Помните, как Патрушев вскоре после назначения заявил в интервью, что бывшие гэбэшники=v элита страны и даже термин придумал v «неодворяне»? Так вот, у голубокровых праздник v президент подписал указ, покончивший с эпохой смутного времени, на десять лет разворошившего дворянское гнездо.
Речь идет о реорганизации силовых структур, о которой вчера было объявлено президентом. Об этом уже написано и сказано многое, но событие достаточно заметно, чтобы позволить нам промолчать.
Упраздняются: ФПС (охраняли рубежи), ФАПСИ (подслушивали) v их теперь передают в ведение ФСБ и немного в Минобороны (только последних). По сути организационно новая структура вполне уловимо напоминает КГБ, но за пределами расширенного ФСБ все-таки остается изрядное количество бывших коллег. Свою личную охрану (ФСО) и друзей юности из Службы внешней разведки президент трогать не стал.
Со сборщикам податей из ФСНП делают что-то странное. Их переводят в новую антинаркотическую спецслужбу - Госкомитет по борьбе с оборотом наркотиков и психотропных препаратов. Налоги же теперь будет собирать- МВД. Но приказы в дворянской среде не обсуждаются.
При такой масштабной реорганизации, кадровые перестановки v дело неизбежное. Двоих v главу ФПС Тоцкого и руководителя ФСНП Фрадкова v вывели за скобки, отправив спецпредставителями в Европу.
Однако некоторые назначения выходят за рамки внутренних перестановок внутри спецслужб, переплетаясь с другими сюжетами политической жизни (что само по себе является показателем влияния гэбэшников на жизнь страны). Бывший полномочный представитель президента в Северо-Западном округе Виктор Черкесов переводится на должность главы новосозданной спецслужбы, уступая свое место Валентине Матвиенко, собирающейся далее занять место губернатора Яковлева.
Власть предлагает идеологическое обоснование произошедшему:
На этот раз речь действительно идет об оптимизации структуры силовых ведомств, исходя из реалий сегодняшнего дня: усиления террористической активности в мире, превращения наркоторговли в один из опаснейших для России факторов (Страна.Ру).
Или даже так:
Стиль кадровых и структурных решений президента может служить образцом для предстоящих изменений в правительстве, в частности, в его экономическом блоке. Давно обсуждавшиеся слияния министерства транспорта и МПС или, например, превращение министерств из отраслевых штабов в политически ответственные органы также могут быть проведены решительно и функционально. (там же)
А вот еще заметили:
Заметим, что силовой блок правительства по Конституции формируется главой государства, а экономический - премьер-министром. Почин Владимира Путина в марте 2001 года премьером Михаилом Касьяновым поддержан не был, и никаких серьезных перестановок в экономической части правительства произведено не было. (там же)
Но не все же у нас власть:
Сергей Адамович Ковалев, депутат Государственной Думы (СПС)
Обратное укрупнение спецслужб закономерно v если хочешь контролировать управляемую демократию, нужно иметь большую централизованную контору, в которой сходились бы все рычаги. В частности, я хотел бы обратить внимание на то, что у ФСБ появляются собственные войска. Непонятно, правда, зачем они часть ФАПСИ отдали военным. Прослушивать разговоры, а также обеспечивать секретность прослушивания лучше в централизованной управляющей конторе. Хотят придать должную влиятельность делу управления демократией.
Вообще, влиятельность большой спецслужбы выше, чем маленькой. Но влиятельность и эффективность v это разные вещи. Для эффективности имеется оптимальный размер. Царский черный кабинет считался одной из лучших спецслужб своего времени и был весьма компактным. А для влиятельности, чтобы оказывать давление, оптимального размера не существует v чем больше, тем лучше. Если хотим делать управляемую демократию, то, конечно, нужна большая организация. Опыт США показывает, что полезно запараллеливать спецслужбы, чтобы они могли контролировать друг друга. У нас, что в милиции, что в ФСБ главную роль контрольных органов выполняют службы внутренней безопасности, целью которых является соблюдение чистоты мундира. Общественного контроля над деятельностью спецслужб по сути никогда и не было. Его очень трудно организовать=v=власть отчетливо сопротивляется. Были попытки=v общественный контроль над местами лишения свободы, но это не контроль над органами. Пока себе никто такой вольности не позволил. Все засекречено, а те, кто добираются до секретов, рискуют увеличить армию шпионов. Иные из важных черт и особенностей работы спецслужб выясняются в научно-публицистических исследованиях=v=это=тоже своего рода контроль.
Андрей Андреевич Пионтковский, директор Центра стратегических исследований
Чекистское сообщество считает себя единым, поэтому, в спецслужбах произошедшее будет восприниматься как некая моральная победа. Усиление ФСБ означает дальнейшую «чекизацию» всей страны. Хотя неизвестно, как это все скажется организационно. Опыт зарубежных стран показывает, что укрупнение=v это неверная тенденция. В США, например, десять-двенадцать параллельных организаций, которые осуществляют контроль друг за другом. Вообще, эта ситуация вызывает у меня настороженность. По сути, весь имеющийся гражданский контроль за спецслужбами=v это президент. Даже в советское время контроль над КГБ был сильнее. Партия побаивалась чекистов и старалась их ограничить.
Евгения Альбац, журналистка
Ликвидация налоговой полиции означает, что ее функции возвращаются в управление экономической контрразведки. Я убеждена, что Министерству внутренних дел столь колоссальный ресурс, финансовый и властный, чекисты до конца не отдадут. Я не завидую тем, кто занимается бизнесом в России: их трансакционные издержки возрастут. Это только кажется, что когда платишь в одно место вместо двух или трех v издержки ниже.
12 марта 2003, 09:00