3 июня 2024, понедельник, 06:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 мая 2004, 10:15

Кино по-американски: в главной роли – президент

Искусство в новейшей истории нередко было тесно связано с политикой. При этом, пожалуй, именно кинематограф, будучи самым влиятельным средством воздействия на широкие слои населения, наиболее часто используется в политических целях. Ярчайшее доказательство тому – ситуация вокруг документального фильма Майкла Мура “9/11 по Фаренгейту”, представляемого сейчас в Каннах.

Премьера фильма состоялась на кинофестивале в понедельник и имела оглушительный успех даже в среде вечных критиков документалиста. Впервые в фильмах Мура главным героем выступает не сам режиссер, но объект его сарказма – президент Буш.

“...Это сильное кино”, - заявил в интервью критик британской ежедневной газеты Daily Mail, передает CNN. “Для американцев было бы позором не увидеть этот фильм, повествующий о грязных делах, происходящих на их собственном заднем дворе”, - считает журналист, обсуждая временное отсутствие возможностей для проката фильма в США. Пока фильм допущен к просмотру по всему миру, кроме США, Тайваня и Гонконга, пишет Washington Post. Даже скептики по отношению к творчеству Мура, такие как Джеймс Роччи, критик DVD компании Netflix, приятно удивлены: “Этот фильм удался, будучи искренним и идущим от самого сердца, показывая, как людские жизни рвутся на части”.

Фильм связывает президента Буша с влиятельными семьями в Саудовской Аравии, в том числе с Осамой Бен Ладеном. Он также содержит кадры пыток иракских заключенных, фотографии мертвых иракских детей, подорвавшихся на бомбах, увечных и раненых американских солдат.

Название продиктовано мотивами известного романа американского писателя Рэя Бредбери “451 по Фаренгейту”, где указанная температура соответствует температуре, нужной для сжигания книг в антиутопичном обществе. Мур называет “9/11 по Фаренгейту” “температурой, при которой горит свобода”.

Тем не менее Мур, получивший в 2003 году "Оскар" за документальный фильм “Боулинг для Коломбины”, направленный против “оружейного лоббирования” в США, до сих не может найти компании для организации проката фильма на территории США, виной чему, по мнению режиссера, - политика: “С самого начала на меня оказывалось давление, чтобы прекратить съемки. Теперь мне не дают показать фильм”. Съемки финансировались Miramax'ом ($ 6 млн), партнерской компанией Disney, которая в итоге и запретила выход фильма на экраны. Главы Miramax Харви и Боб Вайнштайн сейчас пытаются уладить конфликт, заявляя журналистам, что “не подведут” Мура. На прошлой неделе последний обвинил руководство Disney в нарушении права свободы слова, а также в “нежелании расстраивать семью Буша”, опасаясь “десятков миллионов” лишних налогов со стороны нынешней администрации.

Тем не менее руководство компании Disney в интервью New York Times настаивает лишь на своем желании не быть вовлеченными в политический поединок. Однако Мур заявляет: “Мы живем в свободном и открытом обществе, где инакомыслие не должно подавляться и умалчиваться. Кинокомпании разрушают наше доверие”.

На пресс-конференции перед премьерным показом документалист так описывал предстоящее зрелище: “Половина фильма посвящена Ираку. Мы посылали операторов в американские войска, где не знали, что снимает Мур”. Далее шли непристойные выражения в адрес идеологических противников автора. “Солдаты также писали мне о своем разочаровании в войне. Это тот случай, когда наши собственные войска больше не поддерживают своего главнокомандующего”, - цитирует скандального автора Guardian. Мур также открыто говорил о своем желании “вдохновить людей прийти и проголосовать за демократов в ноябре”, против “самого тупого” президента в истории США и внешней политики, “принесшей в мир много разрушений”. При этом Мур, весьма “противоречивый”, по выражению обозревателя ВВС, режиссер, считает себя “самым патриотичным американцем”, верящим в основополагающие принципы США, одним из которых является “не нападать на ту страну, которая не нападает на тебя”, что в целом идет вразрез с концепцией превентивного удара, отстаиваемой администрацией Джорджа Буша.

Краткое содержание двухчасового фильма, по описанию критика Channel 4, следующее. Все начинается с пролога, характеризующего первые 8 месяцев президентства Буша. Затем идут две четко разделенные части: 11 сентября (9/11) и Ирак. В первой части описывается, как Буш получал прибыль из операций с деньгами влиятельных семей Саудовской Аравии, как 24 членам семьи Бен Ладена было разрешено покинуть США сразу после трагедии 11 сентября, как Буш противодействовал расследованию терактов, а также личные связи президента с послом Саудовской Аравии принцем Бандаром. Мур обвиняет Буша в недооценке Бен Ладена и в насаждении среди американцев страха, позволившего отвести подозрения от Буша и начать войну в Ираке. Вторая часть, в которой журналист разъезжает по Вашингтону в трейлере, продающим мороженое, читая при этом антитеррористический "Патриотический акт", “на прочтение которого у конгрессменов не было времени”, обвиняет Буша в развязывании войны против страны, “которая на нас не нападала”. Мур также наблюдает за набором солдат в американскую армию у себя на родине в штате Мичиган и беседует с людьми, потерявшими близких в иракской кампании. “Что случится в “9/11 по Фаренгейту” - непонятно. Жара вокруг событий вполне осязаема, однако будущее все еще неясно”, - заключает критик. “Фильм наполнен сарказмом”, - пишет корреспондент Reuters.

Белый дом пока официально не комментировал информацию, утверждаемую фильмом. Критик Дерек Малкольм, говоря о том, что “9/11 по Фаренгейту” достаточно “беспристрастен”, заявил при этом, что “вряд ли кто-то будет сильно шокирован фильмом. Он точно не поможет Керри выиграть выборы”, цитирует ВВС. Консервативная английская Times тем не менее расставляет акценты на возможной будущей критике Мура, называя фильм “высокоинтеллектуальным копанием в грязи”, “кампанией одного человека против Буша”, а лично режиссера – “чудовищным эгоистом”, который “может найти международный заговор в обычном гамбургере”.

При этом американские СМИ в описании ситуации пока не более активны, чем французские, немецкие, английские и итальянские издания. Так, Le Figaro недоумевает: “Истинный шоумен, Майкл Мур, которого в Штатах ненавидят как республиканцы, так и демократы, стал в Европе рыцарем, Зорро, прокурором, осуждающим американские грехи. Злой и хитрый, комичный и неполиткорректный, эгоцентричный и поучающий, никто не знает, является ли этот человек кукольником-оппортунистом или истинным борцом”. На французов, вероятно, подействовало личное участие Мура в забастовках французских работников кино в прошедший уик-энд, сообщает Reuters. При этом газету удивляют “неведомые доселе деньги, затраченные на документальное кино”: “Business есть business…” Английское издание The Scotsman также характеризует Мура как enfant terrible американского кино: “Будучи одновременно хорошо продаваемым автором, комиком, режиссером и журналистом, 50-летний Мур никогда не избегал споров”. При этом стоит заметить, что Мур весьма популярен в Европе: в Великобритании готовится документальный фильм о его жизни.

Если Miramax'у все-таки удастся разрешить юридические проблемы, фильм должен выйти в американский прокат в июле этого года, почти одновременно с началом его показа в Европе.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.