3 июня 2024, понедельник, 05:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 июня 2004, 09:48

Экология натуры против экологии культуры

Выходя недавно с защиты одной нормальной диссертации про “экологическую культуру” и другие способы спасения биосферы, я наткнулась на объявление о фестивале социальной рекламы. Как и в экологической диссертации (а их защищаются сотни), на фестивале экология, здоровый образ жизни и отечество составляют единую формулу. После изучения коллекции плакатов мои подозрения подтвердились: во-первых, в обозримом будущем мир погибнет в результате экологической катастрофы, а во-вторых, любители природы готовы к самым серьезным шагам, вплоть до перевоспитания человечества.

Казалось бы, чтобы победить гадину, нужно ее хотя бы увидеть. Говорят, что каждый день атмосфера ухудшается, а озоновая дыра растет, но об этом мы не можем знать из личного чувственного опыта. Экологически чистое коровье дерьмо пахнет значительно хуже, чем городские выхлопные газы, и никакого физиологического отвращения к последним эволюция человека пока не придумала. Вместо отвращения мы имеем научные данные о процентах яда, превышающих нормы. Это и есть самый убедительный аргумент. Пока вместо мирного чернобыльского атома по планете не начинает расползаться сталкеровская “зона”, о катастрофах нам рассказывают дикторы и научные сотрудники.

Правда, наука не ограничивается ледяным информированием. Она, помня о собственных гуманистических целях, стремится к широкой экспансии и разрабатывает всякого рода планы захвата власти над сознанием. Давайте, говорят ученые, воспитывать любовь к природе, реформировать образование, пресекать на корню “трансплантацию” американского образа жизни и общества потребления. Новые ценности откроют небывалые возможности для духовного совершенства, которое невозможно без единения с природой.

На волне уже привычной экологической истерии городская администрация затевает марш-броски на гражданскую совесть, устраивая конкурсы плакатов, стихов и рекламных роликов. Эти картинки в лучшем случае напоминают по-советски бессильную пропаганду, аутически не замечающую реальности (“Водитель стой-ка… Москва не помойка!”). В худшем – обрушиваются откровенной ксенофобией и агрессией, направленной на архетипические образы врагов нации и государства (“Насаждение чужой культуры опасно для вашей”; “Россия имеет право на культуру!”). Родным березкам, птичкам и детям угрожают адские МакДональдсы, чужеродные Санта-Клаусы и импортные “Мальборо”. Так, окружающая среда и здоровье оказываются в самом центре патриотической идеологии.

Большая часть сегодняшних экологических событий не только освещается через СМИ, но и порождается там же. Эти события к природе имеют весьма опосредованное отношение, они суть “вторичные продукты”, на гуманитарном сленге называемые также культурой.

Это вовсе не означает, что кризиса не существует. Если про него говорят, значит, он действительно есть, только, похоже, совсем не в том месте.

Зритель прочно подсел на экологическую тему: он осуждает, клеймит и беспокоится за будущее планеты. И если бы экологической катастрофы не было, ее непременно надо было бы придумать, потому что беспокойство о чем-то глобальном объединяет и сплачивает. Не будучи экологом, проверить данные о состоянии среды невозможно, да и нет в этом необходимости. Контроль над планетой начинается с владения собой, поэтому центральным пунктом изменения мира к лучшему может стать только осознание принципиальной необъективности любой пропаганды, даже если ее цель – Истина, Добро и Красота. На волне любви к Земле может неожиданно наступить ненависть к гамбургерам, за которой уже вполне логично следуют ненависть к их создателям и совершенно неэкологичные “спасительные” меры.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.