3 июня 2024, понедельник, 11:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

29 сентября 2004, 18:01

Таблица Менделеева продолжает расти

С каждым годом привычная нам со школьной скамьи таблица Менделеева становится все больше. Только с начала 90-х годов физикам-ядерщикам удалось синтезировать элементы с порядковыми номерами 110, 111, 113, 112, 115, 116 и 118 (кстати, школьный вариант периодической таблицы обычно оканчивается на клеточках с номерами 106-110).
Традиционно расширением таблицы Менделеева занимаются главным образом три организации: Ливерморская лаборатория в Беркли (США), «Общество тяжелых ионов» в Дармштадте (Германия) и Объединенный институт ядерных исследований в подмосковной Дубне. Считается, что каждая из сторон внесла примерно равный вклад в синтез трансурановых элементов. Все три лаборатории уже почти полвека одновременно и конкурируют (вплоть до скандалов), и активно сотрудничают. Количество отрытых ими элементов примерно одинаково.

Но недавно в гонке за свехтяжелыми элементами появился новый игрок. Как сообщают информационные агентства, японские ученые синтезировали химический элемент с порядковым номером 113.

Открытие сделала группа исследователей университета префектуры Сайтама под руководством Коскэ Морита. В течении 80 дней они сталкивали ядра цинка (протон 30) и висмута (протон 83), в результате родился новый химический элемент, период жизни которого всего 0,0003 секунды.

Хотя результаты еще официально не подтверждены, но в прессе уже обсуждают названия нового элемента. Среди предварительных вариантов фигурируют "рикениум" и "япониум". Правда, окончательного решения придется ждать долго. Например, только сейчас готовится официальное утверждение имени 111-го элемента, который был открыт десять лет назад.
Нужно признать, что пафос заголовков - «Открыт новый химический элемент!» - слегка преувеличен. Дело в том, что элемент с этим порядковым номером уже был получен примерно год назад.

В феврале 2004 года были опубликованы результаты экспериментов, проводившихся с 14 июля по 10 августа 2003 года, в результате которых был получен 113-й элемент. Это было сделано учеными из Объединенного института ядерных исследований при участии специалистов из Ливерморской лаборатории.

Новый сверхтяжелый элемент получился в результате распада еще более нового и сверхтяжелого элемента, имеющего порядковый номер 115. Он был в свою очередь получен в результате бомбардировки мишени из 95-го элемента - америция, ионами редкого изотопа 20-го элемента - кальция- 48, ускоренного до 1/10 скорости света.

Атомы 115-го элемента появились на долю секунды, после чего начали распадаться. Продуктом этого распада стал как раз 113-й элемент, который потом превратился в 111 и так далее до 105-го, который сумел продержаться больше 20 часов.

Официально открытие в Дубне элемента 113 еще не ратифицировано Международным союзом за чистую и прикладную химию (IUPAC), но результаты экспериментов были опубликованы в престижном научном журнале. То есть приоритет открытия не закреплен ни за кем, но научное сообщество считает первооткрывателями именно русских.

Стоит отметить, приоритет открытия новых элементов очень часто оборачивается если не скандалами, то по крайней мере дискуссиями. Например, в 1999 году Ливерморская лаборатория сообщила, что ее ученые синтезировали 118-й элемент. После этого аналогичный эксперимент пытались провести физики Японии и Германии, но безрезультатно. 118-й стали называть "элементом-невидимкой". Начали поговаривать об откровенном мошенничестве. Через три года было официально объявлено о научной ошибке. А еще через год 118-й элемент был синтезирован в Дубне, однако его открытие также до сих пор не признано.