3 июня 2024, понедельник, 09:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 декабря 2004, 00:22

Коллегия Станиславского

Необыкновенно представительный фестиваль NET-2004 заслонил другое важное театральное событие конца календарного года - международный фестиваль «Сезон Станиславского», приуроченный к десятилетию деятельности Фонда и вручению юбилейной Премии Станиславского.

Ранее Фонд возглавлял Олег Ефремов, ныне его Президент - Марк Захаров, вице-президент -  Зейнаб Саид-Заде. Все эти годы Фонд Станиславского, поддерживающий последователей системы  К. С. Станиславского - как на родине, так и за рубежом, воздавал почести патриархам, поощряя молодые таланты, и укрепляя альянс театра с крупным российским бизнесом, тем более что за пройденное десятилетие наш театр долгое время был лишен должного государственного финансирования. В жюри Премии этого года председательствовал Евгений Миронов, в него вошли Олег Табаков, Петр Фоменко, Людмила Максакова  и другие первые лица российского театрального сообщества. В программу «Сезона Станиславского» были включены московские премьеры лауреатов Премии прошлых лет. Но интереснее всего на фестивале оказались гастрольные спектакли.

Симптоматично, что открыл «Сезон» 25 октября не лауреат, а неведомый москвичам Явор Гырдев из города Варны. Рекомендованный как самый оригинальный из молодых режиссеров Болгарии, он показал «Человека-подушку» Pillowman») ирландского драматурга Мартина МакДоны. Автор enfant terrible британской сцены, представитель  течения in-yer-face theatre (драмы, кинутой в лицо), во многом близкого нашей скандально известной российской «новой драмы». Вторгшись в епархию фестивалей «Новой Драмы» и NET,  организаторы «Сезона» явно хотели подчеркнуть, что театральный эксперимент, как и поиск новых драматических произведений, всегда интересовал и Станиславского. Первый гастрольный спектакль порадовал больше, чем «Дон Жуан» по Мольеру, поставленный лауреатом из Болгарии Александром Морфовым в петербургском Театре Комиссаржевской, здесь фантазия плескала через край, но было бы отрадно, если бы за этим было больше смысла и проникновения в оригинальный текст пьесы.    

«Сезон» снова показал в Москве «Двойное непостоянство» прошлогоднего лауреата Дмитрия Чернякова, московского режиссера и при том одаренного сценографа, обладающего уникальными способностями — талантливо ставить в ведущих театрах страны, как драму, так и оперу. Пьеса Пьера Карле Мариво в новосибирском театре “Глобус” выглядит в его постановке “прелестью элегантности”, как некогда отозвался о спектакле по Мариво в “Комеди Франсэз” Лев Толстой.

Четвертым гастрольным спектаклем «Сезона» был «Каин» по Байрону лауреата-воронежца Михаила Бычкова. Опять вспомнился фестиваль «Новая Драма», который  наградил премией «Новое дело» «Две маленькие пьесы». Тогда Бычков поставил новый текст традиционными театральными средствами, только в финале прибег к кинематографу. В «Каине» он представил старую драму современными методами. Знаменитый сценограф Юрий Хариков соорудил для этого авангардный образ Каменного века. Белые стены, грязные пятна, пушистые шубы-шкуры на персонажах; все происходит на заре человечества. На Дьяволе (дивном актере Камиле Тукаеве) костюм пилота, он прибыл сюда на каком-то несуразном космолете, похожем на батискаф. А потом совратил Каина с помощью одного дистанционного управления и кучи телевизоров.

Гвоздем «Сезона» стала мировая премьера «Песни Песней» Эймунтаса Някрошюса по библейской Книге царя Соломона. С этим лауреатом Фонд связывают особые взаимоотношения.  «Вишневый сад» в постановке Някрошюса с блистательными московскими артистами, остается самым громким продюсерским проектом Фонда за пройденный этап времени.

