3 июня 2024, понедельник, 02:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 февраля 2004, 13:30

Страховка от мэйнстрима

Бойд У. Броненосец. Роман / Пер. с англ. Т. Азаркович. – М.: Иностранка, 2003. – 447 с.

В этом романе есть: повесившийся промышленник, бессонница, история с ЛСД, членовредительство, угрозы, поджоги, любовь и большие деньги. Удивительное дело: “Броненосец” Уильяма Бойда формально имеет все черты евро-трэша, но евро-трэшем при этом (в отличие, скажем, от вышедшей у нас в прошлом году книжки того же автора “Браззавиль-бич”) не является.

Что подкупает сразу – так это интонация, не ослабевающая на протяжении всей книги: интонация хорошего нуара. То есть запредельно хорошего. “Броненосец” – это плотный и даже в чем-то производственный детектив о проблемах, связанных с оценкой ущерба в страховом деле. Но не пугайтесь. Метафора, на которой основана вся философская часть этого романа, такова: страхуй – не страхуй, а жизнь длинная, и за углом ты непременно встретишься с тем, чего не мог себе представить ни в страшном, ни в самом лучшем сне.

Кстати, со сном у главного героя проблемы. В качестве подопытной морской свинки он ходит в Институт прозрачных сновидений (действительно ведь есть такое) – и по значимости эта тема в романе ничуть не уступает страховой линии. Даже вляпавшись в рассуждения о загадочной природе сна, Бойд умудряется сказать что-то небанальное, важное – и тем, кто спит всю ночь как убитый, и тем, кто не высыпается, потому что, предположим, работает, и тем, кто вовсе не видит снов.

Вот в этом и прелесть романа-броненосца: ты не коллекционируешь старинные шлемы, не работаешь оценщиком ущерба, не так тщательно выбираешь одежду, как это делает лондонский менеджер высшего звена и, надеюсь, не страдаешь бессонницей – то есть, скорее всего, ни одной черты, сходной с твоей или моей, у главного героя нет. Но это роман про тебя и про меня. И в этом заключается магия литературы, по которой истосковались все уставшие от “литературы таргет-групп” – мейнстрима, сделанного по принципу глянцевых журналов, где читатель и герой должны понять друг друга только потому, что оба, допустим, разводились с женой или работали в офисе. Бойд не полагается на мнение фокус-групп – и хотя бы за это ему большое человеческое спасибо. А еще – за то, что он в качестве бонуса поместил в роман богов. Разных: греческих, африканских, японских. Совсем немного. Ровно столько, сколько их осталось в современном мегаполисе.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.