3 июня 2024, понедельник, 11:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 апреля 2004, 19:31

Четверть века за неудавшийся теракт

Обвинение требует от суда приговорить Зарему Мужихоеву к 24 годам в колонии строгого режима за попытку совершения теракта. Об этом РИА "Новости" сообщила мать сотрудника ФСБ, погибшего при разминировании взрывного устройства.

Накануне присяжные признали Зарему Мужихоеву виновной по всем пунктам обвинительного заключения и не заслуживающей снисхождения. Об этом сообщила адвокат подсудимой Наталья Евлапова. Таким образом, Мужихоева признана виновной в терроризме, причинении смерти по неосторожности и незаконной перевозке и хранении взрывчатки. Приговор Мужихоевой будет вынесен 8 апреля.

Ранее Зарема Мужихоева признала себя виновной по статье 222 УК РФ - незаконное хранение и перевозка взрывчатых веществ. Другие предъявленные ей обвинения Мужихоева отрицает.

Жительница Чечни Зарема Мужихоева была задержана 10 июля 2003 года в одном из ресторанов в центре Москвы на 1-й Тверской-Ямской улице при попытке совершения террористического акта. По данным следствия, Мужихоева намеревалась привести в действие взрывное устройство, спрятанное в сумке. Изъятую у нее бомбу обезвредить не удалось, при проведении операции по обезвреживанию погиб взрывотехник майор ФСБ Трофимов.

Газета “Коммерсантъ”, сообщая о приговоре суда присяжных, отмечает, что этот вердикт стал поражением не столько защиты, сколько российских спецслужб. Сотрудники спецслужб якобы рассчитывали, что “история с добровольным разоружением” (Зарема в итоге вроде бы выдала чекистам сообщников), послужит примером для будущих смертниц. И они-де, рассчитывая на минимальное наказание, предпочтут сдаться, а не погибнуть от взрывов собственных бомб. По мнению издания, после вердикта выбора у будущих шахидок не осталось. Впрочем, представители спецслужб подобную версию отрицают.

Такого же мнения придерживается и член правления международного общества “Мемориал” Александр Черкасов. “Не знаю, читают ли сами террористки газеты и смотрят ли телевизор, тем более у каждой свои мотивы для принятия решения стать смертницей. Другой вопрос – те, кто их готовят и используют все возможности для психологической обработки. Одна из возможностей убедить шахидок, что пути назад нет, была дана вчера. Была дана судом присяжных. Ответственность за это лежит на них. Можно понять их мотивы, но нужно ведь думать и о последствиях”, - отметил правозащитник.

Второе важное следствие из “дела Мужихоевой” - постановка вопроса, возможно ли в таких делах выносить приговор, руководствуясь только здравым смыслом, не задумываясь о последствиях. “Вопрос в том, насколько здесь, в таких вопросах, может применяться здравый смысл, которым руководствуются присяжные. Что это за здравый смысл и общее мнение, которое господствует в нашем обществе. Уместно вспомнить и второй приговор, вынесенный также судом присяжных в тот же день (обвинительный вердикт ученому Игорю Сутягину – “Полит.ру”). Здравый смысл тех присяжных, часть из которых представляли ветераны КГБ, обусловленный предыдущим опытом, счел, что общение с иностранцами и предоставление им материалов, основанных на информации из открытого доступа, является преступлением. Каким здравым смыслом, на чем основанном, руководствовались присяжные по делу Мужихоевой – вопрос”.

Член Научного совета Центра Карнеги Алексей Малашенко полагает, что о последствиях обвинительного приговора террористке с Тверской Зареме Мужихоевой можно будет судить только по реакции террористов. “У этого дела есть два важных момента. Первый – общество в лице присяжных четко выступило против терроризма. Второй – возможное ужесточение ситуации для новых террористов. Теперь тем людям, которые могут еще не бросать бомбу, объяснили, что это бесполезно, их будут судить. И это тоже плохо”, - сказал Малашенко в интервью “Полит.ру”.

По его мнению, чтобы окончательно судить о последствиях, надо посмотреть, как будут развиваться события. “Причем, еще более печально и цинично – какая реакция будет со стороны потенциальных террористов. Как вот эти люди через свои сайты, свои высказывания к этому отнесутся. И как они теперь будут, готовя террористов, обыгрывать вариант”. Малашенко при этом отмечает, что мотивы присяжных вполне понятны и оправданны. “Сейчас все говорят об ужесточении борьбы с террором, что говорить с этими людьми (террористами – “Полит.ру”) невозможно”. Главный вывод эксперта – “чтобы эффективно бороться с террором, нужен опыт. Который, как это ни печально, приобретается только с новыми терактами”.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.