3 июня 2024, понедельник, 06:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 января 2005, 15:05

Все свои

29 января в Первом павильоне киноконцерна «Мосфильм» прошла торжественная церемония вручения премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орел».

Национальная кинопремия является российским аналогом американской премии «Оскар» и присуждается за достижения в области кинематографии и профессиональный вклад в развитие отечественного и мирового кино по 19 номинациям. Отбор картин для участия в конкурсе проходил в три этапа. Специально созданный экспертный совет, во главе с культурологом и кинокритиком Кириллом Разлоговым, рассмотрел 75 полнометражных игровых, более 50 документальных и 34 анимационных фильма и составил рекомендательный список по всем номинациям. Затем отбор картин из числа рекомендуемых экспертным советом проводился среди всех членов Союза кинематографистов России. На третьем этапе члены Национальной академии путем тайного голосования определили обладателей премии «Золотой Орел» за 2004 год.

"Золотой орел", который до недавнего времени конкурировал с кинопремией «Ника», в этом году окончательно подтвердил свой официальный статус. Помимо президента, по традиции приславшего поздравление в письменной форме, гостей церемонии поздравили члены Европейской киноакадемии, таким образом признав за российской академией, всего пару лет как учрежденной, право на существование. К тому же, как известно, административный и финансовый ресурс, плюс личные связи подчас решают если не все, то очень многое. В прошлом году, чтобы получить почетного «Золотого Орла» «За вклад в мировое искусство», в Москву прилетел Милош Форман, в этом году приз из рук «крестного отца» Национальной кинопремии и своего друга Никиты Михалкова получил великий режиссер Фрэнсис Форд Коппола.

Спонсорская поддержка также помогла «Орлу» стать главной российской кинопремией, наряду со «Святым Георгием» Московского Международного Кинофестиваля, список спонсоров и идейных вдохновителей которого почти идентичен «орловскому». Очень красивые статуэтки (и для «Золотого Орла» и для ММКФ) изготавливает знаменитая ювелирная марка Carrera y Carrera, банкет устраивает Bosco di Ciliegi, а банк «Русский Стандарт» вручает лауреатам «Золотого Орла» пластиковые карты с энной суммой денег. Кроме того, спонсорскую поддержку «Орлу» оказывает ряд достаточно крупных банков. Участие всех этих компаний в финансировании премии объясняется, скорее всего, давними партнерскими отношениями лично с Никитой Михалковым – спонсоры дают деньги конкретно под его имя и слово (тот же «Русский стандарт» традиционно предоставляет и деньги на картах, и моделей для вручения статуэток и водку для банкета), к тому же Михалков, сам будучи знаменитостью мирового масштаба, умеет придать мероприятию должный размах.

Хотя конечно, получить «Золотого Орла», даже в масштабах России, совсем не то же самое, что стать «оскароносцем». Гонорары лауреатов «Оскара» мгновенно увеличиваются в геометрической прогрессии, в России же премия может сделать кинематографиста более известным, но пока не намного более богатым. Тем не менее, принимая во внимание национальные особенности нашего кинематографа и, в частности, кинобизнеса, надо отметить, что «Золотой Орел» находится на правильном пути и уровень престижности премии, очевидно, будет расти вместе с уровнем всего кинопроизводства в России.

Если продолжить вполне естественное сопоставление с «Оскаром», то вручение статуэток американской киноакадемии помимо всего прочего еще и одно из самых ярких событий светской жизни, и в этом «Золотому Орлу»  тоже есть куда стремиться. Видимо, отчасти из-за далеко некалифорнийского климата российские кинозвезды предпочитают одеваться на церемонию довольно скромно, почти поголовно в черное и необязательно вечернее (на летние приемы ММКФ дамы выбирают куда более праздничные наряды), а это, конечно, несколько снижает уровень церемонии как светского события. Впрочем, проблема  это легко поправимая.

В этом году счастливыми обладателями статуэток «Золотого Орла» стали: режиссер Владимир Хотиненко за  «72 метра» («Лучший фильм»), Валерий Тодоровский за «Мой сводный брат Франкенштейн» («Лучшая режиссерская работа»), Валентин Черных за «Лучший сценарий» к фильму «Свои», Сергей Гармаш и Алена Бабенко («Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль»), Богдан Ступка и Елена Яковлева («Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучшая женская роль второго плана»), Сергей Безруков и Валентина Талызина («Лучшая мужская роль на телевидении» и «Лучшая женская роль на телевидении»), Сергей Мачильский как «Лучший оператор», Эннио Мориконе («Лучшая музыка к фильму») и др. Почетных премий «За вклад в мировое искусство» и «За беззаветную преданность искусству» были удостоены Фрэнсис Форд Коппола и Евгений Самойлов.

Учитывая почти государственный характер премии, список лауреатов выглядит вполне предсказуемо. Основные «орлы» достались по преимуществу патриотическому и политкорректному кино. Странным было лишь то, что лучшей мужской ролью признали в этом фильме роль Сергея Гармаша, а не блистательную работу Богдана Ступки. Впрочем, это не помешало ощущению абсолютной победы «Своих», и когда Гармаш воскликнул, получая награду: «Орел» наш!», - он констатировал факт.

Один из вице-президентов Академии, сценарист Эдуард Володарский считает, что «Золотой Орел» уже сегодня оказывает заметное влияние на дальнейшую судьбу лауреатов премии:

 – Я точно знаю, что продюсеры резко повышают гонорары сценаристам-обладателям премии, я

разговаривал с теми, кто получал «Орла», и эти люди уже заключили контракты на большие суммы. Это касается и режиссеров, и артистов, и операторов.

- А как вам кажется, раскол, который произошел недавно в нашей кинообщественности отразится как-то на отношении к «Золотому Орлу», организованному непосредственно Академией и Никитой Михалковым?

 - Раскола как такового я лично не вижу. Я вижу группу людей порядка сотни человек, которые до прихода Никиты разорили Союз начисто, продали Киноцентр, разбазарили имущество. Их ототрвали от  кормушки, вот и весь раскол. Так что, думаю, вся эта зависть не имеет отношения к настоящему расколу и на «Золотом Орле» никак не отразится.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.