В драматургию «Сезона» и десятой Премии Станиславского вмешивалась и сама жизнь, так, 10 и 11 ноября показали «Лестничную клетку» Петрушевской в постановке Юрия Погребничко и Лилии Загорской в театре с символическим для «Сезона» названием - «Около дома Станиславского», а 18 ноября основное здание театра уничтожил пожар. В итоге, когда Погребничко вручили Премию в номинации «Строитель театра», это выглядело поистине трагическим гротеском. Олег Табаков, вручая награду, призвал театральное сообщество помочь театру, и благородно пообещал подать пример с возглавляемого им МХТ. Награжденная «За вклад в развитие современного театра» Людмила Петрушевская на церемонию не явилась -  чем сорвала прекрасную мизансцену. Три ведущие церемонии переоделись в голубое, вышел постановщик эпохальных «Трех девушек в голубом» Марк Захаров, и вдруг такая неожиданность, как для гостей, так и для устроителей.

Пока шел «Сезон», в Москве прошла мировая премьера «Стикса» Роберта Стуруа, в 2002 году благодарственное письмо ставшего лауреатом режиссера вызвало чуть ли не слезы на глазах присутствующих. В прошлом году Премии в той же номинации «За вклад в развитие мирового театра» был удостоен Тадаси Судзуки, у которого также недавно состоялась премьера «Короля Лира» в МХТ. Но эти спектакли не включили в программу фестиваля. Видимо, деятельность молодых не вызывает у устроителей сомнений, зато творчество представителей иных,  хоть и прославленных театральных школ вызывает. С другой стороны, легко подражать фестивалям, NET и «Новой драме», прочно занимающим свое место, какие бы споры их участники не вызывали, и всегда трудно гнуть собственную линию. Так или иначе, возникло ощущение, что концепция первого фестиваля нуждается в совершенствовании.

Юбилейная церемония вручения Международной премии Станиславского за 2004 г. в отеле «Балчуг Кемпински» вышла воистину эпохальной, и в том заслуга ее постановщика Дмитрия Чернякова. По мановению дирижерской палочки Теодора Курентзиса за всеми окнами одной из стен в итальянском дворе зала «Атриум» вставал хор. В перерывах между награждениями звучали массовые сцены из опер Верди. Бомонд, состоявший из театральных знаменитостей и меценатов, был блестящим. Уважить спонсоров ныне необходимо, а то с грядущей театральной политикой, когда поставлен под сомнение вопрос увеличения капитала театров, и уважать будет некого. Торжество вели прекрасные дамы российской сцены – Ирина Гринева, Елена Морозова и Наталия Курдюбова, которые переодевались то в чеховских трех сестер, то в макбетовых ведьм, то в работниц в ватниках (строителей), то, как уже было сказано, в трех девушек в голубом. 

Выбор жюри юбилейной Премии Станиславского кажется бесспорным. Номинация «Театроведение» - Майя Туровская, «Искусство режиссера» - Миндаугас Карбаускис, один из лучших московских молодых режиссеров. «Искусство актера» - Галина Тюнина, молодая звезда театра «Мастерской Фоменко», и Валерий Баринов - напротив, опытный мэтр. Как «Строитель театра» кроме Погребничко награжден  Юрий Копылов, выдающийся режиссер русской провинции. «За вклад в развитие актерского мастерства» -  Алиса Фрейндлих и немецкая актриса Ютта Лампе. Последняя была трогательно счастлива получить Премию, сообщила, что начала свой путь с изучения системы Станиславского, у нас она известна чеховскими ролями – Маши в "Трех сестрах" и Раневской в "Вишневым саде" в постановках Петера Штайна, а также ролью Аркадиной в «Чайке» австрийца Люка Бонди. В номинации «За художественное оформление спектакля» Премия вручена легендарному Давиду Боровскому.   

В дальнейшем, пожелав всех благ замечательному юбиляру, более всего хотелось бы продолжения «Сезонов Станиславского». Личность великого реформатора и мецената театра, учениками которого были Мейерхольд и Вахтангов, основатели собственных театральных школ, взывает к объединению представителей самых разных театральных поколений и направлений, в этом и уникальность подобного рода фестиваля.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.