3 июня 2024, понедельник, 06:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 октября 2003, 19:14

С косой на Украину?

Вчера министр иностранных дел Игорь Иванов в интервью Первому каналу заявил, что 30 октября планирует посетить Киев для обсуждения проблемы косы Тузла. Похоже, что как минимум две недели напряженности в отношениях Москвы и Киева нам гарантированы.

Факты таковы: коса длинной до 7 километров и шириной до 500 м., тянувшаяся от Темрюкского берега Керченского полуострова в сторону Крыма, была частично размыта в начале XX века. То, что прежде было оконечностью косы, стало островом Коса Тузла. В 1941 г. остров передали от Краснодарского края Крыму, а в 1954 г. Крым передали УССР. На сегодняшний день Россия и Украина ратифицировали только договор о сухопутной границе. По размежеванию на море пока идут споры, причем самые острые – именно о Керченском проливе и акватории Азовского моря. Споры эти затрагивают стратегические, экономические и экологические интересы сторон.

Украина считает, что фарватер Керченского пролива и две трети акватории Азовского моря должны принадлежать ей. В этом случае ничто не помешает зайти в Азовское море кораблям НАТО – если Украина, разумеется, будет согласна. За провод судов по фарватеру – а этим пользуется до 9000 судов ежегодно – российские компании сейчас платят Керченскому порту более 150 млн. долларов в год. В случае реализации украинского варианта проведения границы эти деньги и дальше будут идти в Киев. Кроме того, в Азовском море разведаны более ста небольших, но перспективных для разработки нефтяных и газовых месторождений. Так что цена вопроса совсем не малая.

Когда несколько недель назад сотни единиц техники стали отсыпать на месте прежней косы дамбу шириной около 30 м., украинская сторона сильно обеспокоилась. Москва на запросы Киева долго отвечала отговорками, что это, мол, все происходит по инициативе местных властей, главным образом – по экологическим соображениям, и никакой угрозы для Украины не представляет. Киев, разумеется, такие заявления обеспокоили еще более. Кошмарный для Киева сценарий состоит в том, что дамба дотянется до острова и Россия попытается заявить на него права. На неофициальном уровне в Москве уже прозвучало, что в 1954 г. Украине передавался лишь материковый Крым, а значит - украинский статус острова под вопросом. На самом деле, документы не содержат никаких оговорок по поводу границ передаваемой территории, но это тоже открывает простор для толкований. На этой неделе Украина преобразовала пограничный пункт на острове в заставу, а Москва все же заявила, что дотягивать дамбу до острова не собирается.

Тем не менее строительство дамбы, которое пока никаких международных законов не нарушает, даже без досыпки ее до острова может существенно изменить ситуацию. Оно дает России более выигрышную позицию в торге по поводу раздела акватории. Киев, разумеется, будет говорить об искусственном характере сооружения, но Москва при этом будет настаивать, что лишь восстановила прежние очертания берега, и добиваться проведения границы в Керченском проливе заметно ближе к крымскому берегу. Можно предположить, что стратегическая цель Москвы состоит не в том, чтобы «взять» фарватер себе, но сделать так, чтобы он не перешел в полную собственность Украине, и сохранить за собой право контролировать проход по нему судов. Видимо, в Москве посчитали, что к концу октября дамба уже вырастет настолько, что Игорю Иванову вести переговоры в Киеве будет проще.

Пока Москва играет на грани фола, но не за гранью. Международные скандалы по поводу строительства дамб и плотин – вещь достаточно распространенная, но до трагических последствий и вооруженных столкновений обычно дело не доходит. Достаточно вспомнить конфликт между Венгрией и Словакией по поводу строительства последней дамбы на Дунае – ругались долго, но никто, кроме рыбы, не пострадал. Переговоры о дележе акватории всегда проходят сложно, – достаточно взглянуть на ситуацию с Каспием, – и лишние козыри в них не помешают. Но важно не доводить дело до острого противостояния, то есть не тянуть дамбу до острова.

Разумеется, строительство дамбы или восстановление косы – как кому больше нравится – в Украине вызвало массу эмоций и крика. Но если стороны договорятся, эмоции опадут. И тогда может оказаться, что строительство дамбы имеет и серьезные плюсы для обеих сторон. Дело в том, что среди давно обсуждаемых и разрабатываемых проектов строительства транспортного перехода между Керченским полуостровом и Крымом самый дешевый и реальный был предложен еще в конце XIX в. сыном знаменитого химика Менделеева Владимиром. Он выдвигал идею укрепления еще не размытой тогда косы Тузла, и уже с ее оконечности, то есть современного острова Тузла, перебросить мост в Крым. Так что то, что начинается сейчас как ссора между Москвой и Киевом, может в перспективе обернуться наведением мостов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.