3 июня 2024, понедельник, 11:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 сентября 2003, 09:05

Фашистская угроза и шпагат президента - обзор немецкой прессы

Неделю назад немецкая полиция практически случайно - расследуя драку между скинхедами - вышла на четырех человек, принадлежащих к некой аморфной неофашистской группировке, которые планировали взрыв в строящейся в Мюнхене новой синагоге на Якобсплатц, пишет Frankfurter Rundschau. Теракт должен был быть приурочен к 9 ноября - в 1938 году в этот день фашисты организовали массовый погром, известный как Хрустальная ночь. Планировалось ли устроить взрыв на церемонии открытия, которая пройдет в годовщину Хрустальной ночи, или до нее v еще не известно. Официальные лица утверждают, что это должна была быть скорее показательная акция. Der Spiegel цитирует слова президента Еврейской культурной общины Шарлотты Кноблох, которая заявила, что нацисты планировали взорвать бомбу во время торжественной церемонии: "целью нападения должно было стать не здание или строительная площадка, а люди". Между тем, отмечает журнал, на празднике ожидались не только простые граждане, но и президент страны Йоханнес Рау, а также лидер ХДС Эдмунд Штойбер и председатель Центрального еврейского совета Германии Пауль Шпигель.

Как бы то ни было, у арестованных неонацистов была найдена сумка с 14 кг взрывчатки, граната, пистолеты и холодное оружие. Есть подозрения, что, помимо теракта в новой мюнхенской синагоге, они планировали дальнейшие преступления - во всяком случае, собирали информацию о мюнхенских мечетях и других объектах.

Эта история взволновала германскую общественность: обычно неофашисты там ограничиваются хулиганскими выходками или спонтанными акциями, не требующими серьезной подготовки. Число и тех, и других в последнее время резко упало, и, согласно проведенному недавно общеевропейскому исследованию, уровень правого экстремизма у немцев оказался самым низким в Европе. Но сейчас возникли опасения, что фашизм на самом деле не сошел на нет, а незаметно вышел на новый уровень. Министр иностранных дел Баварии Бекштайн заявил, что в обнаруженной неофашистской группировке он видит "Подразделение Коричневой армии". Это явная аналогия со знаменитым "Подразделением Красной армии" (Rote Armee-Fraktion, или RAF), организацией леворадикальной молодежи, которая в 1970-е v 1980-е при поддержке ГДР (и, как минимум, с ведома Советского Союза) занималась убийствами и похищениями высокопоставленных чиновников, банкиров и т.п.

В устах баварского министра иностранных дел подобные заявления звучат очень серьезно: в свое время наглость и конспиративные способности RAF были постоянной головной болью полиции, а истерия, поднявшаяся в связи с этим в обществе, чуть не поставила Германию на грань внутриполитического кризиса. При этом немалую часть членов этой организации смогли поймать только в последнее время - после исчезновения ГДР и СССР и в результате кропотливой оперативной работы на восточных землях.

Остальные дискуссии в немецкой прессе последней недели шли вокруг внешней политики.

Министр обороны Петер Штрук заявил, что Германия не будет оказывать ни военную, ни финансовую помощь ?демократическому возрождению Ирака?. В интервью немецкому каналу ZDF он сказал, что допускает усиление НАТО в Ираке, но это ни в коем случае не значит, что таким ?обходным путем? туда попадут немецкие солдаты. Если НАТО допустят в Ирак, каждая страна-участница все равно должна будет сама решать вопрос о степени и способе своего участия в операции. По мнению Штрука, США недооценили ситуацию после окончания войны. Между тем канцлер Шредер, соратник Штрука по партии, заявил, что гражданское управление должно быть как можно быстрее передано в руки иракцев. Германия готова предоставить гуманитарную помощь, а также участвовать в восстановлении инфраструктуры и обучении иракских полицейских и солдат.

Заявления Штрука и Шредера не случайны - они сделаны на фоне постоянной критики США в прессе и усиливающегося в немецком обществе скепсиса по отношению к американской внешней политике.

Новое государство-жулик - Сирия . Таков вывод из заявлений официальных лиц США, пишет Der Spiegel. Американцам нужен образ врага. И теперь Сирия, наряду с Ираном и Северной Кореей, попала в список государств-преступников, которые якобы представляют угрозу для национальной безопасности США. По словам заместителя госсекретаря Соединенных Штатов Джона Болтона, американцы обнаружили, что Сирия предприняла ряд враждебных действий по отношению к вооруженному контингенту союзников в Ираке. Точнее, сирийское правительство ничего не сделало, чтобы предотвратить проникновение мусульманских экстремистов со своей территории на иракскую. Как заявил Болтон, США оставляют за собой право применить любые средства, чтобы предотвратить создание в Сирии атомного, биологического или химического оружия.

