3 июня 2024, понедельник, 07:30
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 марта 2004, 09:21

Что такое терроризм

Несмотря на единство так называемой “антитеррористической коалиции”, единства в понимании сущности терроризма на Западе нет, что демонстрируют западные СМИ, цитируя западных лидеров. Особенно ясно это обозначилось после событий в Мадриде.

Самое простое определение “терроризма” гласит, что это “систематическое использование насилия, террора и запугивания для достижения своих целей” (Webster’s University Dictionary).

Госдеп США и американские спецслужбы определяют терроризм как “незаконное использование силы и насилия против людей или собственности для запугивания и принуждения правительства, гражданского населения и других акторов для достижения политических, религиозных или идеологических целей”.

Однако с таким определением согласуются не только общепризнанные теракты, но, к примеру, и борьба за независимость. Возникает вопрос – какая из ее форм еще не терроризм, а какая – уже он.

Акцентируя внимание на действиях террора против целой нации, США во многом оправдывали свои военные операции, обвиняя Афганистан в “пособничестве терроризму”. В то же время отсутствие четкого определения терроризма не позволяет создать эффективное антитеррористическое законодательство и усложняет процедуры экстрадиции. Таким образом, любое политическое решение может быть принято, будучи мотивировано борьбой с террором.

В контексте таких дискуссий любопытна реакция международных лидеров на убийство духовного лидера движения "ХАМАС" шейха Ахмед Ясина.

Мнения разделились на тех, кто считает, что это пример справедливого правосудия, и тех, кто утверждает, что это очередной факт насилия. Так, почти все европейские лидеры, отметив, что “насилие не должно порождать насилие”, высказались в духе польского министра иностранных дел: “Мы понимаем, что Израиль обороняется, но такие действия, возможно, не лучший способ обеспечения национальной безопасности”. Тем не менее представитель Великобритании Стро и глава немецкого МИДА Фишер осудили действия израильского правительства, “действующего за рамками международного права”, сообщает ABC. Хотя какое именно отношение к произошедшему это право может иметь, вопрос достаточно сложный.

Япония высказала обеспокоенность тем, что убийство лидера ХАМАС может спровоцировать рост насилия, а также попросила Израиль проявлять “самообладание”. Кроме того, министр иностранных дел Японии Йорико Кавагучи призвала палестинцев к “спокойствию”, чтобы убийство Ясина не стало причиной “дальнейшего ухудшения ситуации”.

С другой стороны – более жесткие комментарии: представитель традиционно поддерживающего палестинских террористов Ирана, министр иностранных дел этой страны заявляет, что убийство Ясина – “акт спонсируемого государством терроризма против палестинского народа”. “К сожалению, безразличие международного сообщества к угнетению палестинцев сделало сионистский режим еще более безнаказанным в своих действиях”, - добавил он.

Такие заявления, конечно, звучат в унисон репликам лидера террористического движения “Исламский Джихад”, обвиняющих “глухих и слепых арабских лидеров, говорящих только о защите Израиля”: “Если вы не прекратите молчать и не поддержите палестинский народ, угнетаемый Израилем, судьба вашего трона будет не лучше, чем судьба инвалидного кресла Ясина”.

Европейские лидеры уже осознали необходимость выработки единого понятия “терроризма” и программы совместного противодействия террору. Вчера в Брюсселе министры иностранных дел ЕС собрались для выработки единой стратегии в ответ на теракты в Мадриде, сообщает CNN. В Дублине же была организована встреча шефов национальной полиций европейских стран. Как ожидается, может быть создан своего рода единый европейский антитеррористический центр.

Тем временем террор давно превратился из просто тяжкого преступления в фактор внутренней и внешней политики. Использование военных операций против терроризма в предвыборных кампаниях в США, смена правительства в Испании – наиболее яркие тому примеры. Последней инновацией является “переосмысление” мотивации Иракской войны в США и следующие из этого обвинения Д.Буша в “ужасных поступках”. Бывший сотрудник контртеррористического центра при Администрации президента США Ричард Кларк выпустил недавно книгу, обвиняя Буша в оказанном на него давлении при представлении выводов комиссии о взаимосвязи событий 11 сентября и Иракского правительства общественности, пишет Guardian. Так террор становится элементом рекламных кампаний.

Больше всего настаивают на выработке единого антитеррористического законодательства правозащитники и юристы. Опыт Гуантанамо и последние события в Германии вокруг привлечения в качестве обвинительных улик видео-записей показаний (AP) говорят о несовершенстве международного права в этих вопросах.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.