3 июня 2024, понедельник, 03:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 октября 2004, 13:02

Террор и бактериологическая защита

На случай атомной войны, как известно, существуют противоракетные комплексы и бомбоубежища. А что нас защитит от бактериологической атаки? Ведь после терактов в Москве и России мы уже и не знаем, откуда ждать новых потрясений и как к ним готовиться.

Ближайшее к Москве предприятие, где хранится государственный запас вакцин, сывороток и прочих средств медицинской защиты, которые призваны обезопасить сотни тысяч, миллионы людей в случае массового распространения заразы – это НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечниковаљ («Биомед»). Всего таких стратегических объектов сферы бактериологической защиты в России три. Анализ управления, организации и ресурсных обеспеченности именно этого предприятия критичен для оценки бактериологической безопасности России.

В 1919 году, когда был образован Московский бактериологический институт, ставший прообразом современного НИИВСа, он располагался в самой столице. Однако в 1962 году  в СССР решили, что следует такой НИИ из Москвы куда-нибудь подальше отправить. И перебазировали его в глухую деревню, которая так и называлась – Петрово-Дальнее.

Сейчас по всему периметру данного предприятияљ находится 300-метровая санитарная зона, внутри которой ни один дачник или садовод-любитель не рискует осуществить самозахват территории. Лучше поискать менее «экологически подозрительные» почвы, да и зачем иметь дополнительные неприятности с бдительной охраной предприятия и местными властями.

Проблема в том, что такой институт нужен он как раз неподалеку от Москвы, неоднократно за последние годы подвергавшейся атаке террористов. Ведь именно из Москвы при необходимости удобнее транспортировать вакцины и сыворотки в любой уголок нашей Родины, а при необходимости – в любую из стран мира. Поэтому задачу обеспечения безопасности необходимо решать именно здесь. А оценка состояния безопасности зависит не только от организации охраны объекта, но и от бюджетного и управленческого состояния на предприятии вообще.

В начале 90-х «Биомед» имени Мечникова, как и вся фармацевтическая промышленность страны оказался никому не нужным. И стратегическое предприятие начало пытаться как-то выживать в рынке.

Но и путь рыночного развития был ограничен радом факторов. Вал импортных препаратов по демпинговым ценам, отмена государственного дотирования отечественных медикаментов, рост фальсифицированной продукции, снижение госзаказов, инфляция – все это больно ударило по всей биомедицинской сфере. 

В одночасье оказались невостребованными разработки препаратов крови, сыворотки против раневых инфекций, вакцины против коклюша, дифтерии, различных форм гепатита, столбняка, диагностические и профилактические препараты.

Следует констатировать таким образом, что главным фактором безопасности на предприятии являлась совесть сотрудников. По крайне мере, государственные запасы сывороток и вакцин удалось сохранить. Хотя они и были на протяжении нескольких лет под угрозой исчезновения.

Другими словами, случись массовая инфекция в России в 1994-м, погибли бы десятки миллионов людей. Можем сказать то, что с некоторых пор большой тайной не является, – государственное хранение вакцин против целого ряда тяжелейших инфекций осуществляет «Биомед». На его складах расположен гарантированный запас МЧС, призванный решать вопросы государственного и международного значения в случаях массового распространения целого ряда смертельных инфекционных заболеваний.

Сейчас острота проблемы существенно ниже, поскольку «Биомед» сам стал высокорентабельным производственным комплексом, и не зависит в части собственной ресурсной обеспеченности от государства. Он выпускает более 80 наименований продукции для фармацевтического рынка. Стратегическое направление – производство вакцин, в том числе детских. Более половины потребностей государства удовлетворяют здесь по части производства вакцин против коклюша, дифтерии и столбняка. Параллельно наращивается производство генно-инженерных препаратов против гепатита В и ряда других вакцин. Кроме того, большое рыночное направление - производство пробиотиков. Многие видели в аптеках препараты бифидумбактерин, бификол, колибактерин – это и есть пробиотики, используемые для коррекции микрофлоры кишечника. Именно это направление, по словам директора по маркетингу «Биомеда» Елены Широковой, будет в ближайшее время развиваться особенно бурными темпами. «Биомед» занимается и разработкой интерферонов, имуностимулирующих препаратов, рекомендуемых современными врачами при любых инфекциях. Предприятие является лидером в производстве человеческого лейкоцитарного интерферона, используемого для профилактики и лечения острых вирусных заболеваний, при пандемиях различных разновидностей гриппа.

Представители «Биомеда» подтвердили нашему корреспонденту, что все объекты предприятия находятся под строгой защитой, в том числе все 32 гектара территории и санитарная зона вокруг нее, объекты, где хранятся государственные стратегические запасы вакцин и те лаборатории, в которых идет работа с возбудителями инфекционных заболеваний человека. И в отличие от 90-х у нас нет оснований подвергать сомнению эту информацию.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.