3 июня 2024, понедельник, 07:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 апреля 2002, 15:14

Такая нормальная армия

С российской армией не все в порядке. Никто не хочет в ней служить, и молодых людей приходится тянуть силком. Нижегородским альтернативщикам пришли повестки. Суд объявил эксперимент в Нижнем Новгороде незаконным, а президент обвинил мэра города в недопустимых предвыборных спекуляциях. Союз правых сил, исчерпав возможности для аппаратного продвижения военной реформы, организовал концерт-демонстрацию в Москве и побещал устроить такие же в других городах. СПС не скрывает, что проводит пиар-кампанию. И СПС, и нижегородская мэрия уверены, что выступления в поддержку военной реформы v будь то сокращение сроков призыва либо альтернативная служба v уж точно не отнимут у них голосов на выборах. До сих пор ни один призыв не был отмечен столь бурной полемикой вокруг армейских дел. Теперь, когда президент готов объявить о сокращении срока службы максимум на полгода и когда стало ясно, что реформаторские предложения правых отложены в сторону, Генштаб снова обратит внимание на проект закона об альтернативной гражданской службе. Дума рассмотрит его в апреле.

Вокруг проекта давно идет примечательный диалог. Каким будет новый закон, более или менее известно. Сократить сроки с четырех лет до трех, как предлагают либералы в Думе и профильный комитет по законодательству, видимо, не удастся. Но в любом случае, с проектом Генштаба, который вызвал в конце января форменный скандал, этот закон будет иметь мало общего. Тогда доклад Квашнина привел министров в шок и даже самые спокойные из них сравнили упомянутые Квашниным лагеря для альтернативщиков с зонами строгого режима. Правительство завернуло проект закона, воспользоваться которым не пришло бы в голову самому отъявленному пацифисту. Теперь, проиграв свой первый вариант, Генштаб изо всех сил борется за так называемый "доказательный принцип" прохождения гражданской службы, когда призывник будет обязан убедить комиссию, что не может носить оружие. Иначе, разводит руками отвечающий за призыв замглавы Генштаба генерал-полковник Путилин, повальное уклонение от службы в армии нанесет ущерб обороноспособности страны.

Эта конкретная дискуссия отвлекает от патриотических лозунгов и эмоций. Она внятно отражает общее мнение о Вооруженных силах - и их собственное о себе мнение. Генштаб, например, последовательно отстаивает точку зрения, что если не предлагать вместо службы в армии колонию-поселение, то необходимо хотя бы оставить возможность контролировать ширину альтернативного потока v а то не пойдут служить. Такое представление о престиже военной службы мучительно противоречит пафосу, с которым военное руководство успешно отражает атаки реформаторов. Пафос - в том, что, несмотря на временные трудности, ситуация в армии не требует быстрых радикальных перемен. Относительно возможностей государства и общего достатка все не настолько плохо, дает понять военная бюрократия. Какое общество v такая и армия: будем вместе медленно двигаться вперед.

Тем не менее, если внимательно слушать военных, положение v чрезвычайное. Генерал Путилин даже сравнил охоту за призывниками с профилактикой безопасности в столице в связи с угрозами терактов. Мысль генерала не в том, что уклонисты и террористы одинаково опасны. Он просто ищет аналогию, описывая свою работу. Регулярные рейды милиции - это не облавы, говорит генерал. Возражая против обидного термина, Путилин объясняет, что и экстренные мероприятия в Москве "некоторые товарищи выдают за преследование по национальному признаку". Сейчас не так даже существенно, чем там заняты товарищи. Важно, что вынужденные крайние меры v рутина, когда речь идет о призыве в армию. Так считает руководство.

В сущности, идея написать фиктивный закон об альтернативной службе злой карикатурой повторяет рисунок социалистического военного строительства. Закон, как его видит Генштаб, должен отменить реальность выбора и подтолкнуть призывника в военкомат. На фоне колхозов, прописки и всеобщего материального равенства крепостная солдатская повинность в СССР казалась не таким страшным делом и даже давала некие социальные перспективы. Самый крупный осколок умершей эпохи, сегодняшняя армия, где у людей отбирают паспорт и миллион российских граждан лишают их настоящих прав, скорее похожа на литературную антиутопию в духе Герберта Уэллса. Страна слишком давно живет по другим правилам. А нам объясняют, что без такой армии мир не будет уважать Россию.

Много наговорено о демографическом кризисе в России, который через три-четыре года поставит под угрозу комплектование Вооруженных сил. Военные не спорят с этим. В какой-то момент руководство Генштаба даже подписалось под документом, в котором сказано о необходимости серьезного сокращения срока обязательной службы. Оно и сегодня согласно, что воинская обязанность в наши дни являет собой нечестный налог на бедных и необразованных. Но с недавних пор в связи с этим предлагает отказаться от льгот и отсрочек для студентов и одновременно предоставить уже отслужившим солдатам новые социальные бонусы. Расширение льгот со стороны правительства было непубличным полупризнанием того факта, что российская армия переворачивает принятые представления об устройстве отношений человека с государством. Теперь последует шаг назад.

Закон пройдет в компромиссном варианте. Правительство и думские либералы твердо намерены смягчить его в том, что касается обоснований претензий на альтернативную службу. Возможно, от призывников не потребуется доказывать свои убеждения. По этому закону будет принято считать, что четыре года тяжелой, бесплатной и непрестижной работы "на гражданке" v адекватная альтернатива двум годам военных тягот. Закон очень актуальный. Пока прогрессивное военное начальство размышляет, как улучшить - и стоит ли - существующий порядок, итоги осторожных экспериментов и "поэтапного наращивания" станут известны еще не скоро, отсрочки действительно отменят, а военная реформа надолго останется лейтмотивом политических кампаний.

И дело даже не в дедовщине и не в Чечне, от которых исходит буквальная физическая опасность. Проблема в том, что ответственной элите позволено безболезненно рссуджать об "отдельных недочетах" Вооруженных сил, устроенных по принципу всеобщей галерно-каторжной повинности, где полковник с плаца v то ли на страже родины, то ли лагерный охранник.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.