Масла в огонь подливают ученые - исследователи ислама и эксперты по терроризму, которые вновь и вновь находят слабые места в позиции Соединенных Штатов. У американской армии есть спутники, которые способны передавать фотоснимки даже с почтовых марок, у них есть лучшие антитеррористические соединения и мощные союзники. Но Усама бен Ладен по-прежнему в бегах. Некоторые эксперты по терроризму даже сомневаются, что США действительно хотят поймать своего любимого врага, пишет Der Spiegel. Может быть, ?король террористов? полезен, потому что людей проще убеждать в необходимости борьбы против зла, когда это зло имеет лицо и может возникнуть в любое время вновь? Бен Ладен уже произвел видеоклипов больше, чем некоторые звезды MTV.

Исследователь терроризма Бернд Георг Тамм утверждает, будто старой ?Аль-Каиды? больше вообще не существует. Она стала легендой, так же как и ее создатели. Для роли, которую играет Усама бен Ладен, совершенно все равно, жив ли он еще или уже умер. Этот человек давно стал чем-то вроде мусульманского Че Гевары: Соединенным Штатам он служит символом Зла, а молодым фанатикам второго поколения ?Аль-Каиды? - образцом. Что будет, если Бен Ладена убьют? Он превратится в мученика, отвечает Кай Хиршман, и.о. директора Института по изучению терроризма в Эссене. Если его убить, то народ начнет бунтовать, ведь их Робин Гуда больше нет. Но еще хуже, если его арестуют и будут судить в западном суде. Тогда этот суд надолго станет для него сценой для провозглашения своих безумных идей. Так что пока все вполне довольны: бен Ладен где-то скрывается и уже не может действовать так же свободно, как раньше. В этой ситуации вокруг него возникает гораздо меньше проблем, чем в случае его поимки. Всего удобней было бы запереть его в каком-нибудь районе, но не ?брать?.

Frankfurter Allgemeine Zeitung попыталась посмотреть со стороны на экономику Германии в состоянии спада. Германия как место для инвестиций потеряла еще не всех своих партнеров - так Frankfurter Allgemeine открыла серию статей, посвященных образу страны у зарубежных инвесторов. В центре внимания автора материала стоит Франция. По его утверждению, иностранные компании в целом довольны тем, как работают немецкие рабочие, особенно с точки зрения общей атмосферы на предприятиях. Одобрение зарубежных менеджеров заслуживает и готовность немцев адаптироваться к новым схемам работы, например, к круглосуточному посменному графику, а также традиционная привязанность к "родному предприятию". Тем не менее в отношении иностранцев к бизнесу в Германии большую роль по-прежнему играют предрассудки. Во Франции Германия традиционно считается трудной площадкой для бизнеса. Это мнение возникло не по политическим причинам - многие французские менеджеры видят в нынешних сложностях соседа всего лишь логическое следствие "проекта Объединение", - равно как и не на предубеждении по отношению к немецким профсоюзам. Но французы считают, что немецкие предприниматели во многих отраслях тайно сговорились не пускать иностранных конкурентов. Кроме того, во Франции почему-то уверены, что немцы в покупках придерживаются традиции "оптовых рынков": чем дешевле - тем лучше, а о сервисе и качестве не думают. Особенно поражает французов то, с каким пренебрежением, даже презрением навалены в немецких супермаркетах товары на полках.

И еще немного внешней политики. Йоханнес Рау, поехав с официальным визитом в Китай, умудрился сесть на шпагат, пишет Der Spiegel: он сумел и похвалить хозяев, и внятно напомнить им о необходимости соблюдать права человека, с которыми в Китае не все в порядке.

В Нанкинском университете Рау произнес речь, на которую редко решаются немецкие политики его калибра, опасаясь слишком четкими критическими высказываниями расстроить подписание выгодных контрактов. По его словам, такая огромная страна, как Китай, не может долго управляться авторитарными методами. Права человека, продолжил немецкий президент, имеют универсальное значение и действуют повсюду в мире. Когда речь идет о них, не может быть никаких компромиссов.

Профессора и студенты слушали Рау почти не шевелясь, не решаясь на аплодисменты. В конце обсуждения один из студентов зачитал традиционное объяснение компартии, почему та не дает реализовать своим 1,28 миллиардам подданных свободу прессы и слова: право на жилье и социальное обеспечение в развивающейся стране важнее, чем эти базовые понятия демократии. ?Нет, - ответил Рау. - Права нельзя менять одно на другое. Я не могу этого принять?. Это, конечно же, выпад и в сторону Шредера с Фишером, которые во время своих визитов всеми силами старались эту тему обходить, ведь им в затылок дышали представители немецкого бизнеса.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.