3 июня 2024, понедельник, 08:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 апреля 2004, 16:08

Каспий делят на пятерых

В Москве проходит встреча глав МИДов Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Главы дипломатических ведомств обсуждают вопросы использования Каспийского моря: определение его статуса, принципов деления между странами. Все пять государств имеют выход к нему, но до сих пор не могут определить, в какой мере каждое из государств может пользоваться богатейшими природными ресурсами.

Однако по тем сведениям, которые поступают с сегодняшних переговоров, речь пока идет не о разделе Каспия, а о международном терроризме. Иранская сторона вышла с предложением о создании специальной структуры по борьбе с международным терроризмом. Об этом сообщил во вторник источник в иранской делегации, передает “Газета.ру”.

Как отметил источник, председательствующий на заседании министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что это предложение “заслуживает рассмотрения и, возможно, поддержки”.

Кроме того, иранская делегация на заседании предложила сформировать специальный механизм по выработке конвенции по правовому статусу Каспия.

До сегодняшнего дня вопросами подготовки конвенции занималась специальная рабочая группа по Каспию, которая была создана в 1996 году на первом заседании глав МИДов каспийских государств в Ашхабаде. Однако за 8 лет своего существования рабочей группе так и не удалось решить ключевого вопроса каспийской проблемы.

Основным препятствием является позиция Ирана, претендующего на 20-процентную часть акватории. Однако в таком случае соседям Ирана неизбежно придется делиться с ним своими морскими участками. Ведь изначальный принцип, по которому определялось, какая часть Каспия должна отойти под национальную юрисдикцию каждого из прибрежных государств, базировался на длине его береговой линии. Иранский же участок составляет всего 14% периметра Каспия. Позиция Ирана за эти годы не претерпела изменений, а возможно, стала еще более неуступчивой, пишет газета “Время новостей”.

Иранская дипломатия возлагает большие надежды на второй саммит каспийской пятерки, который должен состояться в Тегеране во второй половине нынешнего года (первый, без видимого успеха, состоялся в апреле 2002 года в Ашхабаде). Посол Ирана в Москве Голамреза Шафеи пообещал в минувшую пятницу, что “Иран, будучи принимающей стороной, сыграет важную роль в достижении прогресса” на саммите. Г-н Шафеи сообщил, что на заседании глав МИДов “будет принято решение о создании Совета глав государств каспийской пятерки”.

По мнению известного политолога Андрея Пионтковского, сегодняшняя встреча может принести первые результаты в вопросе деления Каспия. По его прогнозам, Россия убедит Туркмению отказаться от поддержки Ирану, и тогда вопрос о разделе Каспийского моря будет решен. “Позиция Ирана наглейшая. Он официально требует расширить свою зону контроля до 20%, на что нет никаких оснований за исключением поддержки Туркменбаши. Поскольку Москва и Ашхабад в последнее время активно идут навстречу друг другу, можно ожидать, что Туркменбаши уступит в этом вопросе Москве. После этого у Ирана не останется аргументов”.

По мнению политолога, претензии Ирана были спровоцированы “раздраем в отношениях постсоветских государств”. “Теперь же, когда России удалось договориться и с Казахстаном, и с Азербайджаном, а в перспективе – и с Туркменией, бывшее советское пространство на Каспии поделено, и у Ирана не может быть претензий”, - прокомментировал Пионтковкий. По его мнению, Иран тоже не склонен обострять отношения с Россией из-за грандиозного внешнего давления, которое оказывают на него США. Таким образом, на Каспии возобладает прежняя советская модель, только контролировать море станут уже постсоветские государства.

В посольстве Туркмении нервно отреагировали на прогноз политолога и сказали, что информацию о позициях Туркменистана по каспийскому вопросу и, в частности, иранскому, можно будет узнать только после окончания встречи глав МИДов. Однако представитель пресс-службы заявил “Полит.ру”, что “настрой у Туркменистана всегда позитивный, и все эти годы Ашхабад демонстрировал, что он готов к компромиссу и болеет за общее дело”. На уточняющий вопрос корреспондента “Полит.ру”, какова именно позиция Туркменистана по отношению к Ирану и России, представитель посольства ответил так: “Отношение Туркменистана к Ирану – добрососедское. А к России – дружелюбное и партнерское”. Что все это означает, узнаем, наверное, ближе к вечеру, когда дипломаты закончат совещаться.

