оказались его приобретения. То есть, выросла ли цена на произведения художников, чьи работы он приобретал.

Однако проверить это оказалось весьма затруднительно, потому что никакой официальной информации о том, за сколько продаются работы советских и российских художников и фотографов, не существует. Что совершенный нонсенс, так как за рубежом издание таких справочников и создание их интернет-версий - рутинное дело. Теперь и у нас будет как везде -- ценовой сборник издан, и его обещают обновлять каждый год новыми данными. Соответствующий платный сайт будет вскоре открыт.

Новое справочное издание, над которым работали известные и уважаемые в художественном мире люди, собрал сведения почти о тысяче художников русского и советского искусства. Не все они были фигурантами арт-рынка, поскольку в советский период российской истории работы художников покупались (частными людьми и государством), но вряд ли критерии тогдашнего ценообразования (например, в зависимости от званий «заслуженный» и «народный») сегодня работают.

Сведения о героях сборника – художниках и фотографах – даны самые необходимые: год и место рождения, основные биографические даты, перечень коллекций, в которых находятся работы (это является подтверждением их статуса), самые высокие зафиксированные цены аукционных продаж (топ-сэйлы) и, если таковых не имеется, средние цены на работы в разных техниках, названные самими художниками и их галеристами.

Конечно, прямо на презентации авторы-составители услышали миллион претензий. При самом поверхностном взгляде обнаружились недочеты и ошибки. Смешно, но у первого же по алфавиту художника было неверно указано отчество. Многие достойные имена не были вписаны, хотя сам факт попадания в такой справочник есть признание репутации художника, а другие упомянутые фамилии (особенно не московских и петербургских жителей) были неизвестны даже специалистам. Впрочем, за эти недочеты составители заранее извинились.
Вызвали сомнение и некоторые приведенные цены. Но с этим, за исключением явных ошибок и пропусков (так, у самого знаменитого на западе современного фотографа советского происхождения Бориса Михайлова стоимость работ была не указана вовсе, хотя они регулярно появляются на крупнейших фото-ярмарках), есть проблемы.

Во-первых, галереи не охотно шли на контакт с составителями сборника, поскольку наш художественный рынок предпочитает большей частью оставаться в тени. Налоговая инспекция пугает галеристов как неустанно вьющийся над головой зловещий черный ворон. Впрочем, стремление к закрытости – свойство всех арт и антикварных рынков. Во-вторых, цены, например, на мастеров советского искусства, именно заслуженных и народных, определяются с трудом, поскольку в свободной продаже их почти нет. И цена на работы классика позднего соцреалима Гелия Коржева (10 – 25 тысяч долларов) была приведена по продажам его картин в Америке.

Лучше всего дело обстоит с признанными миром мастерами русского авангарда, чьи работы выставляли на торги крупнейшие аукционные дома. Так ценовой рекорд среди русских художников держит, по сведениям справочника, Василий Кандинский, чья «Фуга» была продана за $19 000 000 (Sotheby's, май 1990 г. Нью-Йорк). Ему уступает Казимир Малевич – $15 000 000 за «Супрематическую композицию» (Филлипс, май 2000, Нью-Йорк). Впрочем, по поводу этой продажи в печати приводилась цифра в 17 миллионов и таким, образом Малевич побеждал Кандинского. Следом за ними идет Марк Шагал – $9 000 000 за «Над городом» (Christie's, май 1990, Нью-Йорк).

Хуже всего (а, иногда, комичнее) дело, как ни странно, обстоит с ныне живущими мастерами, например, фотографами. Вот цена малотиражной фотографии не многим известного Сергея Чиликова, большого, надо заметить хвастуна, чьи снимки находятся только в трех фотоколлекциях, обозначена в 3  тысячи долларов. А цена винтажной фотографии советского классика Аркадия Шайхета, чьи работы хранятся в крупнейших музейных собрания – в 1,5 – 7 тысяч долларов. А лидер по продажам среди отечественных фотографов, понятно, Александр Родченко – его винтажная фотография «Лестница» в мае 1993 года ушла на Christie's за $40 000.

В общем, даже праздное чтение книги “DAR. Русское искусство от авангарда до наших дней. Справочник цен» доставляет интерес и даже удовольствие. О практической же его ценности нет смысла спорить, она – очевидна.

Художественный рынок у нас в стране существует и на глазах развивается, состоятельные люди покупают произведения искусства с целью вложения средств, для удовольствия, развлечения и оформления домов и офисов. Понятно, что перед покупкой они с  интересом осведомятся о том, что стоят их работы-избранники и кто еще приобрел их произведения.                   
        

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.