Второй спорный вопрос “каспийской пятерки” – безопасность. Не случайно иранский посол особо выделил необходимость воспрепятствовать присутствию иностранных сил на Каспии. Г-н Шафеи заявил, что “страны региона должны действовать самостоятельно и решать сами такие проблемы, как борьба с терроризмом и сохранение стабильности в регионе, без привлечения внешнего фактора”.

Что имеется в виду под “внешним фактором”, дипломат уточнять не стал. За него это сделал на днях во время последнего заседания CРГ в Баку замминистра иностранных дел России Виктор Калюжный. “Грубо говоря, -- сказал он, -- американцам нечего делать на Каспии”. По его словам, прибрежные страны сами, “по-семейному” могут решить вопросы обеспечения безопасности в регионе. Столь откровенное высказывание высокопоставленного российского дипломата шокировало его американских коллег, работающих в азербайджанской столице. Ведь именно перспектива участия военных США в обеспечении безопасности энергомаршрутов, пролегающих через территорию Азербайджана, и стала причиной демарша г-на Калюжного и очевидной нервозности Тегерана.

Однако замглавы МИД Азербайджана Халаф Халафов деликатно дал понять, что Баку не откажется от помощи извне для решения вопросов безопасности на Каспии, хотя и продолжит активно сотрудничать со всеми прибрежными государствами.

О своем намерении самостоятельно заняться безопасностью своей части Каспия заявила и Астана. Год назад в Казахстане было объявлено решение создать на Каспии свой военно-морской флот "для обеспечения безопасности национальных границ и нефтяных месторождений". Флот, по словам министра обороны Казахстана Мухтара Алтынбекова, "будет держать под контролем воздушное пространство над Каспием, надводную и подводную части моря". Сообщалось, что на первом этапе он будет создаваться при помощи США, России и Англии. Любопытно, что реакция Виктора Калюжного на эту новость была крайне негативной, мол, российской Каспийской военной флотилии вполне достаточно для обеспечения безопасности на море. Так что не исключено, что ссылки Астаны на помощь Москвы в наращивании казахстанского военного присутствия на Каспии несколько преувеличены.

Заместитель министра иностранных дел Казахстана Кайрат Абусеитов вынужден был отбиваться от назойливых журналистов: от кого конкретно собирается защищаться на море его страна, уж не от Азербайджана ли? "Нет, что вы! Никакие третьи или четвертые страны нам не угрожают, это ответ на новые угрозы - международный терроризм, транзит наркотиков и даже возможную нелегальную миграцию через Каспий", - отвечал г-н Абусеитов. Так что мигрантам по воздуху и под каспийской водой теперь будет поставлен заслон. А о демилитаризации Каспия предписано забыть.

Отсюда ясно, что каспийская проблема не ограничивается вопросом о разделе Каспия. Ведь приближается окончание строительства нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), а к нему неусыпное внимание проявлял Вашингтон. Очевидно, что позиции Москвы и Тегерана по отношению к БТД имеют много общего. И “неудобный” для России БТД “разводит” Москву и Баку, несмотря на общность их подходов к каспийскому делению. А если учесть, что российская дипломатия будет настаивать на включении в проект каспийской конвенции положения, предусматривающего согласие всех прибрежных стран на строительство трубопроводов по дну Каспия, то становится понятно, что оппонентом Москвы может оказаться не только Азербайджан, но и Казахстан. Астана рассчитывает присоединиться к БТД, и транскаспийская труба остается одним из вариантов доставки казахстанской нефти в Баку.

Есть и еще одна серьезная проблема, препятствующая достижению консенсуса: демилитаризация Каспия. Здесь Россия, категорически возражающая против этой идеи, во всяком случае в ближайшем будущем, остается в одиночестве. В Москве считают демилитаризацию сплошным лукавством. Если соседи по Каспию, говорят россияне, настаивают на введении государственных границ на море, то эти границы придется охранять, а значит, нужны военно-морские силы, и какая же это будет демилитаризация?

Ввиду серьезности этих проблем Москва давно предлагала перенести прения на более высокий уровень, сначала - глав МИДов, а затем и глав государств. Теперь эту инициативу поддержал и Тегеран.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.